Юрий Бондарев: командир батареи
30 марта 2020
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой
30 марта 2020
Виртуальные богатства Москвы музейной
30 марта 2020
Мещерская "Пизанская башня"
28 марта 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

4 февраля 2020 10:45

Волны Мартено выплеснулись в Зарядье

"Турангалила-симфония" Мессиана из Франции через Екатеринбург

Фото: Елена Алексеева
Фото: Елена Алексеева

Уральский симфонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса представил "Турангалила-симфонию" Оливье Мессиана московской публике. Французские исполнители Натали Форже (инструмент "волны Мартено") и Роже Мюраро (фортепиано) солировали в необычном опусе французского композитора. В концерте прозвучала Вторая сюита из музыки к балету "Дафнис и Хлоя" также французского автора Мориса Равеля.

Французскую музыку и французских солистов выбрал главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра Дмитрий Лисс для гастролей своего коллектива в обе российские столицы. Накануне Санкт-Петербург принимал артистов с Урала. Теперь московский зал "Зарядье" предоставил им свою большую сцену. Программу концерта открывала сюита "Дафнис и Хлоя". Равель подавался в качестве блюда-аперитива к французскому вечеру, а Мессиан стал серьезнейшей заявкой, челенджем и московским слушателям, и московским симфоническим коллективам. Уральцы исполнили полную 10-частную версию "Турангалила-симфонии", держа зал час двадцать пять минут в непрерывном внимании.

Мессиан оставил в своем наследии единственную симфонию, но какую! "Турангалила-симфония" — удивительный пример оригинальности творческого замысла. Романтизм и символизм названия, использование загадочного инструмента Мориса Мартено, исполнительские сложности, рождающие ослепительной красоты звучания, наконец, философско-гуманистический подтекст сочинения сделали опус Мессиана ярчайшим и неповторимым образцом жанра в истории музыки XX века, причиной национальной гордости французов.

Фото: Елена Алексеева

Что касается замысловатого и очень поэтичного названия, к слову, давшего позже имя персонажу в американском мультсериале, то Мессиан придумал его после написания симфонии в 1946-1948 годах. Для нас, думается, это также имеет место быть. Если не послушать музыку Турангалилы, а сразу попробовать перевести с санскрита, то запутаешься. Музыка же не позволит ошибиться в поисках подходящего не столько значения, сколько ощущения. Судите сами: "Туранга" — лошадь, движение, скорость, а если совсем музыкально, то и ритм. "Лила" — песнь, творческая игра божества, или совсем серьезно, игра жизни и смерти. Через музыку Мессиан тоньше, полнее и точнее передает свой посыл. Звучащая партитура симфонии одаривает слушателя сверх-радостью, сверх-счастьем любых оттенков, от чувственного экстаза любви человеческой к запредельно-совершенной божественной любви.

Фото: Елена Алексеева

Для воплощения своих идей Мессиану было и целого мира мало. Потребовался огромный состав оркестра, от 8 до 11 (что называется, как уж управятся) исполнителей на перкусионных инструментах, развернутая сольная партия фортепиано и главное — солирующие волны Мартено.
Электронный музыкальный инструмент с клавиатурой и колонками, сконструированный французским экспериментатором Морисом Мартено в прошлом веке, предтеча синтезаторов получил название своего изобретателя. Звук реально идет вибрирующими волнами, имея зависимость от формы и типа резонаторов в колонках. И как считает волнистка Натали Форже, ни какой современный синтезатор не в состоянии заменить этого выжившего "ископаемого" по причине гиперчувствительности клавиатуры и получаемого эффекта.

Действительно, на сцене большого зала "Зарядье" во время исполнения симфонии волнистка срослась со своим инструментом, взаимочувствительность исполнительницы и электрических волн казалась сверхъестественной. Натали работала не только с летящими в зал звуками, но и их вернувшимися отзвуками, реагируя на оркестровую динамику и акустическую специфику. На первый взгляд абсолютно не эмоционально, сосредоточенно она окрашивала своими обертонами инструментальные тембры звучащей фактуры.

Фото: Елена Алексеева

Роже Мюраро выглядел полной противоположностью Натали. Пианист предельно эмоционально разворачивал свои каденции, соревновался с оркестром или поддерживал аккордами оркестровые метро-ритмы. И рояль с благодарностью отзывался неземными звуками на прикосновения огромных мягких рук исполнителя. Солист, безусловно, наравне с дирижером был ведущим и лидирующим.
"Турангалила-симфония" Мессиана давно не звучала на московской сцене. Этот симфонический монстр со специфическим солирующим инструментом волны Мартено своей сложностью и масштабностью отталкивает от себя дирижеров и коллективы. Хочется выразить благодарность Уральскому симфоническому оркестру, его главному дирижеру Дмитрию Лиссу за этот творческий подвиг и необычайно интересный слушательский опыт.

Фото: Елена Алексеева

Дмитрий Лисс является художественным руководителем международного фестиваля "Евразия". На закрытии очередного V евразийского фестиваля накануне Нового 2020 года Уральский симфонический подарил своим землякам исполнение "Турангалила-симфонии". Говорят, благодаря акустике концертного зала "Зарядье" детище Мессиана в этот московский вечер прозвучало еще ярче и лучше.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Юрий Бондарев: командир батареи
Евгений Попов. Под знаком меркантилизма.
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой

В Москве

Самые интересные музыкальные альбомы, вышедшие в марте
"Я – Волoнтер!"
Михаил Козаков. Сам себе театр
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть