Моисей Шагал родился 7 июля 1887 года в Витебске в семье приказчика. После получения классического домашнего еврейского образования, а также завершения учебы в Витебском четырёхклассном училище он начал заниматься изобразительным искусством в художественной школе. В 20 лет, выпросив у отца последние деньги, юный Моисей отправился в Петербург, где обучался в школе Общества поощрения художников. В этот период только начинал формироваться художественный язык амбициозного молодого Шагала, который пробовал различные приемы и техники. Его ранние живописные работы, например, "Прогулку", мы как раз сейчас можем увидеть в
Корпусе Бенуа Русского музея в Санкт-Петербурге.
М. Шагал "Прогулка" 1918, Русский музей, Санкт-Петербург
Тем не менее, в 1909 году Шагал вернулся в Витебск, разочарованный, пока не отыскавший собственного стиля и не сумевший примкнуть ни к одной школе. Мрачное возвращение домой осветила судьбоносная встреча с будущей женой Беллой Розенфельд. Белла стала главной любовью в жизни Шагала, музой и ключевым образом, пронизывающим все периоды творчества художника. На множестве его полотен изображена именно Белла, мы узнаем ее в фигурах летящих женщин по выразительным черным глазам.
Родной Витебск стал не менее ярким образом в работах Шагала, который рисовал эти родные улочки до конца жизни. Сегодня здесь также хранится часть его картин. Советуем посетить
дом-музей в Витебске, а также посмотреть ранние и более зрелые произведения художника в коллекции минской галереи
"Арт-Беларусь", например, "Влюбленные".
Дом-музей Марка Шагала, Витебск
Про следующий этап своего творческого пути Шагал позднее скажет так: "Только в Париже можно быть художником". В мае 1911 года он отправляется именно туда, начинает называть себя Марком, обретает настоящую свободу и использует максимум своего творческого потенциала, наконец развивая уникальный стиль. Каждую свободную минуту он проводит в Лувре, вдохновляясь Гогеном, Ван Гогом, Ренуаром, Делакруа.
Шагал невероятно полюбил Париж, называя его "своим Витебском" и провел там значительную часть своей жизни. Там и сегодня хранятся его значимые работы:к примеру, в
Центре Помпиду – "Падение Икара", а здание Гранд Оперы украшает грандиозная роспись плафона площадью более 200 квадратных метров.
Фото 4. М. Шагал "Падение Икара" 1917, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
В 1914 году Марк Шагал вернулся в Витебск на свадьбу к сестре, вскоре за этим последовала и его собственная женитьба на Белле, но планы вернуться с возлюбленной в Париж разрушила Первая мировая война. В 1916 году у пары родилась дочь Ида, и в свободное от семейных обязанностей время Шагал писал виды Витебска, портреты Беллы и полотна, посвященные войне.
Тем временем Россию сотрясали необратимые изменения. Вдохновленный новой властью, Шагал в 1919 году основал Витебское художественное училище.Здесь же возникло противостояние между Шагалом и Малевичем, который тоже преподавал в мастерских училища. Шагал хотел, чтобы его студенты развивали врожденный талант, а обучение техническим основам игнорировал, Малевич же стремился взрастить профессионалов, а не гениев. Успехи выставки учеников основателя супрематизма доказали правоту подхода Малевича, и Шагал ретировался в Москву, где работал над декорациями для Еврейского камерного театра.
Из Москвы Шагал отправился в Берлин. Думал, что ненадолго. Лишь по прошествии пятидесяти лет он вновь посетит Москву и подарит Третьяковке и Пушкинскому музею некоторые свои работы. Постоянная экспозиция
Новой Третьяковки стала домом для около десятка картин мастера, в том числе знаковой "Над городом", а в
Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина можно увидеть "Художника и его невесту" и "Ноктюрн".
М. Шагал "Над городом" 1918, Государственная Третьяковская галерея, Москва
К 1923 году Марк Шагал, наконец, возвращается в любимый Париж. Он здесь счастлив, успешен, востребован и много пишет, а на картинах, как всегда, запечатлены его любимые Белла и Витебск. Но судьба вносит свои коррективы: в 1941 году Шагалам пришлось бежать из оккупированной нацистами Франции в США. Здесь художник продолжал творить, так что в Нью-Йорке осталась довольно внушительная коллекция его работ, которая хранится в музее Гуггенхайма, Метрополитен-музее и
МоМА. В последнем можно увидеть одно из самых популярных полотен "Я и моя деревня".
Фото 6. М. Шагал "Я и моя деревня" 1911, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк
После освобождения Парижа Марк, Белла и Ида спешили вернуться в любимый город, но в 1944 году Белла трагически умерла от сепсиса. Девять долгих месяцев Шагал оплакивал музу и главную любовь своей жизни, не писал, не спал и не ел. А когда вернулся к творчеству, вновь продолжал создавать работы, посвященные любимой. После этого он женился еще дважды. Спустя некоторое время со смерти Беллы — на американке Вирджинии Макнилл-Хаггард, которая сбежала от него спустя семь лет, а в 1952 году — на Валентине Бродской. Но главное место в его сердце и творчестве продолжала занимать Белла, о которой он до своих последних дней отказывался говорить как о мертвой.
С 1960-х годов Шагал в основном продолжал писать картины, а также активно занимался иллюстрациями к книгам и созданием монументальных произведений — мозаик, витражей, шпалеры. По заказу правительства Израиля Шагал подготовил мозаики для здания парламента в Иерусалиме, затем получал множество заказов на оформление храмов и синагог по всей Европе, Америке и Израилю. В 77-летнем возрасте Шагал расписал плафон Гранд Оперы в Париже по заказу президента Франции Шарля де Голля.
Фото 7.М. Шагал "Роспись плафона для Парижской Гранд Оперы" 1963
В 1966 году он переехал в построенный специально для него в Ницце дом, служивший одновременно и жильём, и мастерской. Завершился жизненный путь Марка Шагала 28 марта 1985 года в этом же особняке, в возрасте 97 лет.
Удивительная жизнь Марка Шагала продлилась почти век и нашла в себе отражение важнейших событий XX столетия. В то же время судьба Шагала – это непрерывное путешествие: Витебск, Петербург, Париж, Берлин, Нью-Йорк… Эти города оказали огромное влияние на творчество мастера, он же, в свою очередь, оставил частичку своего наследия, с которым мы можем соприкоснуться сегодня, в каждом из них.