© Ревизор/Ирина Ремнёва
Чуть больше двух недель остается до закрытия самых громких выставок этой весны в Санкт-Петербурге: ретроспективы Льва Бакста в Русском музее и Фриды Кало в Музее Фаберже. Корреспондент портала "Ревизор.ru" отправился в северную столицу запечатлеть великие шедевры и узнал, что картины Фриды Кало остаются в России до 2 мая.
ФРИДА КАЛО. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ИЗ СОБРАНИЙ МЕКСИКИ
Ретроспектива Фриды Кало открылась в Музее Фаберже 3 февраля 2016 года и буквально взорвала информационное пространство – в мгновение ока все издания, а также социальные сети наполнились фотографиями с выставки и информацией о творчестве художницы. И это не удивительно – до настоящего момента в России не было ни одной масштабной ретроспективы Фриды Кало.
За прошедшие несколько месяцев экспозицию посетили более 140 тыс человек, рассказали в пресс-службе Музея Фаберже. Для того, чтобы увидеть полотна Фриды люди специально приезжают из других городов России – Краснодара, Владимира, Екатеринбурга…
Выставка популярна и среди иностранцев, посещающих город на Неве. Ведь картины Фриды Кало практически нельзя увидеть за пределами Мексики, и появление даже единичной работы на вернисажах Европы становится настоящей сенсацией.
Но по недавнему опросу, проведённому сотрудниками музея, три четверти посетителей все же приехали из Москвы. Многие приезжают в Санкт-Петербург на один день – только, чтобы посмотреть работы Фриды.
В залах музея корреспондент "Ревизора" побеседовал с волонтерами, которые готовы часами рассказывать посетителям о любой картине и даже могут провести персональную экскурсию. Ведь за каждым полотном кроется отдельная история, и впечатление становится совсем другим, когда понимаешь, о чём писала Фрида.
По словам волонтеров, особой популярностью пользуются картины "Сломанная колонна", "Несколько маленьких царапин", "Больница Генри Форда" и "Портрет Лютера Бербэнка". От них действительно сложно оторваться – полотна затягивают своей яркостью и живостью, хочется рассматривать каждую деталь. Пропитанные гаммой сложных чувств, которые испытывала Фрида, когда писала картины – они откроются вам полностью, если знать историю её жизни.
Корреспонденту "Ревизора" удалось заглянуть и в книгу отзывов музея Фаберже:
"Спасибо за живые, яркие, эмоциональные картины"
"Я прослезилась, когда, наконец-таки, увидела картины Фриды. Я так счастлива. Очень жаль, что здесь не все её картины, но, к своему удивлению, я увидела работы, которые не видела ранее. Поразительно, что разрешили вывезти её творчество за границы Мексики"
"Спасибо. Так здорово увидеть глазами легенду"
Как сообщили в пресс-службе Музея Фаберже, в связи с большим интересом выставку Фриды Кало решено продлить до 2 мая включительно: "Таким образом, у всех желающих появится возможность успеть посмотреть экспозицию во время майских праздников".
ЛЕВ БАКСТ. 1866-1924
В первые дни на выставку, посвященную Льву Баксту, было почти невозможно попасть. Огромная очередь выстраивалась вдоль канала Грибоедова в корпус Бенуа Русского музея. Ведь Бакст проявлял свой талант во всём, за что бы он не брался. Будь то портрет, литография, плакат, эскизы для росписи тканей, костюмы для театра и многое другое.
Выставка открылась 24 февраля 2016, и по информации пресс-службы Русского музея на сегодняшний день ее посетило более 150 тыс человек.
В четырех залах корпуса Бенуа разместилось 160 произведений живописи, графики, театрально-декорационного искусства, среди которых 100 работ принадлежат Русскому музею, а 60 музейным собраниям со всей страны, художественным галереям и частным коллекционерам. Гости музея могут увидеть очаровательный портрет Анна Кинд ("Ужин" или "Дама с апельсинами"), полотно "Древний ужас" и дивной красоты занавес "Элизиум" для театра Комиссаржевской. Кроме того, в экспозицию вошли ткани с разнообразными узорами, которые напоминают о том, что творчеством Бакста вдохновлялись великие Поль Пуаре, Луи Картье, Ив Сен-Лоран, Кристиан Лакруа, Джон Гальяно и Александр Мак-Куин.
Благодаря безупречному вкусу и неисчерпаемой фантазии создания Бакса являются истинными произведениями искусства. Однако среди современников они порой вызывали оживлённые споры. "Талия её, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!" – презрительно отзывался русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов о картине "Ужин". С ним не соглашался литературный критик и публицист Василий Розанов: "Стильная декадентка fin de siècle чёрно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой, à la Джоконда, кушает апельсины". Сам же Бакст писал после вернисажа: "Всех, публику прямо скандализирует это дама. Что в ней?"
Чтобы получить ответ на это вопрос, необходимо увидеть ее саму, такую живую и таинственную.
Экспозиция в Русском музее будет работать до 9 мая включительно. А затем шесть живописных и девять графических работ Бакста, в том числе и знаменитый "Ужин", отправятся на выставку в Москву, посвящённую 150-летию со дня рождения их создателя.
Итак, чтобы успеть посмотреть две самые громкие выставки этой весны в Санкт-Петербурге, увидеть своими глазами легенду и получить ответ на вопрос о "Даме с апельсинами" осталось чуть больше двух недель. Спешите!