Голоса в "Зарядье": Элина Гаранча и Ильдар Абдразаков
22 марта 2019
Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Душа России"
22 марта 2019
В рамках программы "Детский Weekend" фестиваля "Золотая маска" Александринский театр из Санкт-Петербурга представил спектакль "Томми"
20 марта 2019
"Время пить чай": в РГДБ открылась международная выставка иллюстраций и авторских кукол к знаменитому произведению Льюиса Кэрролла
20 марта 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В авангарде Авангарда: композитор Александр Мосолов

Отдавая дань восхищения композитору Александру Мосолову — к 45-летию со дня смерти гениального конструктивиста

Фото: muzcentrum.ru
Фото: muzcentrum.ru

В 2018 году исполнилось 45 лет со дня смерти композитора и пианиста Александра Васильевича Мосолова (1900-1973), дерзновенного новатора, радикального конструктивиста, певца индустриализации. Чувствующий бешеный пульс новизны жизни, он возглавил советский музыкальный авангард 20-х годов XX века, взломав традиционные музыкальные "механизмы". Шокирующе-эпатирующий конструктивистской образностью, политонально-серийными композиторскими техниками, хлесткостью ритмов, гигант музыкальной мысли не поместился в убогие идеологические рамки Советов. Пережив травлю и репрессии, Мосолов с трудом, вероятно сознательно, затормозил свой мощный композиторский "локомотив".

4 декабря 1927 года на торжественном концерте в Колонном зале Дома Союзов, посвященном 10-летию Октября, впервые прозвучал симфонический эпизод "Завод. Музыка машин" с партией "железного листа" из 4-х частной оркестровой сюиты молодого композитора Александра Мосолова. Программой, состоявшей также из Второй симфонии Д. Д. Шостаковича ("Октябрю, симфоническое посвящение"), "Пролога" Л. А. Половинкина, кантаты Н. А. Рославца "Октябрь", дирижировал К.С. Сараджев. Критика отозвалась: "...совершенно из ряда вон выходящей надо признать картину "Завод", где Мосолов нашел великолепные "производственные" эффекты, избежав грубого звукоподражания. Этот отрывок кричит о том, насколько могут быть "благодарны" индустриальные темы, если только за них возьмется смелый передовой музыкант". Репутация ультрасовременного модерниста, конструктивиста-урбаниста прочно закрепилась за композитором Мосоловым.

Фото: muzcentrum.ru

Урбанизация, индустриализация, электрификация адски грохотали, ревели и лихорадочно возводили молодую советскую Россию, властно заявляя о себе во всех видах искусства. Слава машинам — мышцам жизни:
 
Коммуну, сколько руками ни маши,
не выстроишь голыми руками.
Тысячесильной мощью машин
в стройку вздымай камень!
Мы прославляли художников и артистов…
А к технике внимание видать ли?
На первое такое же место выставь —
рабочих, техников, изобретателей!
Врывайся в обывательские норы мышиные,
лозунгом новым тряся и теребя.
Помни, что, встряхивая быт машиною,
ты продолжаешь дело Октября.
(Владимир Маяковский, 1928 г).

В этот период, еще полный надежд на светлое будущее, искусство активно ищет новый язык для воплощения "индустриальной" тематики и образности: симфоническая поэма Ю. С. Мейтуса "Днепрострой", оркестровый эпизод "Металлургический завод" из оперы В. Дешевова "Лед и сталь". Советский драматический и музыкальный театр предлагает эксперименты с такими же характерными тенденциями - режиссерские работы Вс. Мейерхольда. Создаются балеты С. Прокофьева "Стальной скок",  Д. Д. Шостаковича "Болт", опера "Плотина" А. Мосолова.

Александр Мосолов, блестяще образованный, необычайно талантливый смелый экспериментатор в музыкальной стилистике, воспринимался в 20-х годах представителем радикального направления концепции конструктивизма. Действительный член Ассоциации современной музыки, востребованный композитор, пианист-исполнитель собственных произведений, сочинений русских и западных современных авторов, он вызывал горячий интерес в СССР и за рубежом. Его музыка звучала, издавалась, включалась в программы западноевропейских музыкальных фестивалей. 1-й струнный квартет – единственное сочинение советского автора, исполненное на фестивале Международного общества современной музыки во Франкфурте-на-Майне в 1927 году. В следующем году по заказу фестиваля камерной оперы в Баден-Бадене им была написана одноактная опера "Герой" (премьера не состоялась).


Фото: из открытых источников 

Выпускник Московской консерватории, воспитанник Р. М. Глиэра, Н. Я. Мясковского по композиции, ученик Г. П. Прокофьева и К. Н. Игумнова в классе рояля, Мосолов получил академическое музыкальное образование, владел европейскими языками и влюблял в себя всех.

Уже к середине 20-х гг. он становится автором солидного количества произведений, в которых вырабатывается его оригинальный стиль. "Чудак вы эдакий, из вас лезет, как из рога изобилия", — писал Мосолову его учитель и большой друг композитор Николай Яковлевич Мясковский 10 августа 1927 г. — "Шутка ли сказать — 10 романсов, 5 каденций, Симфоническая сюита, а вы пишете сочинил-то мало!" Это "мало" - около 30 опусов: фортепианные сонаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, Симфония, опера "Герой", фортепианный концерт, музыка к балету "Сталь" по заказу Большого театра (из которой появился знаменитый симфонический эпизод "Завод"). Огромный резонанс в музыкальном мире вызвали зарубежные премьеры "Завода" в Берлине, Льеже, Вене, Париже, Риме, Нью-Йорке и других городах. На эту музыку в 1932 в Голливуде была осуществлена хореографическая постановка "Механический балет" (балетмейстер А. Р. Больм).

Своими вокальными циклами "Три детские сценки" на собственный текст и "Четыре газетных объявления" на тексты из "Известий ВЦИКа" дерзкий композитор Мосолов эпатирует любителей камерного музицирования, посылая в их сторону "плевок", как то: "Лично хожу крыс, мышей морить. Есть отзывы. 25 лет практики". Ничего благозвучного ни в словах, ни тем более в музыке нет. Хроматизмы, диссонансы, политональность и прочее.

Что можно было ожидать от пролетарских властей, которые, как известно, очень "завидовали" таким независимым персонам как Александр Мосолов. Началась публичная травля. Защищаясь, композитор попытался встроиться в идеологический контекст "опоры на народную музыку", написав симфоническую сюиту для большого оркестра "Туркменская музыка". Но мазок конструктивистского мастера все равно обрамлял народную тематику модернистской техникой. Сюита "Туркменская музыка" с большим успехом была исполнена на международной выставке 1935 года в Брюсселе.

В феврале 1936 Мосолов был исключён из Союза композиторов, в ноябре 1937 арестован, обвинён в антисоветской пропаганде и заключён в Волголаг (Рыбинский район Ярославской области). Письмо М.И. Калинину его профессоров Р.М. Глиэра и Н.Я. Мясковского в защиту своего студента, вероятно, способствовало его освобождению в августе 1938 года с ограничением проживания за 101-м километром от Москвы. Эта ограничительная черта оказалась вертикалью судьбы, разделившей его жизнь на "до" и "после". Да, композитор сочинял еще несколько десятилетий, но как он сам, порой, горько говорил: "Это я, покойный Мосолов".

Фото: records.su

Радостным событием, которое вытянуло его из жизненного и творческого кризиса стал Концерт для арфы с оркестром (солистка В. Г. Дулова, дирижёр А.В. Гаук). Премьера состоялась 18 ноября 1939 года в Большом зале консерватории, в день открытия Декады советской музыки. Свой новый опус Мосолов посвятил Вере Георгиевне Дуловой.

Это был настоящий нонсенс. Композитор-урбанист написал для арфы, на которой, хоть сколько не долби диссонансы, будет звучать благозвучно и мягко. Ажиотаж был страшный уже на генеральной репетиции. Мосолов - ходячая "библия модернизма" - растворился в изящном импрессионизме. Это был другой стиль, другой композитор, другой человек.

Последним значительным сочинением композитора стала 5-я симфония для большого симфонического оркестра (1965), посвящённая второй жене Нине Константиновне Мешко, руководительнице Северного народного хора. Она не была исполнена. Мосолов часто говорил своим друзьям: "Я могу сочинять музыку, но совершенно не способен ее "устраивать" или "пробивать"..."

Сегодня мы переоцениваем многие явления и события. Музыка Александра Мосолова переживает свой ренессанс. Ровесник XX века, Мосолов не отделим от него и его коллизий. "Буржуй"-композитор, страстно принявший октябрьскую революцию 1917, воевавший на фронтах гражданской войны, сделал жесткий оттиск своего времени в своих произведениях.

Фото: muzcentrum.ru

26 января 2019 года в Большом зале Московской консерватории состоится знаменательное событие, имеющее целью восстановить историческую справедливость. Московский симфонический оркестр под управлением голландского дирижера Артура Арнольда исполнит моно-программу из сочинений Мосолова:

Концерт представляет собой часть проекта, в рамках которого был снят фильм о таинственной жизни Мосолова (трейлер фильма можно посмотреть по ссылке https://www.imdb.com/title/tt7908840/)

"Сила и слабость, отчаяние и надежда, мужество и беспомощность, уверенность и сомнение так соединялись в человечнейшем авторе "Музыки машин", что было бесспорно: перед вами — подлинный художник", — Андрей Эшпай.

 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Голоса в "Зарядье": Элина Гаранча и Ильдар Абдразаков
Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Душа России"
В рамках программы "Детский Weekend" фестиваля "Золотая маска" Александринский театр из Санкт-Петербурга представил спектакль "Томми"
"Время пить чай": в РГДБ открылась международная выставка иллюстраций и авторских кукол к знаменитому произведению Льюиса Кэрролла
"Римский-Корсаков – 175": Мариинский театр отмечает юбилей композитора
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть