Независимый профсоюз актеров театра и Мариупольский русский драматический театр осуществят постановку "Ревизора" в Мариуполе
14 июня 2024
"Кровавая свадьба" Федерико Гарсиа Лорки. Театр имени Ермоловой. Режиссер Георгий Сурков.
14 июня 2024
"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.
14 июня 2024
Объявлена деловая программа VI фестиваля российских сериалов "Пилот"
14 июня 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

2 августа 2022 10:41

В гостях у Майи Плисецкой и Родиона Щедрина

В Москве открылась музей-квартира Майи Плисецкой. Посетить скромную обитель балерины можно со среды по воскресенье, в составе экскурсионной группы.

Фото: пресс-служба Бахрушинского музея
Фото: пресс-служба Бахрушинского музея

Тверская, 25/9 — здесь в 1960-х годах Майя Плисецкая со своим супругом, композитором Родионом Щедриным, купили кооперативную квартиру. В величественном доме Наркомлеса и Большого Театра пара прожила около 30 лет: о характере и творчестве балерины рассказывает каждая деталь интерьера.

Узнать о том, какой была повседневная жизнь любимой героини, все равно что познакомиться с ней снова. Лебединой грацией Майи Михайловны восхищались не только в СССР, но и за рубежом. Её костюмы, как сценические, так светские, поражали воображение неискушенного советского обывателя, не меньше вопросов возникало к способности балерины сохранить по-девичьи тонкую фигуру. Действительно, Плисецкая строго относилась к собственной диете и щедро платила фарцовщикам за западные модные изыски. При этом она была человеком непритязательным в быту, с удовольствием дарила подарки, собирала гостей и практически не репетировала дома.

Фото: пресс-служба Бахрушинского музея

6 этаж, 31 квартира. Композитор Родион Щедрин принёс его с Майей некогда родное гнездо в дар Бахрушинскому музею. Теперь здесь находится мемориальная квартира Майи Плисецкой: несколько комнат (шесть, если считать прихожую и кухню) наполнены присутствием большого таланта и не меньшего очарования. При входе стоит массивный сундук для одежды (скорей, по американской моде, нежели по советской), а туалетный столик у зеркала заставлен сувенирами: кукла, привезённая из Японии, тульский самовар и… плюшевый медвежонок в красной футболке с надписью “Сапсан”. Научный сотрудник музея, Анастасия Лебедева поясняет: Майя Михайловна любила привозить сувениры из путешествий и гастролей (а их в жизни балерины было немало): Плисецкая считала, что покупая безделушки, она поддерживает местного производителя.
 
Фото: пресс-служба Бахрушинского музея

Из прихожей мы сразу попадаем в артерию квартиры, гостиную: круглую, светлую, с просторным столом в центре и выходами в другие комнаты. Вряд ли пространство удивит размером современного зрителя, но учитывая тот факт, что детские годы балерина провела в коммуналке, можно представить, каким ощущалось для неё жилище на Тверской, тем более, в эпоху хрущевской оттепели. В обогнувшем стены гостиной серванте — книги, фотографии в рамках и белоснежный сервиз, простой, но благородный. По признаниям Майи Михайловны, любая роскошь, которую можно найти в её квартире, была подарена: сама балерина изысков сторонилась.


Фото: пресс-служба Бахрушинского музея

В доме Плисецкой часто собирались представители творческой богемы: например, её подруги Надя Леже (художница, жена французского живописца Фернана Леже) и знаменитая “муза русского авангарда” Лиля Брик. Деятели искусства непринуждённо общались за чашкой чая — и также легко влияли на судьбы друг друга: Брик “свела” балерину с ее будущим мужем на одном из дружеских вечеров, а несколько работ Фернана Леже, включая ковёр-панно над кроватью и небольшой ассамбляж в комнате Щедрина, достались Плисецкой после знакомства с четой художников. Говорят даже, что в квартире 31 как-то раз был голливудский актёр Грегори Пек, наиболее известный по роли Джо Брэдли в фильме “Римские каникулы”. 
 
И всё же, несмотря на равнодушие к роскоши, одним балерина была одержима и не скупилась пополнять имеющуюся коллекцию: речь об одежде. После гастролей в Индию в 1953 году, Плисецкую объявили невыездной. На некоторое время Майя Михайловна лишилась возможности обновлять гардероб за рубежом, но из этой ситуации она найдёт выход: обратится к московским фарцовщикам. Конечно, приобретать наряды с рук перекупщиков было дорогим и к тому же небезопасным удовольствием, но балерина трепетно относилась к моде и принимала правила игры. 

 Фото: пресс-служба Бахрушинского музея

Впрочем, мир моды отвечал Плисецкой взаимностью. Французский кутюрье Пьер Карден создал для примы целый ряд костюмов для спектаклей “Анна Каренина”, “Дама с собачкой”, “Чайка”. Интересно, что в случае с Анной Карениной, Карден не получил ни гонорара за работу, ни официального признания (его имя отсутствовало в афише, так как руководство Большого Театра посчитало неправильным указывать имена зарубежных специалистов). Автором насыщенно-розового костюма из прозрачной ткани к балету “Гибель розы” стал Ив Сен-Лоран, а трико для “Кармен-сюиты” придумала сама Коко Шанель. Потрясающие сценические образы балерины можно увидеть в гардеробе, в её комнате (экскурсовод приоткроет дверцы и покажет сокровища).
 

Фото: пресс-служба Бахрушинского музея

Наверное, наименее заметно в доме Плисецких выглядит кухня: такую можно представить в любой советской квартире — разве что вид потрясающий, на центр Москвы. Анастасия Лебедева рассказывает, что Майя Михайловна готовить не любила, этим в основном занималась домработница. Подходя к плите, балерина чаще всего жарила себе яичницу или варила кофе, чем неприкрыто любовался её супруг. “В Майе мне нравилось абсолютно всё” — вспоминает Родион Щедрин.
 
Посетить квартиру Майи Плисецкой на Тверской значит мысленно дорисовать портрет балерины, увидеть во вдохновенном образе черты земного человека. В настоящее время попасть в музей-квартиру Плисецкой возможно только в составе экскурсионной группы, что, наверное, к лучшему: в сопровождении интересного рассказа вещи звучат объёмней.

С 1 августа музей-квартиру Майи Плисецкой можно также посетить самостоятельно, в 11 и 16 часов. 

Расписание и билеты:
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Только нет покоя". Ола Борякин.
"Кровавая свадьба" Федерико Гарсиа Лорки. Театр имени Ермоловой. Режиссер Георгий Сурков.
"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.

В Москве

Программа X Книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 7 июня
Программа книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 6 июня
X Книжный фестиваль "Красная площадь" стартует 6 июня
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть