Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Жизнь и творческий путь Ивана Константиновича Айвазовского

29 июля 2022 года исполняется 205 лет со дня рождения великого художника-мариниста.

И.К. Айвазовский. Автопортрет. 1874. Все фото - из открытых источников.
И.К. Айвазовский. Автопортрет. 1874. Все фото - из открытых источников.

Иван Константинович Айвазовский – самый известный русский художник-маринист, признанный еще при жизни как на родине, так и во всем мире. О творческом и жизненном пути от феодосийского мальчишки, рисующего на стенах домов, до одного из самых знаменитых и успешных мастеров своего времени читайте в материале "Ревизора.ru".

Предки Айвазовского (они носили фамилию Айвазян, полонизированная форма – Гайвазовский) бежали во время турецкого геноцида армян в Польшу, а затем перебрались в Крым, в Феодосию. Там и родился будущий художник в 1817 году в небогатой купеческой семье. Мальчик с детства демонстрировал рвение к творчеству, однако краски и бумага в руки ему попадали нечасто. Поэтому в основном приходилось использовать подручные средства, чаще всего это был уголь и стены домов. Градоначальник Феодосии Александр Казначеев однажды заинтересовался подобным "настенным рисунком" и пожелал познакомиться с автором. Именно от него юный Айвазовский получил в подарок первые краски и бумагу. Казначеев стал щедрым покровителем юного дарования: определил Айвазовского в Симферопольскую гимназию, затем способствовал зачислению мальчика за казенный счет в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

В Академии Айвазовский делал успехи, его картины замечали и хвалили, и перед ним открывались удивительные возможности. Подающего надежды Айвазовского направили в помощники принятого при дворе и чрезвычайно любимого французского живописца-мариниста Филиппа Таннера, которого император пригласил для написания видов российских портов. Работы было много, и студент совсем измучился в процессе подготовки мастера к выставке. Однажды его встретил президент Академии Оленин. Встревоженный изможденным видом юноши, Оленин пригласил его к себе в имение, где Айвазовский восстановил силы и написал пару своих марин. Президент по личной инициативе представил их на академической выставке 1836 года.

И. Айвазовский. "Крымский вид" (до 1836 года). 

Для Айвазовского эта выставка памятна еще и тем, что здесь его высоко оценил Карл Брюллов, которого он считал своим главным вдохновителем: "Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря...". Там же Айвазовский познакомился с Пушкиным, и эта встреча глубоко запала в душу художнику. В дальнейшем он написал множество картин, посвященных Пушкину, который умер спустя год после их знакомства.

И. Айвазовский. "Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)". 1877 год.

Работы Айвазовского получали лишь положительные рецензии! Были и такие, в которых картину Айвазовского противопоставляли манерным полотнам Таннера. Такое сравнение чрезвычайно оскорбило Таннера, и он, пользуясь положением приближенного к императору мастера живописи, пожаловался, что Айвазовский "похитил его секреты" и через его голову выставил свои картины на выставке. Нарушений субординации Николай I не любил, так что повелел работы строптивого ученика убрать. И здесь проявилось удивительное везение Ивана Константиновича Айвазовского на людей, готовых принять участие в его судьбе. О нем ходатайствовали самые выдающиеся умы Российской империи: Жуковский, Глинка, Оленин, Кукольник. На защиту молодого дарования встал и учитель рисования императорских детей, профессор Академии Александр Зауервейд. Ему удалось смягчить гнев Николая I. Вскоре юноша, успешно закончив Академию, был направлен на стажировку в Крым, а потом и в Европу.

В Европе художник Айвазовский впервые оказался в возрасте 23 лет, готовый получить ценный опыт в живописи. В то время особо актуальной считалась работа с натуры. Иван Константинович честно пытался следовать модным тенденциям: в Сорренто три недели писал он виды с натуры, обследуя все окрестные пляжи. А после Айвазовский, согласно своей привычке, изобразил в мастерской по памяти две картины. Каково же было изумление художника, когда на выставке зрители равнодушно проходили мимо его "натуры" и восхищались "придуманными" маринами. С этого момента он перестал пытаться втиснуть себя в тесные рамки правил и канонов. Выбранный творческий путь оказался удачным. Успех и восхищение поджидали Айвазовского по всей Европе, где он работал с величайшим вдохновением: в Италии, Швейцарии, Голландии, Англии, Франции, Португалии и Испании его картины восхваляли, покупали и даже копировали.

И. Айвазовский. "Неаполитанский залив" (1841 год). 

В 1844 году 27-летний Иван Константинович успел покорить Европу, а по возвращении стать академиком и официальным художником морского флота. Ему было поручено написать виды русских портов и приморских городов, чем Иван Константинович Айвазовский с огромным удовольствием и занимался, ведь любовь к флоту и кораблям он пронес через всю жизнь.

Он обласкан императором, он любим светом, дружен со знаменитыми писателями, композиторами, художниками. Знакомство с суровых нравов критиком Виссарионом Белинским внесло тревожные ноты в эту столичную идиллию. Белинский не был любителем сантиментов: он признал огромный талант Айвазовского, но указал ему на поджидающую опасность. "Уезжайте отсюда, Иван Константинович. Погубит вас Санкт-Петербург. Не для таких, как вы, этот город... Вы погубите свой счастливый дар на царских заказах и на заказах его вельмож". Айвазовский и сам помнил, как его карьера чуть не разрушилась в молодости, да к тому же его действительно невыносимо тянуло к морю. 

И. Айвазовский. "Черное море" (1881 год).

Так что успешный и популярный художник, вызвав недоумение в самых модных гостиных Петербурга, в расцвете славы взял и уехал в провинциальную Феодосию. И ни разу об этом не пожалел: Иван Константинович очень любил свой город. Он стал настоящим меценатом и крестным отцом для Феодосии: устроил здесь театр, художественную школу, галерею, двери его дома всегда были открыты для горожан. Он приложил множество усилий, чтобы в Феодосии был построен порт и проложена железная дорога, подарил городу водопровод.

Сегодня картины Айвазовского выставляются в лучших галереях по всему миру, они присутствуют и в каталогах авторитетных аукционов и имеют неимоверный успех. Самые богатые коллекционеры желают заполучить работы Ивана Константиновича за огромные суммы. Но наиболее значимые картины художника остаются в музеях и доступны публике: полотно "Среди волн" выставляется в Галерее Айвазовского в родной Феодосии, "Девятый вал" в Русском музее, "Черное море" в Третьяковской галерее.

Фото: И. Айвазовский "Девятый вал" (1850 год). 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть