В первом зале музея внимание посетителя сосредоточено на портретах художника – Зверев рисовал их десятками: в масле, в гуаши и в графике, и все они оказались совершенно разными, непохожими один на другой. В самом начале экспозиции можно увидеть стенд с ранними работами – 15 не то портретов, не то “фигур”, собранных в одно целое из всплесков цвета и ломаных черных линий.
Особую атмосферу в зале создаёт музыка, которую слышал и слушал сам Анатолий Зверев. Советские марши, джазовые композиции помогают познакомиться с колоритом эпохи, передать ощущения и эмоциональное состояние самого автора картин.
Фото: culture.ru
Второй этаж сразу же акцентирует внимание посетителя на 22-х женских портретах, созданных художником за период 50-80-х годов ХХ века. Крупные планы лиц выполнены одним только цветом, они почти лишены четких контуров и написаны щедрыми мазками, объемными линиями из краски. Яркие, экспрессивные работы производят сильное впечатление, а акцент на непропорционально больших глазах визуально углубляет пространство работы, делает портреты особенно выразительными и эмоциональными. Черты лиц по большей части схематичны, искажены, изображение стремится передать не фотографическую точность, а скорее ощущение художника от модели.
На четырех портретах запечатлена Оксана Асеева, вдова поэта Николая Асеева. Оксана стала музой и возлюбленной Зверева в конце 60-х годов. Все четыре портрета словно светятся изнутри, полотна выполнены в теплых желтых и охристых тонах, наполнены солнцем. Зверев щедро использует краску, чтобы прорисовать волосы, и они начинают выступать над холстом, завиваться в кудри.
Здесь же расположены несколько пейзажных работ. На первый взгляд изображения кажутся схематичными и простыми, но стоит присмотреться к крупным мазкам и обилию тона, перенасыщающими пространство холста.
Фото: culture.ru
На втором этаже мы слышим звучание стихов самого художника – Анатолий Зверев пробовал себя в поэзии, одно время считал именно ее своим основным направлением. На третьем расположились супрематические композиции и графика. Работы художника, выполненные в синевато-серых и желтоватых тонах, с обилием черных линий и выразительных граней, недвусмысленно отсылают к беспредметной живописи Казимира Малевича.
Впервые на выставке можно увидеть уникальную коллекцию иллюстраций к повести Николая Гоголя “Записки сумасшедшего”, предоставленную музею Георгием Апазидисом. Специально к данной части экспозиции известный российский режиссёр-мультипликатор Михаил Алдашин создал анимационный фильм.
Фото: culture.ru
Разные работы, разные техники, темы, стили – добро пожаловать на день рождения Художника!
Выставка работает до 20 января 2019 года