"Римский-Корсаков – 175": Мариинский театр отмечает юбилей композитора
20 марта 2019
Навстречу морю и солнцу: в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова открылась выставка Георгия Кара-Мурзы
20 марта 2019
Гуманный цирк: бить или не бить
20 марта 2019
Международный Конкурс-фестиваль молодых исполнителей на деревянных медных духовых и ударных инструментах имени Ю.Н. Должикова: афиша
19 марта 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В ГМИРЛИ имени В.И. Даля открылась выставка "Литературные войны 1920-1930-х годов: РАПП и его попутчики"

За двадцать лет исчезли сотни писательских групп и направлений

Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Что происходит с литературой, когда она оказывается под давлением тоталитарной власти? Когда уходит воздух, и требований становится больше, чем свободы? За каждое неугодное слово приходится давать ответ, и основной задачей литературы становится конструирование "человеческих душ". Останется ли в истории что-то, что сможет выйти за пределы своего времени, не законсервироваться в нём? Сотрудники музея проделали титанический труд по реконструкции тяжело усваиваемого периода в русской литературе и показали литературную действительность — хронику без предвзятого мнения, заранее установленной оценки или субъективности.

1920-30 годы заняли в здании Литературного музея пять комнат, каждая из которых показывает литературную действительность определённого этапа как будто в срезе. Стены первой комнаты увешаны сотней стендов с цитатами (и текст на этой выставке превалирует – невозможно показать литературу и избежать цитирования), фотографиями, шаржами того времени одних писателей на других и множество книг. В этой комнате глаза разбегаются, потому что отовсюду смотрят лица с архивных фотографий. Все они – писатели постреволюционной России, разбившиеся на кружки, которые были в очень тесном соперничестве между собой. Как на шарже, изображённом на афише выставки: писатели бегут друг за другом по кругу, и каждый старается вонзить ближайшему в спину нож. Но если сравнить с тем, что будет дальше – здесь кажется свободно, здесь – масса возможностей.


Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Петр Зайцев писал: "Как будто её (Москвы) кварталы, улицы, тупики (…) породили бесчисленное множество направлений, течений, групп, и группировочек, и кружочков от которых поэты выступают…" И это действительно так. Всюду группировки с лозунгами и их альманахи, которые позволяют судить об особой активности в литературе и о времени, которое могло позволить себе эту активность. Отношения между участниками писательских направлений заострены до предела; яркие шаржи на стенах дают почувствовать оживлённый диалог о мнениях и взглядах — на будущее России, на литературу, на настоящее. На одной из стен первой комнаты есть карикатура — писатели той эпохи по два-три стоят группами, и каждая из этих групп — представители направлений, что позволяет судить о волне упорядочивания в литературных кругах. Но все кружки рано или поздно иссякают себя, и либо исчезают, либо становятся частью чего-то большего — второй комнаты.

"Попутчиком мы называем в литературе, как и в политике, того, кто, ковыляя и шатаясь, идёт до известного пункта по тому же пути, по которому мы с вами идём гораздо дальше. Кто идёт против нас, тот не попутчик, тот враг, того мы при случае высылаем за границу, ибо благо революции для нас высший закон" — именно такое определение попутчикам даёт Лев Давидович Троцкий в 1924 году. Андрей Платонов, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Михаил Булгаков — все они считались "попутчиками", но кто же тогда был "мы с вами", о которых говорит Троцкий? Материалы так и расположены по стенам комнаты: справа — РАППповцы, слева — попутчики.  И справа висят портреты и биографии членов Российской ассоциации пролетарских писателей —Александр Афиногенов, Юрий Либединский, Владимир Ермилов… Основными задачами РАППовцев были "борьба с враждебной идеологией на литературном фронте", "усвоение пролетарского мировоззрения", "срывание всех и всяческих масок" — прямой заказ советской власти, яркий пример того, как литература может стать частью политического режима.


Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля

"Есть разные производства: артиллерии, автомобили, машины. Вы тоже производите товар. Очень нужный нам товар, интересный товар — души людей… Но и вы помогите переделке его души. Это важное производство — души людей. И вы — инженеры человеческих душ"— говорит Сталин писателям на одном из стендов второй комнаты. "Нельзя думать, что революция требует всего того, что делают рапповцы. Это не в интересах ни революции, ни партии. Они убили критику. Они душат творчество. Они — прямо вредят искусству" — пишет 3 ноября 1931 Вячеслав Полонский в своём дневнике.

Но и РАПП закончился. А за ним был единый Союз писателей, который иллюстрирует третья комната. В ней — огромная карта на всю стену; на неё наложены карточки членов Союза и выдержки из их произведений и воспоминаний. Помимо этого — стенд, иллюстрирующий строение Беломорканала, куда было сослано множество писателей. Представлены разные взгляды на происходящее: от восторженных до самых пессимистичных. О книге, посвящённой Беломорско-Балтийскому каналу, писал Александр  Солженицын: "…Позорная книга о Беломорканале впервые в русской литературе восславившая рабский труд".


Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля

И над этим периодом возвышается цитата из "Котлована" Андрея Платонова, отражая его: "Новые землекопы постепенно обжились и привыкли работать, каждый из них придумал себе идею будущего спасения отсюда — один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате, — и каждый с усердием рыл землю, постоянно помня эту свою идею спасения".
Следующая комната — кабинет следователя. По столу разбросаны дела о писателях, их фотографии. Гремят клавиши печатной машинки.

" — Я схожу с ума, — сказал он, — когда думаю, что каждую ночь тысячи людей бросают в огонь свои дневники" — выбита белыми буквами по стене цитата из Вениамина Каверина.  Всё меньше оставалось угодных для власти писателей, и всё жестче становился режим. Литературная война вышла на новый уровень, и сражаются уже не группы писателей, а власть и писатели. И эта комната — могильная плита всей прошлой литературе; по другую сторону стола следователя — выдержки из дневников, где почти каждый день писателей арестуют или задерживают. И что дальше?

Последняя комната — своеобразный памятник тем, кто вышел из этой войны победителем.  Тем, кто оказался напечатан и прочитан; пусть и часто уже посмертно, пусть и спустя десятилетия, но остался в памяти, на губах, испускающих звук, в наших руках. Тем, кого не смогла задавить жестокость или запрет.
Эпоху, как и выставку, тяжело обобщить. Она — неоднородна и пестрит событиями, настроения меняются так часто, что за ними не успеваешь следить, переключиться. Слишком много она несёт в себе. Тёмная и до этого неизученная, потому что всего лишь сто лет прошло, но она может быть открыта сейчас, и музей — одна из лучших форм её освоения.

Выставка будет работать до 12 мая 2019 года.


 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

"Римский-Корсаков – 175": Мариинский театр отмечает юбилей композитора
Навстречу морю и солнцу: в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова открылась выставка Георгия Кара-Мурзы
Гуманный цирк: бить или не бить
Международный Конкурс-фестиваль молодых исполнителей на деревянных медных духовых и ударных инструментах имени Ю.Н. Должикова: афиша
"Талант, согревающий добром": итоги конкурса юных поэтов-песенников подвели в ОП РФ
Новости музея
В Белгородском художественном музее откроется выставка, посвящённая театру
Сегодня 11:25
В конфликт из-за просьбы о передаче Спасо-Андроникова монастыря РПЦ вмешались музейное сообщество и Владимир Толстой
Вчера 19:00
РПЦ просит московский Музей Рублева переехать из Спасо-Андроникова монастыря из-за тесноты
Вчера 18:30
В Рязанском кремле откроется выставка японской живописи
Вчера 17:50
Эрмитаж во Дворце Меншикова представил картину Питера Брейгеля младшего "Проповедь Иоанна Крестителя"
Вчера 15:31
В Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова представили выставку "Город на Неве"
Вчера 14:30
Плесский художник Глеб Жуков покажет парижские работы
18 марта 21:00
Костромичи увидят художественные образы театра "Полином"
18 марта 20:30
В Ярославле пройдет фестиваль современных художников ART NON-STOP
18 марта 19:20
В Белгородском художественном музее откроется выставка, посвящённая театру
Сегодня 11:25
В конфликт из-за просьбы о передаче Спасо-Андроникова монастыря РПЦ вмешались музейное сообщество и Владимир Толстой
Вчера 19:00
РПЦ просит московский Музей Рублева переехать из Спасо-Андроникова монастыря из-за тесноты
Вчера 18:30
В Рязанском кремле откроется выставка японской живописи
Вчера 17:50
Эрмитаж во Дворце Меншикова представил картину Питера Брейгеля младшего "Проповедь Иоанна Крестителя"
Вчера 15:31
В Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова представили выставку "Город на Неве"
Вчера 14:30
Плесский художник Глеб Жуков покажет парижские работы
18 марта 21:00
Костромичи увидят художественные образы театра "Полином"
18 марта 20:30
В Ярославле пройдет фестиваль современных художников ART NON-STOP
18 марта 19:20
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЯ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть