Дирижёры с клавесином: "Страсти по Иоанну" и "Германик в Германии"
18 декабря 2018
Семинары проложили "Путь в литературу"
18 декабря 2018
Спектакль "Слон" в Театре кукол: как по Петербургу слона водили
18 декабря 2018
"И не только балалайка": российские рэперы уверенно затмевают исполнителей других стилей
17 декабря 2018

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

3 декабря 2018 16:34

Геннадий Жуков: бард и поэт из Танаиса

К годовщине со дня смерти

Геннадий Жуков. Концерт Заозерной школы. Ноябрь 2007 г. Малый зал Ростовской филармонии (фото Л.Колбачева). Фото Геннадия Жукова и его окружения взяты из альбомов на странице Геннадия Жукова в соцсети "ВК".
Геннадий Жуков. Концерт Заозерной школы. Ноябрь 2007 г. Малый зал Ростовской филармонии (фото Л.Колбачева). Фото Геннадия Жукова и его окружения взяты из альбомов на странице Геннадия Жукова в соцсети "ВК".

2 декабря 2018 года исполнилось 10 лет со дня смерти одного из крупнейших поэтов и бардов современности - Геннадия Викторовича Жукова (1955, Ростов-на-Дону —2008, Танаис).

Личность и творчество Геннадия Жукова – явления не локального масштаба. На портале "Бард.ру", где с 2005 года размещены песни Геннадия Викторовича, его называют основоположником жанра "бард-рок", который он начал создавать ещё в ХХ веке. Геннадий Жуков был первым, кто "вытащил" на сцену Веню Дркина. К сожалению, теперь о них обоих приходится говорить в прошедшем времени.

Геннадий Жуков на сцене Ростовского ТЮЗа

Геннадий Жуков родился 4 сентября 1955 года в Ростове-на-Дону. Профессиональное образование начал в радиотехническом техникуме, но не закончил. В своей весьма неформальной автобиографии поэт шутливо говорил, что окончил в техникуме "два класса коридоров". В армии служил в войсках химической разведки на границе СССР с ближневосточными странами. Официального образования так и не получил, уйдя в творческую деятельность, в ходе которой активно осваивал различные специальности – авторскую песню, игротехнику, театральную деятельность, методологию. Одно время он заведовал кафедрой художественной литературы в Университете методологии знаний (Москва). Был членом Союза Писателей России; руководителем театра элитарных искусств и автором международного проекта Автор-Уникум, проходившего под эгидой Юнеско.

Геннадий Жуков был методологом и художественным руководитель проекта Караван "Катарсис. Дионис. Крым", проходившего с мая по ноябрь 1992 года. Это было музыкально-поэтическое,театрально-костюмированное шествие по Крыму при поддержке проекта "Путями миграции человечества - Великий шелковый путь" Юнеско и проекта "Автор-Уникум". На фото - один из участников проекта. Фото со страницы Геннадия Жукова в соцсети "ВКонтакте". 
 
Геннадий Жуков написал либретто одной из первых отечественных рок-драм "Собаки" – о том, как люди застраивают овраг, где живет собачья стая, и убивают животных, сами того не заметив. Жуков создал и стихи для спектакля. Первый раз его поставил Ростовский ТЮЗ в 1987 году. Рок-драма стала классикой жанра. Ей рукоплескала публика Германии, Франции, Турции, Мексики, Японии. Спектакль 15 лет не сходил со сцены ТЮЗа и был сыгран около 400 раз. В 2004 году ростовский Молодежный академический театр повторил постановку.

Афиша рок-драмы "Собаки".
 
Геннадия Жукова судьба заносила в разные города. Он подолгу жил в Москве и Санкт-Петербурге, ездил с выступлениями по всей России. Но корнями был связан с Югом России и его столицей – городом Ростовом-на-Дону. Здесь остались его родные и близкие люди.

С конца 1970-х годов "своими университетами" Геннадий Жуков считал Танаис — археологический музей-заповедник в Ростовской области. Духовно он был глубоко родным мертвому городу Танаису в дельте Дона. Этот город был основан в начале I - II до н.э. боспорскими греками и являлся центром торговли между жителями Боспора и донскими кочевыми народами - сарматами и меотами. Возле Танаиса встречались Европа и Азия, проходила восточная граница античной цивилизации.

Танаис. Фото: Ольга Маркова - Социальная сеть ФотоКто

Археологические раскопки Танаисского городища велись с середины XIXв. С 1950-х годов каждое лето в Танаисе работает Нижне-Донская экспедиция Института археологии Российской Академии наук. В 1961 г.на месте Танаиса создан историко-археологический музей-заповедник – руины под открытым небом и пять музейных залов, собравшие материалы и предметы, найденные при раскопках.

В Советском союзе Танаис был Меккой творческих людей – поэтов, художников, музыкантов. Геннадий Жуков прожил в музее-заповеднике более 20 лет вместе со своими товарищами-поэтами – представителями поэтической "Заозерной школы", образовавшейся в Ростове-на-Дону перед развалом СССР.

"Заозерная школа" – тоже редкое явление: группа творческих людей, объединенная местом проживания и уникальными для советского времени мотивами в стихах: романтическими, античными, скифскими, полностью независимыми от официального искусства. Исследователи это течение позже назвали "ассоциацией южно-российского "экологического андеграунда", так как жили "заозерщики" на лоне природы, писали в античной эстетике и даже немного пробовали себя в древних ремеслах. Отцом-основателем своей поэтической школы они считали ни много ни мало античного поэта Овидия, сосланного из Римской империи в эти дикие края. Непосредственно течение составляли Геннадий Жуков, Виталий Калашников, Игорь Бондаревский, Владимир Ершов. Сегодня в живых остался один Игорь Бондаревский.

"Заозерный концерт" в Ростовской филармонии 9 сентября 2007 г. Слева направо: Геннадий Жуков, Юрий Лорес, Владимир Ершов, Игорь Бондаревский. Фото П.Ефименко. 

У происхождения названия две версии. По одной, поэты сами себя так прозвали, оттолкнувшись от известной "Озерной школы" английских поэтов-романтиков XIX века: Водсворта, Кольриджа и Саути. По другой - кто-то из ростовских идеологически выдержанных мэтров выбранил неформалов "Заозерной школой", а словцо прижилось.

За Доном, за долгою степью сквозит синева,
Юлит электричка борзая в отвесных откосах,
С высоких откосов в окно залетает листва,
И желтые смерчи, вращаясь, идут по проходу…
Я долго гляжу, как в глазищах раскосых -
В пиалах овальных — хрустальная плещет беда.
И  едва
лишь темный зрачок проступает сквозь горькую воду.
Прижав локотки напряженно — как будто бежала -
Сидела спокойно, но в ломаном лете бровей,
В том, как оглянулась — почудилось: кони по шпалам!
Погоня по шпалам! Торопятся кони за ней! –

так писал Геннадий Жуков в стихотворении из цикла "Попутчица", оживляя в движении электрички скачку скифских конников.

В 1970-80-е годы музей в Танаисе был островком будущей культуры. Тогдашний директор музея историк Валерий Федорович Чеснок тщательно оберегал всех художников, поэтов, музыкантов и просто "свободомыслящих" от проверок известных структур. Он устраивал Жукова и других на работу сторожами, электриками, заверял своей подписью справки об их благонадежности. Это было смело.

Жуков с друзьями-"заозерщиками" построили в Танаисе ставшую знаменитой "Башню поэтов" на территории музея-заповедника. С ее высоты они читали стихи всему миру. И, кстати, ездили с концертами по всей России.Именно здесь протекала наиболее активная фаза творческой деятельности Геннадия и его товарищей. Иногда они целыми днями писали стихи. Литературная заслуга "заозерщиков" в том, что они внесли античные мотивы в поэзию конца ХХ века – так на них повлияло заповедное место. Но ведь и они на это место повлияли, прославили его!

Танаис. Башня поэтов. Фото: wikiway.com

И только когда все стихи были написаны, в шутку говорил потом Жуков, занялись ремеслами. Много позже, живя в Санкт-Петербурге, Геннадий Жуков начал делать кожаные вещи на продажу. Наверное, Танаис навеял вдохновение.

Большая часть стихов Жукова была создана именно в Танаисе. Многие его тексты связаны с античными легендами – или с прошлым Ростовской земли, как стихотворение из цикла "Казачьи легенды":

Бескрылый ветряк в дельте Дона

Я спросил его: Помнишь?
Ты помнишь еще Дон Кихота?
Он с бедою, с надеждою, с пыльной пехотой
в сорок первом ушел из села...
Как его Дульсинее – ты помнишь? –
                в пургу и разлуку
ты отдал на растопку свои дорогие крыла.
Я спросил его: Помнишь,
как ты опознал их по звуку –
по шуршанию дыма, сладящего, словно зефир?
Эта женщина выжила. Полная чаша. И мир...
 
Я спросил его: - Нешто,
пока перемалывал эту военную муку,
ты крылатую память людскую истер жерновами до дыр?
 
Он ответил: - ...все бредишь, поэт, о Севильях?..
 
И умолк. Только лязгнуло эхо впотьмах.
Я прислушался  –  дон!  –
будто ветер бездомный стучится,
как память о крыльях.
Я прислушался  –  дон!  –
будто море, как память о небе, бунтует в камнях...
Геннадий Жуков, страница на сайте "Стихи.ру". Орфография стихотворения авторская.
 
Иногда "заозерщики" принимали активное участие в раскопках. До сих пор жив анекдот о том, как однажды Геннадий Жуков управлял изъятием из раскопа уникального античного пифоса (глиняного сосуда в человеческий рост, причем сохранившегося в целом виде). Археологи хотели достать пифос руками. Жуков воспротивился – мол, расколете! – и велел соорудить носилки. Нашли две длинные слеги и прямо в траншее привязали к ним реликвию. Под чутким руководством Жукова удалось вынуть носилки из земли. А когда их подняли над ямой, слеги переломились. Пифос разбился вдребезги. Впрочем, сосуд удалось склеить. Теперь анекдот стал легендой.

Вот такой сосуд Жуков "разбил" из лучших побуждений.

По смерти Жукова Танаисский заповедник постигли перемены. Когда его не стало, товарищи сделали выставку в его честь. Но вот фанерное "бунгало Жукова" не сохранилось. Можно сказать, что оно было принесено в жертву науке. Когда поблизости стали производить раскопки, на входе в домик, под ступеньками, нашли два скелета, женский и детский – мать обнимала ребенка. А под тем местом, где поэт любил отдыхать, была найдена куча осколков разбитой древней посуды. Хоть и античного, но мусора. Так стала реальностью фраза Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…" Из-за раскопок домик пришлось снести.

Последние годы Геннадий Жуков провел на хуторе Недвиговка близ Танаиса и умер там в возрасте 53 лет. На кладбище этого хутора похоронены он, Виталий Калашников, Владимир Ершов и другие друзья и товарищи Жукова, не только из творческого цеха.

Могила Геннадия Жукова в Недвиговке. Фото: Е. Сафронова, июнь 2018 года.

С собственными книгами Геннадию Жукову не особенно повезло. У него их… три с половиной. Усилиями автора после перестройки в Ростове были выпущены три сборника: "Эпистолы: Друзьям моим единственным", "Колокольный конь" и "Конус". Половиной можно считать подборку стихов в сборнике "Ростовское время", вышедшем в 1990 году в Ростиздате – одной из первых антологий поэзии южно-российского андеграунда.

Жуковские "Эпистолы" выходили по методу краудфандинга, что для 1990-х годов было в новинку. Проще говоря: Геннадий Викторович написал большому количеству людей, знакомым по бардовским фестивалям, с просьбой пожертвовать ему рубль на книгу. Народ со всей страны прислал пять тысяч рублей. Скажем, в Рязани есть люди, которые помнят, как откликнулись на этот призыв. На эту сумму удалось издать так много книг, что часть тиража попала за рубеж.

Геннадий Жуков на Грушинском фестивале. Фото: Антон Щербаков.

Может быть, человеческая готовность подавать "на поэзию" припомнилась Жукову, когда он писал горькое стихотворение о беспомощной старости:

На живой ноге в бутсе «Адидас»
Инвалид по проходу шоркает.
А другая нога — что твой карандаш:
Одной пишет — другой зачеркивает.
Как колоду карт, развернет меха,
Заведет гармонь заунывный зык…
Не берет уже инвалид верха.
Не берет уже инвалид низы.
Не болит душа, не болит рука
Нажимать на грудь и на клавиши.
А болит нога, и болит спина,
И хребет болит низко кланяться.
Ах, мы выросли до высот стиха -
Дорасти бы нам до поэзии…
Не берет уже инвалид верха.
Не берет уже инвалид низы,
Двери сходятся, как два лезвия.
Откусила дверь голубой сквозняк.
Гомон тамбурный: так и пере-так…
И зачем в карман с дыркой лезу я?
Только что с меня возьмешь — с дурака?
Догоню в другом вагоне старика.
Суну мелочь в задрожавший кулак -
За поэзию. За все… И за так…
(Геннадий Жуков. Книга "Не ходи сюда, мальчик")
 
Успех денежной "подписки" на выход книги так вдохновил Геннадия Викторовича, что он снялся с насиженного места, взял гитару и поехал выступать по России.

"Увенчала" библиографию Геннадия Жукова книга стихов "Не ходи сюда, мальчик" (Москва, 2009 год). Работать над ней он начинал сам и обронил фразу, что, мол, книга увидит свет уже без него. Так и вышло. Редактором-составителем сборника выступила журналист Елена Моисеенко, выпустили его близкие, в том числе последняя гражданская жена поэта Наталья Строкова.

Геннадий Жуков и Наталья Строкова в предпоследний день рождения поэта. 4 сентября 2007 г. Аксай.

В последние годы жизни Жуков начитывал стихи на студии своего ростовского друга Виталия Федорова. Эти записи легли в основу диска, который после смерти выпустила дочь Геннадия Викторовича Евгения Жукова.

К сожалению, больше книг на свет не появилось. Авторские права на наследие Геннадия Жукова принадлежат его дочери, по-видимому, издать полноценную книгу сейчас сложно. Тексты и песни Жукова по большей части доступны в интернете на "Стихах.ру" и на его странице в соцсети "ВКонтакте". И это хорошо, ибо имя и творчество Геннадия Жукова не заслуживают того, чтобы переходить в разряд "забытых авторов".

…С 29 по 31 августа 2008 года в крымском Коктебеле проходил первый фестиваль авторской песни из серии "Коктебельские встречи". Фестиваль открыли барды Геннадий Жуков и Сергей Яцуненко. Было много споров о том, как назвать форум, и в полемике родилось название Безалкогольный фестиваль авторской песни "Бухая Обезьяна".

Два известных барда: Геннадий Жуков и Виктор Луферов.

Действо не завершилось 31 августа, а плавно переместилось на Всемирный Бард-Тур-Слет. Сначала туда перекочевал Жуков, а потом и остальные. Они выступили в концерте в доме-музее Максимилиана Волошина и на открытии Бард-Тур-Слета. Бард-Тур-Слёт - фестиваль богатых бардов. Геннадий к таковым не относился, поэтому он разложил свой спальник в беседке рядом с бассейном и жил там всю неделю. Место это назвали "бомжуковка". 4 сентября 2008 года живого классика поздравлял с днем рождения весь фестиваль. А в декабре того же года его не стало. Теперь в Коктебеле проходит бардовский фестиваль памяти Геннадия Жукова.

"Античная вечеринка". Аксай. 25 августа 2007 г. Фото С. Лазаревой.

Ветер листья возжег и вспыхнули листья.
Больно, любимая, больно…
Ветер тронул ковыль
И кони в степи закачались.
Не боли, любимая, не боли…
Отчего эта вечная тяга к высокой печали?
Отчего эта вечная тяга к высокой любви?
Мы с годами мудрее, добрее,
Друг другом довольней.
…Кони тронули ветер,
Качнулись в степи ковыли…
Это ты? Или это Она?
Больно, любимая, больно.
Это где-то высоко болит.
Не боли… Не боли…
(Геннадий Жуков. Книга "Не ходи сюда, мальчик")
 
Жизнь разбилась, как тот пифос, но Геннадий Жуков не хотел, чтобы о нем вспоминали с болью.
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ КУЛЬТУРЫ В ЛИЦАХ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Дирижёры с клавесином: "Страсти по Иоанну" и "Германик в Германии"
Спектакль "Слон" в Театре кукол: как по Петербургу слона водили
"И не только балалайка": российские рэперы уверенно затмевают исполнителей других стилей
Лучшие участники Всероссийского конкурса молодых исполнителей "И не только балалайка" выступили на финальном шоу
Московский зодчий: к 280-летию Матвея Казакова
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть