Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

3 октября 2016 12:04

Люди в культуре: хранитель музея о привидениях, странных посетителях и сотрудничестве с масонской ложей

Хранители музея – кто они? Как и почему попадают в профессию? Наш корреспондент Элина Гарипова за чашкой ароматного чая с яблочным пирогом и смородиновым вареньем поговорила с хранительницей Музея военной славы в Уфе

Фото: lightroom.ru
Фото: lightroom.ru

Почему иностранцы самые странные посетители? Как с первого взгляда вычислить черных скупщиков? Почему нынешние школьники знают историю лучше, чем взрослые – об этом рассказывает хранительница уфимского музея, старожил в профессии.

О любви к истории и начале карьеры

Работать в музее может только человек, который по-настоящему любит историю. Банально, но правда. Все началось еще в детстве. Лет с пяти я связывала свое будущее только с археологией, помню, мечтала, по меньшей мере найти свою Трою. Но этому, увы, не суждено было сбыться. Хотя, кто знает? Может быть, мне еще повезет...  

Закончив школу, я уже твердо знала, что пойду на исторической факультет. Так и вышло. Поступила. Каждое лето нам, студентам, приходилось трудиться на раскопках. Вместо любовных приключений – археологические: от рассвета до заката мы махали лопатами, мечтали о дожде, истекая липким потом в зной под палящим солнцем. Иногда даже некогда было пообедать и по-человечески помыться. Вывозили нас на разные раскопки: и в пригород на места высохших рек в поисках останков цивилизаций, и в топи и болота, где мы пытались найти военную технику, оставшуюся там со времен Великой Отечественной.

Особенно хорошо помню экспедицию на Урал: тогда только-только начал просыпаться интерес к Аркаиму и всему, что было связано с Синташтинской культурой. Было дико интересно, но именно в тот год я, к сожалению, поняла, что суровые будни и спартанские условия мне, хрупкой девушке, не по плечам, да и находки казались тогда незначимыми. И поэтому после института я пошла работать в среднюю школу учителем истории. Проработала в школе семь лет. Мне нравилось работать с детьми, но там с историей соприкасаешься только через книжки, а мне не хватало живого общения с экспонатами. После второго декрета, я решила не возвращаться в школу и пришла в музей.
 
 
С чем сталкивается новичок
 
Все сотрудники музея, как правило, начинают с экскурсий. Им дается довольно большой текст, который нужно выучить наизусть, а к нему в дополнение несколько томов энциклопедии, которые тоже необходимо вызубрить от корки до корки. Почему? Да потому, что посетители обожают задавать каверзные вопросы. Иногда кажется, что их хлебом не корми, дай подловить тебя на незнании того или иного исторического факта. Поначалу было очень сложно. Приходилось не только сутки напролет искать новую информацию (тогда, когда я начинала, интернета-то не было), но и писать тикетажи (прим.ред.: письменное описание к экспонатам), и даже искать новые экспонаты, продумывать экспозиции.

После пяти лет службы я создала свою первую экспозицию, связанную c кавалерийским движением, получила благодарственные письма от администрации города и действующего руководства. А потом пришло повышение –меня перевели в отдел экспозиций. Примерно тогда я и поняла, что нашла свое место в жизни. В этом отделе сотрудники занимаются расстановкой экспонатов, подбором новых эскизов, придумывают новые экспозиции для привлечения большего количества гостей.

О странных посетителях

Посетители бывают разные. Приходят и школьники, и старики, и студенты, и гости города. Очень редко посещают музей люди среднего возраста. Видимо, все заняты работой, некогда им. Самые странные гости – это иностранцы. Им сложно объяснить некоторые вещи. К примеру, они не понимают, как можно было жертвовать собственной жизнью ради освобождения Родины. Видимо, понятие патриотизма у каждого народа свое, но русский патриотизм всех иностранцев застает врасплох. Мне особенно нравится наблюдать за их реакцией, когда я рассказываю о героях Великой Отечественной войны, бросившихся на амбразуру и закрывших ее собственным телом: они действительно очень удивляются и начинают засыпать меня вопросами, а не ошиблась ли я в определениях, а не использую ли я метафоры, описывая подвиги земляков. Уж очень странные эти иностранцы.

Но вот дети – другое дело! Они очень интересуются историей. Очень много вопросов задают. Особенно мальчишки. Эрудированные, знают больше меня о танках, боевых снарядах, хорошо разбираются в калибрах. Один даже как-то рассказал мне, какую скорость могла бы набрать та или иная бронетехника. Вот-то спор у нас в зале стоял! Что быстрее и дальше стреляет. Откуда такой интерес? Видимо, в школах хорошо преподают историю Великой Отечественной войны. А может, интернет помогает информацию найти. Но в любом случае ребята нынче не пропащие, кто бы что не говорил.

Бывает иногда, скупщики раритетов наведываются, интересуются орденами, медалями. Как-то даже был один "клоун", представился журналистом из газеты, расспрашивал про происхождение конкретных экспонатов и все фотографировал, записывал. Я тогда молодая была, сразу не поняла, что не так, по-всякому позировала перед объективом, подробно обо всем рассказывала, чуть ли не с придыханием. А на следующий день вот, что произошло: он встретил меня вечером перед музеем, стоял под тусклым фонарем со свертком, заметно нервничал. Предложил подменить наш орден из экспозиции на другой, который он нашел где-то, даже деньги предлагал, говорил, что орден принадлежит его родственнику и по праву должен находиться в его семье. Но я от такого сомнительного предложения отказалась наотрез. Примерно с того случая я и начала довольно тонко подмечать намерения тех или иных гостей. Работа в музее – это не только общение с экспонатами, но в первую очередь работа с живыми людьми. Очень хорошо начинаешь разбираться в людской психологии.

О путешествиях и приведениях

Один из приятных бонусов моей работы – командировки. Они случаются часто, но когда случаются, то это праздник. Меня отправляли не только в музеи в соседних городах, но и в другие регионы и даже страны, что всегда интересно. Командировки – это шанс познакомиться с новыми местами, с другой историей, с коллегами, с новыми людьми. Больше меня поездкам радуются внуки, а их у меня четверо. Каждому из них я всегда привожу подарки и сувениры. Пусть пенсия и зарплата небольшие, но побаловать своих ребят я всегда могу.
 
Многие считают, что музейный сотрудник – это либо "бабушка на стуле", либо хранитель страшных тайн масонских лож, готовый по первому требованию вытащить из запасников священный Грааль. Это, конечно, не так. По первому требованию я его не вытащу, нужно разрешение администрации. А если серьезно, то наш труд можно сравнить с бухгалтерским. У нас очень логичная и последовательная работа. Она требует аккуратности, внимательности к деталям, но в отличии от того же, скажем, бухгалтера, есть место творчеству. Еще непременно должен быть вкус. Иначе как красиво разместить на одной полке разнокалиберные экспонаты? Иногда приходится ночами не спать, чтобы все лаконично выстроить и подписать. Часто приходится отвечать на глупые вопросы посетителей о привидениях. Они, наверное, думают, что во всех музеях, вместе с сотрудниками работают ещё и привидения, которые вместе с ними пьют чай, разговаривают по душам и пугают сторожей. Так вот, ответственно заявляю, что чай мы с ними не пьем, только кофе. Так и запишите. А то сил нет больше разъяснять такие очевидные вещи.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть