И.К. Айвазовский. Автопортрет. 1874. Все фото - из открытых источников.
Предки Айвазовского (они носили фамилию Айвазян, полонизированная форма – Гайвазовский) бежали во время турецкого геноцида армян в Польшу, а затем перебрались в Крым, в Феодосию. Там и родился будущий художник в 1817 году в небогатой купеческой семье. Мальчик с детства демонстрировал рвение к творчеству, однако краски и бумага в руки ему попадали нечасто. Поэтому в основном приходилось использовать подручные средства, чаще всего это был уголь и стены домов. Градоначальник Феодосии Александр Казначеев однажды заинтересовался подобным "настенным рисунком" и пожелал познакомиться с автором. Именно от него юный Айвазовский получил в подарок первые краски и бумагу. Казначеев стал щедрым покровителем юного дарования: определил Айвазовского в Симферопольскую гимназию, затем способствовал зачислению мальчика за казенный счет в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.
В Академии Айвазовский делал успехи, его картины замечали и хвалили, и перед ним открывались удивительные возможности. Подающего надежды Айвазовского направили в помощники принятого при дворе и чрезвычайно любимого французского живописца-мариниста Филиппа Таннера, которого император пригласил для написания видов российских портов. Работы было много, и студент совсем измучился в процессе подготовки мастера к выставке. Однажды его встретил президент Академии Оленин. Встревоженный изможденным видом юноши, Оленин пригласил его к себе в имение, где Айвазовский восстановил силы и написал пару своих марин. Президент по личной инициативе представил их на академической выставке 1836 года.
И. Айвазовский. "Крымский вид" (до 1836 года).
Для Айвазовского эта выставка памятна еще и тем, что здесь его высоко оценил Карл Брюллов, которого он считал своим главным вдохновителем: "Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря...". Там же Айвазовский познакомился с Пушкиным, и эта встреча глубоко запала в душу художнику. В дальнейшем он написал множество картин, посвященных Пушкину, который умер спустя год после их знакомства.
И. Айвазовский. "Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)". 1877 год.
Работы Айвазовского получали лишь положительные рецензии! Были и такие, в которых картину Айвазовского противопоставляли манерным полотнам Таннера. Такое сравнение чрезвычайно оскорбило Таннера, и он, пользуясь положением приближенного к императору мастера живописи, пожаловался, что Айвазовский "похитил его секреты" и через его голову выставил свои картины на выставке. Нарушений субординации Николай I не любил, так что повелел работы строптивого ученика убрать. И здесь проявилось удивительное везение Ивана Константиновича Айвазовского на людей, готовых принять участие в его судьбе. О нем ходатайствовали самые выдающиеся умы Российской империи: Жуковский, Глинка, Оленин, Кукольник. На защиту молодого дарования встал и учитель рисования императорских детей, профессор Академии Александр Зауервейд. Ему удалось смягчить гнев Николая I. Вскоре юноша, успешно закончив Академию, был направлен на стажировку в Крым, а потом и в Европу.
В Европе художник Айвазовский впервые оказался в возрасте 23 лет, готовый получить ценный опыт в живописи. В то время особо актуальной считалась работа с натуры. Иван Константинович честно пытался следовать модным тенденциям: в Сорренто три недели писал он виды с натуры, обследуя все окрестные пляжи. А после Айвазовский, согласно своей привычке, изобразил в мастерской по памяти две картины. Каково же было изумление художника, когда на выставке зрители равнодушно проходили мимо его "натуры" и восхищались "придуманными" маринами. С этого момента он перестал пытаться втиснуть себя в тесные рамки правил и канонов. Выбранный творческий путь оказался удачным. Успех и восхищение поджидали Айвазовского по всей Европе, где он работал с величайшим вдохновением: в Италии, Швейцарии, Голландии, Англии, Франции, Португалии и Испании его картины восхваляли, покупали и даже копировали.
И. Айвазовский. "Неаполитанский залив" (1841 год).
В 1844 году 27-летний Иван Константинович успел покорить Европу, а по возвращении стать академиком и официальным художником морского флота. Ему было поручено написать виды русских портов и приморских городов, чем Иван Константинович Айвазовский с огромным удовольствием и занимался, ведь любовь к флоту и кораблям он пронес через всю жизнь.
Он обласкан императором, он любим светом, дружен со знаменитыми писателями, композиторами, художниками. Знакомство с суровых нравов критиком
Виссарионом Белинским внесло тревожные ноты в эту столичную идиллию. Белинский не был любителем сантиментов: он признал огромный талант Айвазовского, но указал ему на поджидающую опасность. "Уезжайте отсюда, Иван Константинович. Погубит вас Санкт-Петербург. Не для таких, как вы, этот город... Вы погубите свой счастливый дар на царских заказах и на заказах его вельмож". Айвазовский и сам помнил, как его карьера чуть не разрушилась в молодости, да к тому же его действительно невыносимо тянуло к морю.
И. Айвазовский. "Черное море" (1881 год).
Так что успешный и популярный художник, вызвав недоумение в самых модных гостиных Петербурга, в расцвете славы взял и уехал в провинциальную Феодосию. И ни разу об этом не пожалел: Иван Константинович очень любил свой город. Он стал настоящим меценатом и крестным отцом для Феодосии: устроил здесь театр, художественную школу, галерею, двери его дома всегда были открыты для горожан. Он приложил множество усилий, чтобы в Феодосии был построен порт и проложена железная дорога, подарил городу водопровод.
Сегодня картины Айвазовского выставляются в лучших галереях по всему миру, они присутствуют и в каталогах авторитетных аукционов и имеют неимоверный успех. Самые богатые коллекционеры желают заполучить работы Ивана Константиновича за огромные суммы. Но наиболее значимые картины художника остаются в музеях и доступны публике: полотно "Среди волн" выставляется в Галерее Айвазовского в родной Феодосии, "Девятый вал" в Русском музее, "Черное море" в Третьяковской галерее.
Фото: И. Айвазовский "Девятый вал" (1850 год).