VI Фестиваль искусств им. П.И. Чайковского в Клину: "Неизвестный Чайковский"
13 августа 2020
О фестивале актуального искусства MOST в Калуге
13 августа 2020
Ялта - город счастья
12 августа 2020
Код Виктора Пелевина
11 августа 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Модест Мусоргский: музыка русской души

180 лет назад в знатной семье родился один из самых самобытных русских композиторов

Фото: thoughtco.com
Фото: thoughtco.com

Модест Мусоргский в русской классической музыке играет примерно ту же роль, что Достоевский в литературе. Пламенный патриот, убеждённый, что русская культура должна идти своим путём, без постоянной оглядки на классические западные образцы, и в итоге создавший собственное направление, он в то же время остро чувствовал страстность и тёмные глубины своего народа. В итоге смог воплотить национальный характер в образцах величайшего искусства.

Несмотря на не самую благозвучную фамилию, род Мусоргских очень древний и знатный, восходит к самому Рюрику. Однако княжеский титул предки композитора утеряли ещё в далёком средневековье, причём виновата в этом была пагубная страсть, ставшая родовой чертой почтенного семейства. Князь Юрий Святославович, правивший в Торжке, позарился на жену своего подчинённого Семёна Вяземского, а после категоричного отказа приказал убить её вместе с законным мужем. Но дело получило широкую огласку и сановному сластолюбцу пришлось бежать в Орду, в итоге потеряв громкий титул. Тем не менее, не искушённый в изучении генеалогии Модест Петрович в автобиографии именовал свою семью боярской.


Фото: otvet.mail.ru

На момент рождения будущего композитора род Мусоргских был скорее захудалым. Появился на свет Модест в скромном имении Карево в озёрном краю, недалеко от Жижицкого озера, на котором Александр Невский громил литовские войска. О детстве композитора известно немного, но, судя по всему, было оно довольно счастливым: серьёзный отец, увлечённая искусствами мать, писавшая стихи и игравшая на фортепиано, рядом имения родственников, отношения с которыми у Мусоргских складывались довольно тепло, и добрая няня с волшебными сказками. Кругом же — нежная северная природа и живая русская речь! Но в 10 лет жизнь Модиньки — так называли его близкие — резко изменилась: мальчика отдали учиться в Петербург. Училище Петришулле, основанное в далёком 1709 году, встретило деревенского барчука строгой, по-настоящему немецкой дисциплиной, однако амбициозный и любознательный мальчик заинтересовался науками, особенно гуманитарными, и, конечно же, музыкой. С учителем ему повезло: с 10 лет он брал уроки у одного из лучших пианистов страны Антона Августовича Герке, которого всегда вспоминал с благодарностью.

Однако для отца семейства обучение детей музыке не было главной целью. Незаконнорожденный Петр Алексеевич лишился дворянства и хотел, чтобы его сыновья вернулись в привилегированное сословие. Поэтому Модест идёт в Школу гвардейских подпрапорщиков, после которой поступает в элитный Преображенский полк. Он быстро перенимает изящные манеры гвардейца и становится блестящим офицером, хотя ирония по отношению к казарменным нравам нередко проскальзывает в его письмах и высказываниях. На службе он знакомится с молодым медиком Александром Бородиным. Позже судьба сводит его с другим Александром, Даргомыжским и с Милием Балакиревым — будущим главой "могучей кучки".


Фото: prim.marrinsky.ru

Ещё на службе молодой талант пробует сочинять. О задуманной опере по роману Виктора Гюго мало что известно, зато сохранилась пьеса для фортепиано "Воспоминания из детства". 1 мая 1858 года Мусоргский выходит в отставку в чине подпоручика. Став гражданским, он начинает путешествовать по родной стране, жадно ловя впечатления: Москва, Владимир, Нижний Новгород — вот где настоящий русский дух! В столице Модест сходится с членами будущей "могучей кучки" и признаёт Милия Балакирева своим музыкальным наставником. Под его влиянием начинает более активно сочинять, но это ещё ученические опыты: в них заметно влияние Роберта Шумана и самого старшего товарища.

Про "Балакиревский кружок", впоследствии известный под именем "могучей кучки", тогда мало кто знал. Однако молодые, дерзкие и невероятно талантливые композиторы готовились произвести революцию в мире музыки, что у них в итоге получилось. Они выступали за подлинно национальное, самобытное искусство с опорой на русскую песенную традицию. Это отвечало и чаяниям самого Модеста Петровича. Более того, он всю жизнь последовательно отрицал влияние европейской музыки на своё творчество и уступки своих товарищей чуждому "академизму" воспринимал как предательство идеи. Но это было потом, а пока его сердце билось в унисон с сердцами Балакирева, Кюи, Бородина, Римского-Корсакова и идейного вдохновителя движения — критика и литератора Стасова. Кстати, дружбу Модест ценил высоко и, так и не заведя своей семьи — хотя были туманные роковые влюблённости, — постоянно старался быть рядом с близкими людьми, единомышленниками. А с 1863 по 1865 даже жил в небольшой коммуне братьев Логиновых. Это время впоследствии вспоминал как самое счастливое в жизни.

Уже в 1859 молодой композитор задумывается над крупным произведением. Первые опыты в большой форме не выдавали будущего певца русской старины: в 1859 он начинает работу над оперой по мотивам "Эдипа" Софокла, а в 1863 решил положить на музыку роман Флобера "Саламбо" и даже написал недурное, по оценкам современных ему поэтов, либретто к произведению. Однако этими проектами Мусоргский быстро "перегорел", хотя музыка осталась и впоследствии была использована для других произведений. Кстати, незаконченные оперы станут впоследствии "визитной карточкой" композитора. В 1865 году у Мусоргского умирает мать. Несмотря на то, что в последние годы он значительно отдалился от родни, трагедию композитор переживает очень тяжело. Лето Модест Петрович проводит на мызе Минкино близ Петербурга, однако тяжёлые думы и "нервическая лихорадка" одолевают его и в живописном пригороде. Более всего в памяти останется встреча с ужасным юродивым в лохмотьях, который просил подаяние возле его дачи. Впоследствии он признавался, что уловил странное звуковое мерцание народной тоски, униженности и внутренней, глубинной чистоты. 5 сентября Мусоргский напишет колыбельную в "русском" духе, которую посвятит памяти матери. Зимой здоровье композитора ухудшается, и он переезжает к семейному брату. Тем временем, несмотря на проблемы с "нервной меланхолией", Мусоргский открывает новые творческие горизонты. Продолжается "роман" с народной песней: 31 августа 1866 он положил на музыку "Гопак" на слова Тараса Шевченко в переводе Мея, а на следующий день пишет маленький шедевр — "Савишна" на стихи собственного сочинения, искусно стилизованные под частушки-страдания. После увольнения из Главного инженерного управления Модест Петрович становится вольным служителем муз. Летом 1867, вдохновившись модной книгой Матвея Хотинского "Чародейство и таинственные явления в новейшее время" и мистическими повестями Гоголя, он пишет симфоническую картину "Ночь на Лысой горе". В ней композитор наиболее наглядно воплотил свой творческий метод: музыка вопреки академическим канонам, настоящее дионисийское языческое буйство, страсть в звуках!


Фото: discogs.ru

1868 год ознаменовался ещё одной незаконченной оперой — "Женитьба" по пьесе Гоголя. В октябре композитор начинает работу над самым известным своим произведением – "Борисом Годуновым". В основу положена трагедия Пушкина, однако Мусорский не стеснялся вычёркивать "лишнее" из текста гения русской словесности. На титульном листе либретто было выведено "по трагедии Пушкина с сохранением большей части его стихов". "Борис Годунов" стал, пожалуй, главным шедевром Мусоргского. Всё, что накапливал он долгие годы – мысли, музыкальные отрывки, речь простонародья, положенная на язык музыки, древнерусские церковные напевы, звуковое воплощение суровой северной природы – органично вплетены гением в канву великой оперы, заслуженно известной во всём мире. В "Борисе Годунове", как и в написанной в 1872 году "Хованщине", посвящённой восстанию начальника стрелецкого приказа князя Хованского, Мусоргский проявил себя как знаток психологии своего народа, где вершины духа сменяются упоением глубиной падения. Воплощал это автор и в музыке, в которой древние благозвучные церковные напевы сменяли дикие полуязыческие гармонии, и в либретто, где стройные стихи соседствуют с "затейливым" и немного косноязычным "народным языком". За умение показать непростую и мятущуюся русскую душу композитора нередко сравнивают с Фёдором Достоевским.


Фото: melody.su

Последние годы жизни Мусоргского были омрачены не только обострившейся болезнью, но и разрывом с единомышленниками по "могучей кучке", которые лучше интегрировались в академическую среду и не всегда понимали его новаторские приёмы. Великие оперы Модеста Петровича оценены были в большей степени после смерти автора, а финансовое положение ухудшалось. Не было у него и своей семьи, на которую можно было бы опереться в случае невзгод. Увы, утешение он нашёл в алкоголе. И это предопределило печальный финал: великий русский композитор умер в возрасте всего 42-х лет, 28 марта 1881 года. Кстати, несмотря на официальную метрику, именно этот 28 марта он считал днём своего рождения.
  

 

 

 

 

 

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Онлайн-интенсив о съёмке ивентов и событий стартует в эту субботу
О фестивале актуального искусства MOST в Калуге
VI Фестиваль искусств им. П.И. Чайковского в Клину: "Неизвестный Чайковский"

В Москве

"Непокорные": в Рязани представят творчество участников знаменитой "бульдозерной выставки"
Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть