Бешеные панды умирают стоя
8 августа 2020
Цикл "100 лет ужаса": как изменялся жанр хоррора в кинематографе на протяжении века
7 августа 2020
Есть ли жизнь в период запрета массовых мероприятий?
7 августа 2020
Лирические отступления. Фестиваль им. П. И. Чайковского в Клину
5 августа 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Лебедь" и джинн из бутылки

Исполнилось 140 лет со дня рождения Михаила Фокина — реформатора российского и мирового балета.

Михаил Фокин в сценических образах
Михаил Фокин в сценических образах

Хореограф, изменивший танец, стал одной из ключевых фигур русского Серебряного века.

...Забитая деспотичным кукловодом кукла бессильно-грозно грозит мучителю.  Сладострастно  изгибается в танце восточная царица,  сошедшая со страниц "1001 ночи". Одуряющий аромат цветка материализуется в танце — так, что  кружится голова.   Манерный арлекин  (или коломбина?)  шутливо грозит пальчиком. Древние кочевники исступленно рвут жилы в пляске. Белый лебедь безнадежно бросает вызов смерти.   
   
Не так много балетов   Фокина  дошло до нас в полной сохранности, не так часто его спектакли идут на мировых подмостках,  не все им созданное прошло проверку временем. Но влияние фокинского  искусства на мировой балет 20-го века трудно переоценить. Имя Фокина — по важности провозглашенных  им принципов — можно поставить в один ряд  с  Жан-Жоржем Новерром, в 18-м веке обогатившим балет драматической выразительностью, или с Филиппо Тальони,  придумавшим  танец на пуантах.           

Михаил Фокин

Фокин родился  23 апреля (5 мая) 1880 года. В семье было 17 детей.  Выжили  пять —  и все так или  иначе  были связаны с  искусством. Когда  мать решила отдать Мишу в Императорское  балетное училище, отец воспротивился:   "не хочу,  чтобы мой Мимочка был попрыгунчиком". Но мальчика все же отвели на просмотр, и его зачислили первым в списке. Фокин и впрямь был  талантлив. Он успешно окончил  школу и был принят в Мариинский театр, где 20 лет  танцевал  ведущие партии. Красиво — и вполне традиционно, как отмечали современники.

Казалось бы, ничто не предвещало. Но…   

Фокин, наполовину немец по матери, сочетал  взрывной темперамент и  педантичность. И он был творчески пытлив. Это привело к  последовательному эстетическому риску. Кроме того, молодой артист многим интересовался, Играл, например, на мандолине и балалайке в оркестре, в том числе и  новейшую музыку — "Карнавал  животных" Сен-Санса  (оттуда взят "Лебедь"),  вдумчиво вникал в живопись. При копировании картин старых мастеров в Эрмитаже Фокина посетили сомнения в незыблемости академических балетных догм. Он думал: "что будет,  если вот на  этой картине всем персонажам вывернуть  ноги…как меня учат в балете?  Ответ  ясен: будет уродство. Что, если бы все действующие лица на этом гобелене держали спину прямо? Было бы отвратительно.  А что, если мраморные боги исправят свои  неправильные (с точки зрения балетной эстетики) позы? …будет ужасно глупо".  

Анна Павлова в балете Михаил Фокина "Лебедь"

Почему в начале 20-го века назрела реформа балета?  Искусство, и балет особенно,  устало от сугубо идеального. Классический танец, существующий по законам сказки, культивирующий тесную и духовную вертикаль, предельную условность, перестал удовлетворять многих. Впрочем, балет и прежде  подвергался насмешкам с разных сторон: позитивисты,  например, отвергали его за оторванность от реальности. Терпкий "акмеистический"  вкус жизни,  осознанный новым веком как художественная задача, требовал и танцевального выражения. Как и новое понятие телесности, не такой бесплотной,  как в классическом танце,  но фактурной и "вещественной".      

Идея  Фокина (в отличие от,  например, реформы его современницы Айседоры  Дункан)  – не в том, чтобы  сбросить  классику с корабля современности. И не в том, чтобы до конца отринуть классический балет. А в том, чтобы  хореографы каждый раз могли употребить тот пластический язык, который наиболее подходит выбранной музыке и теме. Фокин хотел положить конец вековой художественной монополии. Отменить "сборку"  танцев из  готовых па: если балет, говорил  он, достался нам от  французских придворных празднеств, это не значит, что в постановках на античные  сюжеты греки должны танцевать по-французски.     

Михаил Фокин

Нужно  было и балетный  жест сделать не сугубо  условным, зашифрованным, а всем понятным. Кроме того,  в спектакле не должно быть "серии  номеров" и  фабульно бесцельных дивертисментов,  превращавших балет в концерт.  Фокин заходил так далеко, что призывал  отменить в балете выворотность, называя такой танец "постоянной игрой в одной  тональности"  и утверждая,  что в таком случае техника "сводится к танцу ног, тогда как должно танцевать все тело".    

Важная  часть реформы  — новое отношение к  музыке.  Она может быть любой,  а не только специально написанной для балета. Это давало новые безграничные возможности, как эстетические, так и формальные. После  Фокина невозможно стало ценить музыку в балете лишь за ее "дансантность" - ритмическое и метрическое удобство для движения.  
     
Измениться должны были не только постановщики, но и исполнители. Фокин фактически повторил мысль Станиславского о том, что нужно любить искусство в себе,  а не себя в искусстве. Он не жаловал погоню артиста за аплодисментами и танец напоказ по принципу "публика это любит". Протестовал против  "стального носка" балерин, технической показухи  и формальной виртуозности — "для эффекта". Поэтому кстати, любил старинный театр времен "Сильфиды"  и "Жизели", отдав ему должное в неоромантической "Шопениане". Но не жаловал постромантический,  академический балет. За, как он говорил, "увлечение  акробатизмом". 

Если для хореографа, кроме музыки, должны быть важны "эпоха, национальность, тема и сюжет" — нужно многое знать.  Богатые идеи для спектакля  могут дать соседние искусства – живопись и (если речь идет об античности) вазопись. Фокин и сам заимствовал балетные позы с древнеегипетских изображений и греческих ваз.  

Михаил Фокин в образе из балета "Карнавал"

Конечно, этот хореограф,  во многом сформированный  своими друзьями — художниками круга "Мира искусства", не был предельно радикален, как многие позднейшие  мастера  20-го века, создатели модерн-данса. Другое дело, что сам принцип пластической всеядности, Фокиным активно пропагандируемый, лег в основу дальнейшей эволюции танца. И, как часто бывает, новатор и реформатор в юности стал консерватором в зрелости. Фокин не поддержал поиски модерн-данса, не уловил масштаба его свершений,  полемизировал со сторонниками знаменитых  модернисток  Марты Греам и Мари Вигман. Для принятия  их деяний  Фокину  нужно было сделать  принципиально новый шаг: признать, что в танце (как и в других  видах искусства)  может и должна существовать  эстетика "некрасивого". Но это оказалось ему не по силам.  Что ж, идеолог "Мира искусства" и соратник Фокина Александр Бенуа тоже не понимал Пикассо…    
        
Карьера Фокина складывалась успешно. Первая постановка – "Ацис и  Галатея – не прошла незамеченной.  

Когда были сделаны  "Египетские ночи", "Павильон Армиды" и "Шопениана" – к Фокину пришла известность. Мэтр  Императорского балета Мариус Петипа одобрил его поиски. "Лебедь" (он же "Умирающий лебедь") со временем, благо легендарный  номер исполняла великая Анна Павлова,  сделал автора знаменитым. Как и  "Половецкие пляски" в опере "Князь Игорь: их называли подлинными, хотя от культуры  половцев не осталось и следа.  Работал хореограф  и в  опере, причем  с такими мастерами, как  Мейерхольд и Головин – в "Орфее"  Мариинского театра он  поставил движение, и после творческих контактов с  Фокиным великий тенор "Собинов двигался как балетный артист   в лучшем смысле этого  слова".   


"Ацис и Галатея". Сцена из балета М. Фокина. 1881

Постановки балетов в парижских "Русских сезонах" Сергея Дягилева ("Шехеразада", "Петрушка", "Видение розы", "Карнавал")  принесли  мировую известность.  В одном спектакле  Фокин мог сочетать разные пластические языки: пример тому – его "Жар-птица" на музыку Стравинского, где хореограф   по- новому преображал   традиционную в старом балете связь "высокого" (классика) и "низкого" (характерный танец): тут соседствовали геометрически правильные па и гротесковые угловатые ужимки. Этот спектакль – во многом провозвестник современной пластической эклектики и движенческого метаязыка.  

Особе место в наследии Фокина  принадлежит "Шопениане".  Любовь Блок, вдова  Александра Блока, проницательный балетный критик, не зря заметила: "Шопениана" научила тому, как выразителен, как содержателен танец сам по себе, вне сюжетного, вернее, анекдотического задания. Показала симфонические возможности классического танца". В какое богатство  названий и достижений это направление  вылилось  после Фокина – мы знаем.

М. Лиепа и М. Кондратьева в балете М. Фокина "Шопениана"

Идеи мастера  не вызвали единодушного одобрения. Хореографа и  теоретика критиковали и слева и справа: замшелые консерваторы просто не желали никаких перемен, а интеллигентные оппоненты нащупали слабое место в рассуждениях и практике Фокина, говоря, что он не понимает главного плюса классического танца — его способности обобщать и показывать содержательность отвлеченного.
       
У Фокина к тому же был  страстный,  не всегда удобный  для  окружающих нрав.  Директор Императорских театров  Владимир Теляковский  в своих  дневниках не раз писал о  "плохом характере" хореографа. В работе он бывал властным и раздражительным. Балерина Тамара Карсавина в мемуарах вспоминает, как постановщик швырял стулья, убегал с репетиции или обращался к артистам с чересчур пламенными  речами. Кстати,  в красавицу  Карсавину Фокин был влюблен и три раза делал  ей предложение, но согласия не получил и в итоге  женился на балерине Вере Антоновой.  Брак был счастливым. 
 
Через несколько лет сотрудничества с Дягилевым у Фокина  возник  с ним конфликт. Для Дягилева, повернувшегося к новейшему авангарду, декоративное  искусство  былого союзника  уже стало старомодным. А в 1918  году Фокин с женой навсегда уехал из Советской России.  С 1921 года  он жил в Америке, пребывая в свободном творческом плавании. Открыл балетную школу. Сотрудничал с Идой Рубинштейн и  европейскими  компаниями,  возникшими на осколках дягилевской  труппы. 

В. Нижинский и Т. Карсавина в балете Михаила Фокина "Видение розы"

Ставил балеты "Синяя борода", Золушка" "Дон Жуан",  "Паганини". Писал  полемические  статьи, заметки  о танце  и интересные мемуары, опубликованные  после  смерти автора. Он назвал их  "Против  течения". Это правильное  название. Ведь  автор книги уверил современников, что в балете, тогда считавшемся чем-то средним между  кафешантаном  и ритуальным театром, можно иначе, чем было принято, мыслить. Пролагать  новые пути. Искать альтернативы. Фокин   выпустил джинна из бутылки. Последствия — прекрасны.   
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Бешеные панды умирают стоя
Есть ли жизнь в период запрета массовых мероприятий?
Кинопремьеры августа: триллеры и хорроры

В Москве

"Непокорные": в Рязани представят творчество участников знаменитой "бульдозерной выставки"
Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть