"Классики русской живописи и графики": "передвижники" в Рязани
27 октября 2021
Новые приключения странствующего рыцаря
27 октября 2021
Нонна Гришаева и Александр Олешко станут ведущими Церемонии вручения Премии "Звезда Театрала"-2021
26 октября 2021
Волонтер наследия: лучшие практики и инициативы
26 октября 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Русский авангард: впереди отряда

Кто такие русские авангардисты и за что их стоит ценит. Об искусстве русского авангарда и его вкладе в отечественную культуру.

В. Кандинский. Композиция VIII. 1923
В. Кандинский. Композиция VIII. 1923

Искусство, будь то живопись, литература или архитектура, всегда опираются на социальные отношения в обществе. Поэтому оценить творчество того или иного художника или поэта можно только через призму эпохи, в которой он творил.

Авангард в Россию пришёл в начале XX века − время революций, народной мысли и активных действий. Промышленный скачок призывает художников пересмотреть взгляды на искусство с рациональной точки зрения. Казимир Малевич говорит: "Честь футуристам, которые запретили писать женские окорока, писать портреты и гитары при лунном свете. Они сделали громадный шаг — бросили мясо и прославили машину. Но мясо и машина есть мышцы жизни". И искусство стало служить народу с практической стороны. Это уже не была абстрактная эстетическая идея, а создание реальных утилитарных вещей, используемых в быту.
 
Черты направлений, ставших предтечей всех революционных изменений в изобразительном искусстве XX века, появились в творчестве русских художников позже, нежели на Западе. Однако они оказали не меньшее влияние. Стилистические приемы импрессионистов, постимпрессионистов и символистов использовали будущие мастера авангарда − М. Ларионов, К. Малевич, В. Кандинский и многие другие. В начале 1910-х годов русский авангард испытывает огромное влияние французского кубизма. В сочетании с итальянским футуризмом появляется предпосылка для первого "большого стиля" в русле русского авангарда − кубофутуризма.

К. Малевич "Спортсмены". 1931
 
"Черный квадрат" Казимира Малевича − идейный символ русского авангарда. Живопись уже не самоцель изобразительного искусства. Как заметил Василий Кандинский: "Художник должен иметь что сказать, так как его задача — не владение формой, а приспособление этой формы к содержанию". Отсутствие определенного стиля с узнаваемыми чертами позволило авангардистам выйти за рамки − построить новую модель и абсолютизировать художественные средства выразительности. Дополнительная функция таких изобразительных средств как линия, цвет, объем стала основной, преобразовавшись в самостоятельный предмет изображения и ставшими первоэлементами абстрактной живописи. Стоит лишь вспомнить супрематизм К. Малевича, лучизм М. Ларионова, линиизм А. Родченко. Разрывая связи с классическими традициями, авангард с помощью абстракций стремится спровоцировать сознание зрителя, призывая его к радикально новому взгляду на мир.
 
Вдохновляющая идея о том, что искусство может изменить жизнь человека, а впоследствии и целый мир призывала авангардистов к активным действиям. Эта тенденция реализовалась в конструктивизме, особенно в его крайней фазе так называемого производственного искусства, а также в некоторой степени в проекционизме. К примеру, в 1921 году Любовь Попова полностью отказалась от живописи в пользу проектирования одежды и работы в полиграфии. Опираясь на идею синтеза разных видов искусств русский авангард уже на раннем этапе открыл для себя не только декоративно-прикладные, но и низовые формы искусства и творчества, близкие простому человеку − вывеска, лубок, городской и деревенский фольклор, уличные надписи.

М. Ларионов "Лучистые линии". 1911

Несмотря на недолгую жизнь, русский авангард сильно повлиял на будущее развитие искусства. Насыщенная деятельность авангардистов не могла не оставить след в истории. И даже после официального постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" в 1932 году, закрепившем доктрину социального реализма как единственно верную в искусстве, левое искусство развивалось. Не так громко и открыто, но оно существовало. Возник феномен "тихого искусства", лишённого авангардного радикализма, но не разделявшего соцреалистического пафоса. Авангард приспособился и трансформировался в новых обстоятельствах, воплотив себя в дизайне, книжной иллюстрации и других прикладных сферах.
 
Русский авангард странным образом возвращался к истокам и в то же время отстранялся от них. Ну что ж, как сказал Василий Кандинский: "Всё начинается с точки".
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Классики русской живописи и графики": "передвижники" в Рязани
Новые приключения странствующего рыцаря
Волонтер наследия: лучшие практики и инициативы

В Москве

Нонна Гришаева и Александр Олешко станут ведущими Церемонии вручения Премии "Звезда Театрала"-2021
"Юнона и Авось" на Казанском вокзале
История о том, как рай превращается в ад. "Альфа & Омега" в "Геликон-опере"
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть