Московский фестиваль "Зарядье"
Московский фестиваль "Зарядье" Мариинского театра, художественный руководитель Валерий Гергиев, проходит на двух сценах концертного комплекса "Зарядье" с 30 октября по 4 ноября. Московский фестиваль питерцев украшает эмблема XVI Международного конкурса имени Чайковского. Фестивальная программа насыщена выступлениями победителей разных номинаций прошедшего состязания. В Большом зале прошли концерты Александра Канторова (Гран-при, фортепиано), Мао Фудзита (фортепиано), Равиль Ислямова (скрипка), Сергея Догадина (скрипка) в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра. Малый зал параллельно предоставил свою сцену лауреатам-инструменталистам для сольных концертов.
Ежедневно проходят два фестивальных концерта. Публика, посетив Малый зал, перемещается в Большой зал на вечерний концерт. Мариинский театр привез в Москву оперы: "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси, "Тангейзер" Вагнера, "Иоланта" Чайковского. Один из фестивальных концертов был посвящен камерному музицированию Страдивари-ансамбля Мариинского оркестра, дирижер Валерий Гергиев. И завершение Первого международного московского фестиваля "Зарядье", нового начинания Валерия Гергиева и его коллектива, ожидается ярким. Финальный аккорд поставит Денис Мацуев, также когда-то триумфатор конкурса Чайковского.
Фото: Елена Алексеева
Солисты, хор и оркестр Мариинки познакомили московскую публику с только что подготовленной к премьере в Мариинском театре оперой "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси. Это был сценический вариант спектакля.
"Тангейзер" Вагнера был показан в концертном варианте. Но, тем не менее, событие не потеряло, можно сказать, свою эпохальность. Настолько мощно и грандиозно оно прозвучало. Гергиев любит подчеркивать, что фокус на композиторе — это всегда было его главной задачей как худрука Мариинки и как основателя фестивалей в нескольких странах по всему миру. Действительно, Вагнер предстал во всей своей оперно-симфонической красе. "Тангейзер" - одна из ранних опер композитора, еще не пример зрелого стиля автора-новатора. И ее романтический налет, отсыл к большой французской опере обогащают оперное полотно прелестями мелодизма, невероятной красотой оркестровой фактуры, сохраняя при этом облик героического дитя своего отца-композитора немецкой земли.
Оркестровая увертюра, предваряющая оперу, прозвучала целой симфонией, развернув свою собственную драматургию и тематическую концепцию. Духовая группа вела первый начальный эпизод строго, собранно и аскетично. Виолончелям немного не хватило "неметчины" после духовиков. Совершенно замечательная медь, медная группа, сверкала в кульминациях, поднимая звучание до вселенского масштаба. В этом году у Валерия Гергиева состоялся дебют в "святая святых", в театре Вагнера в Байройте. Маэстро дирижировал премьерой "Тангейзера". Не нам судить, как она прошла. Но, теперь в Зарядье, хочется думать, опера под рукой Гергиева получила нужный немецкий акцент. Солисты Сергей Скороходов (Тангейзер), Юлия Маточкина (Венера), Ирина Чурилова (Елизавета), безусловно, украсили исполнение оперы. И, конечно, хоры a capella со знаменитой темой пилигримов завораживали. Были обидные шероховатости в вокальных ансамблях солистов, но это малая ложка дегтя.
Фото: Елена Алексеева
Гергиев объединил Московским фестивалем "Зарядье" разные векторы развития исполнительской и концертной жизни. Оперный театр и конкурс Чайковского воссоединились в разнообразных пересекающихся и параллельных программах. Получился очень любопытный культурный срез.