Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля
Заглянем в уголок “кабинета интеллектуала”. В нём, “вместилище знаний и наук” можно увидеть утончённые тушечницы, приспособления для разведения туши, подставочки под кисти, столики для каллиграфии и курительницы, а также убранство интерьера – кресло, этажерки для хранения книг и свитков. Искусство каллиграфии – чрезвычайно важное, древнее и традиционное умение жителей Китая, ибо в нём выражена не только передача информации, письма, коммуникации, но особого философского настроя души.
Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля
Особое мастерство, скрупулёзность, тонкая и филигранная работа сопровождает изделия мебели – отдельные предметы роскоши династии Мин, отличающиеся благородной резьбой по дереву. Таковые особенности изготовления найдут своё продолжение в конце XIX-го-начале ХХ-го веков, когда уже европейское искусство будет захвачено стилем ар-нуво.
Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля
Изысканность любого предмета, каждого экспоната радует глаз любого посетителя. Так, например, одним из ценнейших и главных акцентов экспозиции выставки стала красивейшая процессия – набор из 66 фарфоровых фигур почетного сопровождения: ученых, военных, музыкантов – конных и пеших, молодых и пожилых. Каждый из них одет в соответствии со своим рангом, положением, функцией. Изысканный стиль и изящество сопутствует и ювелирным украшениям. На экспозиции представлены серьги, изготовленные в виде тыквы-горлянки. Изделие украшают узоры из листьев, цветов, стрекоз.
Данная группа предположительно была обнаружена в захоронении представителей императорской фамилии. Таковая процессия помещалась в гробницу императора, что символизировало такую же великосветскую, полную почета должность, что и при жизни.
Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля
Конечно, каждый иностранец знает, что "визитной карточкой" Китая, одним из его известных изобретений, является фарфор. Великолепные образцы цветной глазури на китайском “белом золоте” представлены и на экспозиции. Каждый посетитель выставки может увидеть утончённую роспись изделий эпохи династии Мин и шедевры мастеров-керамистов. Любопытно, что характерной чертой фарфора всей династии Мин принято считать деление сосуда, кувшина, любой другой составляющей на две части. Интересна и маркировка изделий – китайский император разрешал ставить особое клеймо, представляющее двойное кольцо со скрупулёзно выписанными внутри каллиграфическими символами.
Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля
В залах экспозиции нашлось место и для китайской живописи. Великолепна работа художника, поэта, каллиграфа и драматурга Сюй Вэя, которого называют “китайским Ван Гогом”, (увы, судьбы, жизнь и талант художников трагически похожи) “Пион, листья банана и камни”. Образцы живописи данного художника – яркое, многомерное переплетение изобразительного ряда, идей, словесного выражения.
Все свои картины художник неизменно подписывал, так, на экспонируемой работе значатся следующие надписи-комментарии: “Сухой тушью рисую причудливые камни Индэ и банановые заросли, подобные хвосту феникса. Кончик кисти, словно даосский маг Инь Цици, наполняет пышущие летом пионы. Живущий у Небесного озера ведет теленка смывать грязь”; “Прекратил рисовать, осушил до дна пять бокалов вина, напился и, как безумец, пел куплеты из “Веток бамбука”, много всего лишнего написал в левой части картины. Видел своими глазами распускающиеся в снегу пионы, а банановые листья в снегу лучше всех удавались Ван Вэю. Покорный слуга кисти из заячьей шерсти стоял у водного канала и радостно рисовал”; Даосский отшельник-небожитель, смывающий грязь в Небесном озере”; “Видел сам пару пионов в снегу”.
Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля
Все экспонаты выставки крайне редко покидают пределы Китая, поэтому гостям выставки предоставлена уникальная возможность обратиться к великолепным произведениям искусства, декоративно-прикладного творчества данного периода. Известно, что представители династии Мин (период их правления длился 276 лет) отличались особой тягой к интеллектуальному творчеству, глубокому познанию.
В своём новаторстве в делах изобретения новых техник они опирались на традиции предыдущих эпох, не пренебрегая опытом предшествующих поколений. Китайское искусство в своей основе всегда имело прочную и тесную связь с природой, её красотой, простотой, элегантностью. Однако
же, постижение законов природы требовало от людей большого количества знаний, умений, усидчивости, восприятия при помощи символов.
Выставка работает до 25 июля.