Фото: картина "Приказ Учителя" http://gallery.facets.ru/show.php?id=4156
Откуда Рерих в Загребе?
В 1932 году из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке партия картин отправилась в мировое турне (Рига, Загреб, Белград, Буэнос-Айрес, Прага). В программе деятельности знаменитого музея был прописан пункт об обязательных выставках картин художника в разных частях света.
В Загреб картины Рериха прибыли в 1933 году, и тогда была организована постоянная выставка полотен в музее Югославской Академии наук. В 1934 году 24 из них перешли в Белградский музей принца Павла, а 10 были отданы в музей Moderna galerija в Загребе на хранение. Среди них оказались Ашрам (1931), Приказ Учителя (1931), Тибетский стан (1931), Путь в Кайлас (1931), Идолы (1910), Паранирвана Paranirvana (1926), Утрення процессия (1931), Канченджанга (1924), Обитель Учителя (1931), Ташидинг (1924). Эта акция была проведена в связи с возможным прибытием в Загреб самого Николая Рериха, избранного в почётные члены Югославской Академии Наук ещё в 1930 г.
Ненужное наследство
Фото: из каталога музея Moderna galerija. Канченджанга (1924)
Николай Рерих свои картины никогда не передавал в дар, но щедро делился ими для временного экспонирования. Однако бывает, что время и исторические события грубо нарушают волю человека. Именно так и случилось с "загребской" коллекцией, которая так и осталась в городе из-за Второй мировой войны. В то время вопросами возвращения полотен Рериху, жившему уже в Индии, никто не имел возможности заниматься.
В 1947 году художник умирает. Его семья, помнящая о застрявшей в Загребе коллекции, никак не может найти верные решения по её возвращению. Рерихи мечтали вернуть картины, но очень не хотели, чтобы полотна попали в Нью-Йорк. Сын художника, Святослав Рерих пишет к матери, Елене Рерих, что теперь картины отца находятся в музейном складе в Загребе и их не выставляют: "Это узнали мои знакомые, которые ездили в Югославию. Но надо быть очень осторожными, чтобы не привлечь происки американских захватчиков. Пусть так лежит, пока не придумаем конкретные шаги...". (Л. Сорокина. Семья Рерихов, с. 350).
Увы, никто так и не смог найти верных решений, и картины по сей день томятся в запасниках Moderna galerija. Время от времени, согласно музейному плану работы, их выставляют, выпускают каталог, а потом снова убирают в тень.
Последняя такая выставка прошла в Moderna galerija в 2011 году, но за отсутствием знаний у широкой публики о Николае Рерихе, его философии и жизненной миссии, а также необходимой в таком случае рекламно-просветительской программы выставку посетили всего 10 человек. Трудно вообразить такую ситуацию на родине художника. В России, чтоб воочию посмотреть на полотна Николая Рериха, тем более малоизвестные, ценители едут даже из Сибири.
Когда увидят настоящий свет картины Рериха в Загребе?
Фото: из каталога музея Moderna galerija. Ташидинг (1924)И по сей день картины великого русского художника, кавалера Югославского ордена Св. Саввы и члена Югославской Академии наук находятся в запасниках
Moderna galerija. Их хранителем является музейный советник госпожа Даяна Власавлевич. Она хорошо знает цену картинам Рериха и сожалеет о нынешних условиях их содержания. Кроме того, в частной беседе она выразила сожаление о том, что
Moderna galerija ведёт сотрудничество с Нью-Йоркским музеем и некоторыми другими, но ни с одним из русских музеев в связи с рериховским собранием в рабочих контактах не состоит. С согласия и поддержки госпожи Даяны Власавлевич в марте 2015 года стараниями некоторых русских энтузиастов, живущих в Загребе, был установлен контакт с сотрудниками Рериховского отдела Музея Востока в Москве, которые с готовностью откликнулись на призыв о сотрудничестве. Заведующий отделом "Наследие Рерихов" Музея Востока Владимир Росов и сам всерьёз заинтересовался загребской коллекцией Рериха и других заразил, например, специалистов из Италии и Швейцарии. Однако хорватская сторона в одностороннем порядке без объяснения причин отказалась от своей же инициативы и закрылась для сотрудничества с российскими специалистами.
Фото:
из каталога музея Moderna galerija. Тибетский стан (1931)Между тем, "загребские" картины, уникальны. Да, их немного, но разворот сюжета, порою не раз повторенного мастером позднее, размер полотен, их цветовая гамма и композиционные вариации позволяют знатокам творчества Николая Рериха говорить о том, что все эти картины бесценны и, безусловно, стоят того, чтобы быть помещёнными на постоянную экспозицию, оценёнными и включенными в каталоги его работ. На данный момент в каталоге картин Николая Рериха из десяти "загребских" полотен значатся семь: "
Ашрам", "
Идолы", "Путь в Кайлас", "
Паранирвана", "Ташидинг" и "
Приказ Учителя".
И всё-таки, дело не пропало. Как известно из интервью от 16 июля 2016 года с главой дипломатической миссии Хорватии в России Игорем Показом, на высоком уровне ведутся "переговоры о проведении выставки из более чем десяти работ Николая Рериха, которые находятся в Загребе и никогда прежде не выставлялись в России... Однако этот проект пришлось временно приостановить из-за недостаточных финансовых возможностей".
Добавим, что этот проект не только временно остановленный, но и не доведённый до сведения музейщиков в качестве предполагаемого.
И всё-таки будем надеяться, что не на словах, а на деле в Хорватии хотят, чтобы "в России лучше знали культуру Хорватии, а в Хорватии – культуру России", а картины Николая Рериха все-таки побывали на родине своего создателя и были выставлены для обозрения всем желающим увидеть их воочию, почувствовать их энергию, оценить фактуру мазка, игру цвета и света...