Театральный фестиваль "Маршак" - 5 лучших спектаклей
18 октября 2019
Можно ли рисовать между строк и как отличить одну Анну Каренину от другой?
17 октября 2019
"Человек, познающий мир" в Крыму
17 октября 2019
Ян Френкель: "Основная жизнь — музыка"
17 октября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В нижегородской деревне Большие Отары действует необычный Музей культуры дерева

Экспозиция музея рассказывает о том, что дерево дает человеку: это ложки, плошки, смола, деготь, плотины и история.

Здание музея со двора и заимка. Все фото в статье - Е. Сафроновой
Здание музея со двора и заимка. Все фото в статье - Е. Сафроновой

Большие Отары расположены на реке Усте в Воскресенском районе Нижегородской области – одном из самых лесистых. Дерево испокон веков кормило, согревало и обеспечивало работой жителей этих мест. О том, как это было, повествует уникальный Музей культуры дерева, ныне существующий в деревне.

Музей в деревне – явление не то чтобы редкое: ранее "Ревизор.ru" писал о Музейно-литературном центре "Дом поэтов", доме Николая Гумилева и Анны Ахматовой в селе Градницы Бежецкого уезда Тверской области. Но чаще все-таки "деревенские" музеи имеют мемориальное значение. В Больших Отарах на базе бывшей усадьбы лесопромышленника Яранцева создан вполне серьезный "просветительский" музей, посвященный основному промыслу этих мест – лесозаготовкам и деревообработке.

Здание музея с улицы. 
"Музей культуры дерева им. Е.И. Яранцева" входит в структуру природного парка "Воскресенское Поветлужье". Он возник только в 2012 году. Может быть, "молодостью" учреждения культуры и объясняется то, что об этом музее знают в основном в Нижегородской области. Надеемся, что широкая слава и потоки посетителей у Музея культуры дерева впереди. Ведь концепция экспозиции продумана так, что столичным музеям не уступит. Но пока музей принимает гостей по предварительной записи по телефону, а не стоит открытый целыми днями. "Записаться", впрочем, можно за пятнадцать минут до собственно посещения. Ровно столько времени требуется методисту Валентине Геннадьевне Уткиной, чтобы дойти от дома до музея, на калитке которого указан телефонный номер и предложено звонить с целью получить экскурсию. Именно так мы и поступили – и были вознаграждены знакомством с поистине бескрайними возможностями дерева.

Валентина Геннадьевна и "Лампочка Ильича". 
Осмотр музея начинается со второго этажа дома Яранцева с композиции "Лампочка Ильича", символизирующей одну из самых ярких, но притом и грустных страниц прошлого – строительство в Больших Отарах ГРЭС в 1950-е годы методом народной стройки. На стройку стекались рабочие, колхозники, даже студенты: в журнале "Горьковский госуниверситет" нашли статью о том, что учащиеся вуза работали на ГРЭС в деревне Большие Отары в 1951 году. В конце 1950-х годов ГРЭС заработала, стала снабжать электричеством окрестные села и сельхозпредприятия. А в 1964 году прекратила существование.
 
С той стороны перед плотиной стоял лес, - рассказывала Валентина Геннальевна. – Река Уста в то время была лесосплавной. В одном из соседних районов решили осуществить сброс воды. Между районами тогда не было надлежащего уровня связи, решение было принято несанкционированно. Плывущими по Усте бревнами, которые были не связаны, это называется вольница или самосплав, пробило плотину Больше-Отарской ГРЭС. Мой муж мальчиком шестилетним был в 1964 году. Он на всю жизнь запомнил, как на прорыв плотины бежала вся деревня, а в воздухе стоял дикий шум.

К сожалению, ГРЭС оказалось проще "забыть", чем восстановить. Теперь о ней напоминают лишь сваи, торчащие из воды Усты аккурат посередине Больших Отар, старая "бетонка", ведущая к заброшенному сегодня зданию ГРЭС, да вот эта инсталляция в экспозиции музея. Свет в Большие Отары ныне приходит издалека по проводам. А ведь все могло быть иначе…

Макет соймы - огромного плота для сплава леса. 
Следующим в экспозиции по праву идет мемориальный зал Егора Ивановича Яранцева, строителя этого здания. Оно было возведено в 1895 году. Умели же тогда строить!..
 
Егор Иванович Яранцев было выходцем из крестьянской семьи. В раннем детстве его усыновил бездетный брат матери, занимавшийся лесным "бизнесом", дал мальчику свою фамилию и приобщил его к родовому делу. С течением времени крестьянский мальчишка стал известным в Нижегородской губернии лесопромышленником, владельцем лесопилок, деревообрабатывающих предприятий, сойм – специальных длиннейших плотов для перевозки леса, оснащенных штурвалами для маневренности прохода по извилистым руслам лесных рек и прочих, как мы бы сегодня сказали, "экономических активов". Экономическая состоятельность Больших Отар до революции во многом держалась на Егоре Ивановиче. Вместе с ним здесь подвизались еще несколько лесопромышленников. Прочнее всех в памяти народной остался Яранцев. Возможно, потому, что прославился еще и как меценат.

Портрет Егора Яранцева и вещи его домочадцев. 
В 1896 году Егор Яранцев на свои деньги построил в Больших Отарах деревянное здание школы с квартирой для учительницы, сам пригласил педагога (дочь священника из соседнего села) и сам платил ей зарплату. За эту инициативу благотворитель в следующем 1897 году получил свидетельство о праве ношения серебряного жетона "Попечительства для сбора пожертвований на воспитание и устройство бедных детей в мастерство", состоящего под покровительством императрицы Александры Федоровны. Свидетельство сохранилось и выставлено в музее вместе с гипсовым макетом безвозвратно утраченного серебряного жетона, портретом Егора Яранцева, его личными вещами и сводом семейных фотографий.  

Макет жетона мецената. 
Дни свои Егор Яранцев окончил в нищете и забвении, как многие купцы и промышленники после 1917 года. Национализация лишила его всех предприятий, плотов и даже дома. С 1920-х годов в его доме находилась школа. Егор Яранцев с супругой работали в сельской школе кем-то вроде сторожей и истопников. В 1930-е годы Егора Ивановича сослали на север. Валентина Геннадьевна говорит, что, по имеющимся данным, это произошло в 1937 году, но в музее полагают – раньше: известно, что 1937 год был "расстрельным". По-видимому, бывший лесопромышленник отправился в ссылку где-то в середине 1930-х годов. "Следы" его супруги с тех пор теряются, а вот о конце жизни Яранцева известно.
 
Егор Иванович, так же, как его самого усыновили в детстве, взял в семью трех девочек и вырастил как родных дочерей. Хранящиеся в музее фотоснимки изящных, по-городскому одетых барышень изображают, видимо, приемных дочек Яранцева в саду отцовского дома, но точных данных ни "за", ни "против" нет. Когда в 1940 году Егор Иванович беспомощным стариком вернулся из ссылки в родные края, все три дочери испугались взять его в свои семьи. Выручил сосед – пустил бедолагу жить в ненужное здание деревенской бани. Питался бывший кормилец здешних обитателей подаянием. Умер в 1941 году. Нередкая "советская" история, типичность которой не делает ее менее горькой.

Композиция памяти лесоповалов. 
В доме Яранцева тем временем вместо школы устроили сельсовет, затем народную библиотеку, во время строительства ГРЭС здесь жили специалисты. Начальная школа Больших Отар, переехавшая в другое здание, закрыта в 2011 году по программе оптимизации. Год спустя, 14 августа 2012 года, в доме Яранцева распахнул двери "Музей культуры дерева". С осени 2014 года в музее ведется масштабная реконструкция: устанавливают современное тепловое оборудование, ремонтируют основные помещения и обновляют экспозиции. Некоторые музейные залы уже оборудованы весьма креативно, согласно текущей музейной "моде". Так, за мемориальным залом Егора Яранцева следует зал, посвященный лесоповалам и разработкам, связанным с деревом. "Фигура" человека, составленная из телогрейки, ушанки, валенок с кожаными подошвами и топора прозрачно напоминает о печально знаменитых лесозаготовках сталинских лагерей. Возможно, и Егор Иванович в ссылке не избежал этого "исправительного" занятия… Как напоминание о более поздних лесоповалах на пол положена бензопила "Дружба". Особый эффект "присутствия на вырубке" туристам создают подлинные обрубки сосновых бревен – на Нижегородчине самое популярное дерево для стройки и производства сосна. И настоящие сани для вывозки бревен. Оказывается, вывозить спиленный лес – целая наука. Чтобы ее освоить, не обязательно попасть на лесоповал: Валентина Геннадьевна рассказывает, как это делалось.

Сани для вывоза бревен. 
Этот же зал возвращает посетителей в дореволюционные времена. Уже тогда в экономике Нижегородской губернии "лидировали" лесные промыслы. В 1910-х годах статистический комитет рассылал своих членов комиссии по уездам, чтобы они исследовали, сколько существует лесных промыслов, каковы они, сколько рабочих рук занято в каждом. Макарьевский уезд, к которому до 1917 года относились Большие Отары, стоит на первом месте по числу работников лесных специальностей. По уезду в этой отрасли работало более 6800 тысяч человек. Около тысячи человек среди них были дети.

Бескрайние возможности дерева. 
Рубка леса занимала по количеству "сотрудников" первое место. Всего же по губернии почти 30,5 тысяч человек занимались следующими промыслами: рубкой леса, снимкой коры, возкой леса, выжиганием угля, сидкой (перегонкой без доступа кислорода) скипидара, смолы и дегтя, пилкой леса, выделкой кадок, обручей, перевозкой грузов и т.д. Для музея Валентина Геннадьевна с супругом составили наглядный плакат "деревянных" ремесел Нижегородской губернии. Он выставлен не в этом зале, а внизу, где половина комнат отдана под демонстрацию всевозможных деревянных изделий: кадок, домашней утвари, предметов мебели, "болванок" для изготовления головных уборов, ручек для инструментов, прялок, ткацких станков в целом и их деталей по отдельности – здесь они были сплошь деревянными. И сугубо русского тарного материала рогожи. До сих пор я думала, что это грубая ткань. Теперь узнала, что рогожа – "ткань" из лыковых волокон.

Деревянные инструменты и рогожа. 
Есть в музее и уникальные деревянные изделия – ночвы. Внешне они похожи на большие слегка вогнутые деревянные блюда. Но это не элемент застолья, а сакральный предмет, имеющий хождение только в Заветлужье: что-то вроде колыбели для новорожденных младенцев. По старинному заветлужскому обряду малышей по сей день кладут в долбленые ночвы. Наверное, чтобы вырастали крепкими и сильными, как дерево, и врастали в родную землю корнями. Она нуждается в рабочих руках и неравнодушных гражданах, способных возродить былое процветание деревни. Про былое процветание говорится не ради красного словца.

Фотографическое "древо рода". 
Еще в одном зале музея представлено "древо рода" - история всей деревни в лицах. На ветках настоящего дерева разместили фотографический материал о богатом прошлом Больших Отар. "Древо рода" начинается с изображений тех самых барышень, скорее всего, представительниц семейства Яранцевых. Вскоре, возможно, "дерево" сменят обои из этих же снимков, а это целая панорама сельской жизни, промышленности и быта.

Старое фото: заготовка льна. 
С 1939 по 1957 год в ходе компании по разукрупнению административно-территориальных единиц Большие Отары вышли из Воскресенского района. Вся левобережная сторона Усты называлась Заветлужье, здесь создали Заветлужский район. Большие Отары претендовали на роль райцентра. Деревня имела такое право, ибо здесь было сосредоточено множество важных элементов: две сплавные конторы, две пристани, машинно-тракторная станция, колхозные конторы "Заготзерно" и "Заготскот" и даже народный суд. Но почему-то Большие Отары не утвердили в качестве райцентра. Здесь шутят: потому, что церкви никогда не существовало, были и остались Большие Отары не селом, а деревней. Может, в Москве оттого и не сделали ее центром района!..

Старое фото: ударники лесозаготовок. 
Увы, почти все хорошее, чем могло похвалиться налаженное хозяйство Больших Отар, осталось теперь только на фото в музее: школа, клуб с танцами, заготовка льна, лесосплав, лесозаготовки и обучение женщин-трактористок, особая гордость деревни. Сейчас это "сонное царство", проехав по которому летним днем, мы встретили только двух человек. Третьей была Валентина Геннадьевна, вызванная нами. Признаки цивилизации – два магазина. Духовные центры – новодельная часовня напротив музея и сам музей. На его базе действует мастерская, своего рода клуб женщин-рукодельниц. С выставкой их творений обязательно знакомят гостей музея. А для ребят организован небольшой музей советского детства, где собраны старые игрушки, книжки, карнавальные маски, елочные украшения… 

Старое фото: трактористы и трактористки. 
Экспозиция продолжается во дворе. С документальной точностью под открытым небом воспроизведена заимка лесорубов – впечатляющая полуземлянка-полуизба из толстых бревен, без единого окна, с очагом посередине. В такой заимке, кажется, можно переждать даже ядерный удар. Полностью деревянная телега. С речной стороны – лодка рыболова и снасть верша, сплетенная из прутьев. А посреди двора – два улья: выдолбленное в пне убежище диких пчел и более благообразное обиталище пчел домашних. Эта "инсталляция", по словам Валентины Геннадьевны, поставлена в честь одного из объяснений происхождения названия "Большие Отары". Согласно ему, оно родилось из чувашского слова "утар" – "пасека". Черемисы, общее название поволжских народов чувашей и марийцев, были коренным населением этой местности и могли так именовать лес, где водились рои диких пчел. Бортничество, или сбор дикого меда, было также почтенным занятием местных жителей. С течением времени оно трансформировалось в пчеловодство.

Улей слева, борть справа. 
По другой же версии, топоним "Отары" тюркского происхождения и означает толпу, скопление народа. Тоже правдоподобное объяснение, указывающее, что некогда село было многолюдным. Сегодня оно таковым не выглядит. Но в ходе осмотра музея мне почему-то настойчиво приходила на ум фраза с плаката, которая до этого казалась слишком выспренней, чтобы быть правдой: "Славная история – достойное будущее". Однако применительно к деревне, где действует Музей культуры дерева, этот тезис звучал логично и многообещающе.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕИ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Театральный фестиваль "Маршак" - 5 лучших спектаклей
Можно ли рисовать между строк и как отличить одну Анну Каренину от другой?
"Человек, познающий мир" в Крыму

В Москве

Топ-5 событий на время школьных каникул
Азиатский алмаз. Филармонический оркестр Сеула, дирижер Маркус Штенц представили азиатско-русско-европейскую музыку в концертном зале "Зарядье"
Фестиваль "Уроки режиссуры" и выставка "Первые сюжеты. Лица российской сцены рубежа тысячелетий"
Новости музеи
В Вологде работает музейный проект "Художники-ювелиры Вологодчины"
Вчера 11:31
"Фантасмагория" трёх поколений приглашает посетителей
17 октября 19:40
Выставка "Сокровища музеев России" 22 октября приедет в Омск
17 октября 15:00
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась крупнейшая выставка Василия Поленова
17 октября 13:58
Музей Победы присоединился к международному флешмобу "Тетрис челлендж"
17 октября 10:34
Музею Победы передали 50 редких клинков времен Второй мировой войны
16 октября 10:52
Российский Фонд Культуры организует выставку религиозно-мистического художника Виталия Линицкого (отца Стефана)
15 октября 14:16
Выставка выдающегося гравера, "русского Гойи" Василия Масютина открывается в Рязани
15 октября 13:19
В Рязани впервые проходит выставка члена-корреспондента Российской академии художеств Ирины Калининой
15 октября 12:57
Выставка "Ботаническая иллюстрация: наука памяти" открывается в Дарвиновском музее
14 октября 13:00
Музей Победы посвятит радиопередачу 120-летию поэта Алексея Суркова
10 октября 16:31
В Музеях Московского Кремля стартует новый лекционный сезон
7 октября 11:30
В Москве впервые покажут кавказский modern art
5 октября 10:00
8 октября состоится открытие новой экспозиции музея Востока "Мемориальный кабинет Николая Рериха"
3 октября 15:00
Всемирный день животных предлагает отметить Дарвиновский музей
30 сентября 12:00
В столице открывается Центр творческого развития детей и подростков "Арка Марка" ГМИРЛИ имени В.И. Даля
26 сентября 12:00
Государственный Музей архитектуры в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения "Особый взгляд" Благотворительного фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт" представляет спектакль "Страна слепых"
21 сентября 17:00
Музей русского импрессионизма представит совместный российско-испанский проект
20 сентября 10:00
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть