Сказка о Золушке, приключения Синдбада и странствия Синухеты
22 мая 2019
"Нано-опера", день второй, тур первый.
21 мая 2019
Читать – модно! Обзор новинок художественной прозы для молодёжи
21 мая 2019
Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси
21 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В ГМИРЛИ имени В.И. Даля открылась выставка "Литературные войны 1920-1930-х годов: РАПП и его попутчики"

За двадцать лет исчезли сотни писательских групп и направлений

Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Что происходит с литературой, когда она оказывается под давлением тоталитарной власти? Когда уходит воздух, и требований становится больше, чем свободы? За каждое неугодное слово приходится давать ответ, и основной задачей литературы становится конструирование "человеческих душ". Останется ли в истории что-то, что сможет выйти за пределы своего времени, не законсервироваться в нём? Сотрудники музея проделали титанический труд по реконструкции тяжело усваиваемого периода в русской литературе и показали литературную действительность — хронику без предвзятого мнения, заранее установленной оценки или субъективности.

1920-30 годы заняли в здании Литературного музея пять комнат, каждая из которых показывает литературную действительность определённого этапа как будто в срезе. Стены первой комнаты увешаны сотней стендов с цитатами (и текст на этой выставке превалирует – невозможно показать литературу и избежать цитирования), фотографиями, шаржами того времени одних писателей на других и множество книг. В этой комнате глаза разбегаются, потому что отовсюду смотрят лица с архивных фотографий. Все они – писатели постреволюционной России, разбившиеся на кружки, которые были в очень тесном соперничестве между собой. Как на шарже, изображённом на афише выставки: писатели бегут друг за другом по кругу, и каждый старается вонзить ближайшему в спину нож. Но если сравнить с тем, что будет дальше – здесь кажется свободно, здесь – масса возможностей.


Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Петр Зайцев писал: "Как будто её (Москвы) кварталы, улицы, тупики (…) породили бесчисленное множество направлений, течений, групп, и группировочек, и кружочков от которых поэты выступают…" И это действительно так. Всюду группировки с лозунгами и их альманахи, которые позволяют судить об особой активности в литературе и о времени, которое могло позволить себе эту активность. Отношения между участниками писательских направлений заострены до предела; яркие шаржи на стенах дают почувствовать оживлённый диалог о мнениях и взглядах — на будущее России, на литературу, на настоящее. На одной из стен первой комнаты есть карикатура — писатели той эпохи по два-три стоят группами, и каждая из этих групп — представители направлений, что позволяет судить о волне упорядочивания в литературных кругах. Но все кружки рано или поздно иссякают себя, и либо исчезают, либо становятся частью чего-то большего — второй комнаты.

"Попутчиком мы называем в литературе, как и в политике, того, кто, ковыляя и шатаясь, идёт до известного пункта по тому же пути, по которому мы с вами идём гораздо дальше. Кто идёт против нас, тот не попутчик, тот враг, того мы при случае высылаем за границу, ибо благо революции для нас высший закон" — именно такое определение попутчикам даёт Лев Давидович Троцкий в 1924 году. Андрей Платонов, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Михаил Булгаков — все они считались "попутчиками", но кто же тогда был "мы с вами", о которых говорит Троцкий? Материалы так и расположены по стенам комнаты: справа — РАППповцы, слева — попутчики.  И справа висят портреты и биографии членов Российской ассоциации пролетарских писателей —Александр Афиногенов, Юрий Либединский, Владимир Ермилов… Основными задачами РАППовцев были "борьба с враждебной идеологией на литературном фронте", "усвоение пролетарского мировоззрения", "срывание всех и всяческих масок" — прямой заказ советской власти, яркий пример того, как литература может стать частью политического режима.


Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля

"Есть разные производства: артиллерии, автомобили, машины. Вы тоже производите товар. Очень нужный нам товар, интересный товар — души людей… Но и вы помогите переделке его души. Это важное производство — души людей. И вы — инженеры человеческих душ"— говорит Сталин писателям на одном из стендов второй комнаты. "Нельзя думать, что революция требует всего того, что делают рапповцы. Это не в интересах ни революции, ни партии. Они убили критику. Они душат творчество. Они — прямо вредят искусству" — пишет 3 ноября 1931 Вячеслав Полонский в своём дневнике.

Но и РАПП закончился. А за ним был единый Союз писателей, который иллюстрирует третья комната. В ней — огромная карта на всю стену; на неё наложены карточки членов Союза и выдержки из их произведений и воспоминаний. Помимо этого — стенд, иллюстрирующий строение Беломорканала, куда было сослано множество писателей. Представлены разные взгляды на происходящее: от восторженных до самых пессимистичных. О книге, посвящённой Беломорско-Балтийскому каналу, писал Александр  Солженицын: "…Позорная книга о Беломорканале впервые в русской литературе восславившая рабский труд".


Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля

И над этим периодом возвышается цитата из "Котлована" Андрея Платонова, отражая его: "Новые землекопы постепенно обжились и привыкли работать, каждый из них придумал себе идею будущего спасения отсюда — один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате, — и каждый с усердием рыл землю, постоянно помня эту свою идею спасения".
Следующая комната — кабинет следователя. По столу разбросаны дела о писателях, их фотографии. Гремят клавиши печатной машинки.

" — Я схожу с ума, — сказал он, — когда думаю, что каждую ночь тысячи людей бросают в огонь свои дневники" — выбита белыми буквами по стене цитата из Вениамина Каверина.  Всё меньше оставалось угодных для власти писателей, и всё жестче становился режим. Литературная война вышла на новый уровень, и сражаются уже не группы писателей, а власть и писатели. И эта комната — могильная плита всей прошлой литературе; по другую сторону стола следователя — выдержки из дневников, где почти каждый день писателей арестуют или задерживают. И что дальше?

Последняя комната — своеобразный памятник тем, кто вышел из этой войны победителем.  Тем, кто оказался напечатан и прочитан; пусть и часто уже посмертно, пусть и спустя десятилетия, но остался в памяти, на губах, испускающих звук, в наших руках. Тем, кого не смогла задавить жестокость или запрет.
Эпоху, как и выставку, тяжело обобщить. Она — неоднородна и пестрит событиями, настроения меняются так часто, что за ними не успеваешь следить, переключиться. Слишком много она несёт в себе. Тёмная и до этого неизученная, потому что всего лишь сто лет прошло, но она может быть открыта сейчас, и музей — одна из лучших форм её освоения.

Выставка будет работать до 12 мая 2019 года.


 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕИ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Сказка о Золушке, приключения Синдбада и странствия Синухеты
"Нано-опера", день второй, тур первый.
Читать – модно! Обзор новинок художественной прозы для молодёжи

В Москве

Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси
Открытие IV Международного конкурса оперных режиссёров "Нано-опера"
Бэкон, Пушкинский Давид — Итальянский двор с "Барокко-бит"
Новости музеи
В рамках фестиваля "Знакомьтесь - заповедники!" в Государственном Дарвиновском музее пройдёт лекция о леопарде
Сегодня 10:14
Столичные музеи будут представлены на международном фестивале "Интермузей"
Вчера 20:31
В Санкт-Петербурге открывается международный фестиваль песчаных скульптур "Затерянные миры"
Вчера 17:00
Московский Музей Щусева готовит выставку "Пионеры советского модернизма"
Вчера 13:15
В Рязанском художественном музее открывается выставка живописи и графики из фондов Липецкого краеведческого музея
Вчера 12:54
Реставраторы отделили авторский холст пострадавшей картины Репина
20 мая 19:00
В Санкт-Петербурге открывается VI Общероссийская выставка-фестиваль "Первозданная Россия"
20 мая 17:00
Государственный исторический музей открывает информационный центр для туристов
20 мая 11:17
Как относятся граждане России к "Ночи музеев"
17 мая 14:31
"Секретная лаборатория или Надежда Дарвиновского музея" - сегодня открывается выставка о первой в мире женщине-зоопсихологе
16 мая 15:25
В Государственном музее Л.Н. Толстого открывается выставка к 175-летию со дня рождения Софьи Андреевны Толстой
16 мая 14:02
В выставочных залах ГМИРЛИ имени В.И. Даля - Доме И.С. Остроухова в Трубниках открывается выставка о философе Георгии Гачеве
15 мая 10:00
Музей Победы представил постоянную экспозицию "Подвиг Армии"
8 мая 17:06
Музей Победы представит световое кино о Великой Отечественной войне
7 мая 14:58
9 мая на фасаде Музея Победы покажут фильмы о войне
7 мая 10:40
ГЦТМ имени А.А. Бахрушина ко Дню Победы представит литературно-музыкальную композицию "Дневник фронтового театра"
6 мая 16:20
Музей Победы представит пассажирам метро малоизвестные факты о Великой Отечественной войне
6 мая 12:30
В Государственном музее-усадьбе "Остафьево" открывается выставка, приуроченная к юбилею со дня рождения Николая Гоголя
25 апреля 10:51
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть