Портрет — одна из значительных сторон творчества Кустодиева, создавшего широкую портретную галерею своих современников. В Русском музее хранятся такие шедевры русского искусства, как портрет знаменитого русского баса Федора Шаляпина, руководителя граверной мастерской Академии художеств Василия Матэ, искусствоведа и реставратора Александра Анисимова, портреты утонченной Ренэ Нотгафт и соратников художника по объединению "Мир искусства" – Ивана Билибина, Николая Рериха, Мстислава Добужинского, Игоря Грабаря. Любящий жену и детей художник многократно запечатлел свою семью в картинах, рисунках и скульптурах.
Особую известность Кустодиев завоевал благодаря картинам из жизни российской провинции. Ему удалось создать свой особый, ни на кого не похожий художественный мир, свою "кустодиевскую" Русь, лишенную будней. Его полные динамики "праздники" (масленицы, гуляния, балаганы) с их радостными и звучными красками, улыбающимися румяными лицами воспринимаются как отражение извечной мечты народа о красоте, счастье и полноте бытия. С темой русской провинции связаны и самые знаменитые женские образы Кустодиева – "Купчиха", "Купчиха за чаем", "Купчиха с зеркалом", "Купальщицы". Эти произведения, а также графические работы, продолжающие эту тему, можно увидеть в разделе виртуальной выставки "Русские красавицы".
В Русском музее также хранится богатое графическое наследие художника. Это портреты современников, иллюстрации к книгам, эскизы композиций, штудии обнаженной натуры, выполненные в разных графических техниках – карандаш, тушь, литография, линогравюра.
Отдельный тематический раздел виртуальной выставки посвящен работам Кустодиева для театра, который он любил и много творил для него, как и его коллеги-мирискусники.
Большинство произведений виртуальной выставки можно увидеть в высоком разрешении, а аннотации, составленные на основе статьи ведущего научного сотрудника Русского музея Владимира Круглова, позволят глубже понять творчество этого удивительного мастера, проникнутого чувством восторженной любви к России. Даже будучи прикован к инвалидному креслу в последние годы жизни, он продолжал неутомимо работать, считая своим долгом творить во имя положительных идеалов, во имя "отрадного" и лучшего в человеке, заслужив в истории русского искусства имя !самого жизнерадостного среди русских живописцев", "художника счастья".