Фото: Алексей Молчановский
Неизменно востребованный музыкально-театральный перформанс, ежегодно представляемый на фестивале, получил статус доброго талисмана сочинского феста.
Фантазия — излюбленный жанр фестиваля, по заказу которого создаются музыкально-танцевально-театральные композиции по мотивам классических шедевров Мериме, Бизе, Чайковского, Пушкина, Бомарше, Россини. Эти фестивальные культурные продукты всегда ярко сценические, насыщенные всевозможными находками взаимопроникновения различных видов и жанров искусства. Собственно, это и подтверждает само название форума как фестиваля различных искусств. И, главное, популяризирует высокую классику.
Главное действующее лицо спектакля Виктора Крамера — музыка. Она настолько усиливает эффект, что кажется сам Экзюпери дал указания о характере музыкального материала в сценах. Композитор Кузьма Бодров оформил этот спектакль, что называется в тему. К тому же, саунд-дизайн Григория Шмидко был очень уместен, создавая эффект акустической декорации, напряженной тишины.
Фото: Алексей Молчановский
И, конечно, неповторимый голос Хабенского, выразительные оттенки его тембра притягивали с огромной силой. В сущности, ты не замечаешь их, настолько они естественны, органичны. Актер мастерски владеет залом, заставляет слушать, не отрываясь, приковывая внимание, исключительно, к гениальному тексту Экзюпери. Партнер Хабенского — Башмет — актёр такого же высокого калибра, хотя и молчаливый. Голос его сольного альта сотворил тихую кульминацию под самый занавес, когда главный герой, по версии задумщиков фантазии, умирает.
Почерк режиссёра Виктора Крамера, сотрудничающий с командой Башмета не впервые, угадывается в характерных деталях и акцентах постановки. Он, например, автор спектакля-композиции "Фортунатиссимо или Безнадежно счастливый человек" по мотивам Бомарше-Россини и также с музыкальным оформлением Кузьмы Бодрова. И всегда одним из украшений его постановок — большие белые шары-планеты. В "Не покидай свою планету" эти шары — ещё и поверхности для видео-проекций. Пустыня, где оказывается персонаж Экзюпери — это ещё и детская песочница. Отсыл режиссера к авторскому детскому языку и образности повести, тем не менее, направляет зрительское внимание к великим мыслям Экзюпери.
Фото: Алексей Молчановский
Фраза "Мы ответственны за тех, кого приручили" была обыграна Хабенским с конкретным человеком-зрителем из зала. Актер выказал в этом эпизоде большое внутреннее чувство, дополненное одинокой сольной виолончелью.
И, наконец, вода в пустыне — это не только спасение тела. "Для сердца тоже нужна вода," — говорит писатель устами Маленького принца. Песочница поднимается и становится экраном для проекции воды, схожей с изображением нашей голубой планеты. Фигура актера тоже попадает в луч, и вода плещется, как бы, внутри него. Вообщем, спектакль надо видеть.
А между тем, образовательная программа фестиваля работает без сбоя и устали. В день официального открытия форума начались специальные интерактивные занятия с детьми и лекции для юношества совместно с Русским музеем, Государственным литературным музеем и киностудией "Союзмультфильм".
Фото: Алексей Молчановский
На Фестивальных чтениях совместно с Европейской ассоциацией фестивалей и Международной конференции и выставке директоров учреждений культуры России, Европы, Азии освещается невероятно большой круг вопросов и проблем. На одно из заседаний конференции была приглашена пресса и участники V Школы молодых журналистов, пишущих о культуре. Актуальная, острая тематика встречи завязала очень жаркую и эмоционально накаленную дискуссию о наболевшем, вышедшую за временные заявленные рамки. Модератор пленарного заседания Дмитрий Гринченко пытался выравнивать направление дебатов краеугольными фразами, давая новые поводы оппонентам: "Искусство никому ничего не должно. Зона его ответственности лежит в душах людей."
Под впечатлением "Маленького принца" — для сердца общества тоже нужна вода искусства?