Новое прочтение "Волшебника Изумрудного города"
19 апреля 2025
19 апреля – Международный день цирка
19 апреля 2025
О любви и боли: новый сериал от Netflix "Переходный возраст"
18 апреля 2025
Шаболовка и Авангард
18 апреля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Бах - 340!

Спецпроект. Баховский фестиваль в музее-заповеднике "Царицыно".

Фото Максима Горлова предоставлены пресс-службой музея-заповедника "Царицыно"
Фото Максима Горлова предоставлены пресс-службой музея-заповедника "Царицыно"

Три мартовских дня под сводами Баженовского зала Большого дворца и Атриума Хлебного дома звучала бессмертная музыка великого немца. Фестиваль "БАХ - 340!" предложил гостям "Царицына" разные жанры музыки Иоганна Себастиана и даже джазовые импровизации на баховские темы. Музыкальное приношение юбилею гениального полифониста от Елены Приваловой (орган) и барочной капеллы "Золотой век", художественный руководитель Александр Листратов, состояло из пяти клавирных концертов в версии для органа с оркестром.

С 21 по 23 марта героем музыкального "Царицына" стал величайший представитель композиторской мысли всех времён и народов - Иоганн Себастиан Бах. В солнечную субботу великолепие дворцовой архитектуры, огромного парка и вечной музыки сложилось идеальным синтезом всевозможных искусств, который утолял жажду прекрасного.

Во второй день баховского марафона в Атриуме Хлебного дома музейного комплекса прозвучала изысканная программа инструментальной музыки Баха: Концерт №1 ре минор, BWV 1052; Концерт №2 ми мажор, BWV 1053; Концерт №3 ре мажор, BWV 1054; Концерт №4 ля мажор, BWV 1055; Концерт №5 фа минор, BWV 1056. Композитор, будучи выдающимся клавесинистом и органистом, писал свои виртуозные концерты для солирующего клавира и оркестра, ориентируясь на несуществующие инструменты. Гений предслышал звучание ещё несконструированных более совершенных клавишно-струнных инструментов.

Елена Привалова, известная органистка, выпускница Московской консерватории, инициатор и участница российских и международных баховских проектов, исполнила на органе сольную партию в композиторском оригинале без переложения. Музыкант пояснила:

ах, когда писал для клавира, вообще не указывал, какой это может быть инструмент. В его время были клавесины, харпсихорды, хаммерклавиры, потом появилось фортепиано. Под клавиром Бах подразумевал любой клавишный инструмент. Орган - это тоже клавишный инструмент, и, мне кажется, клавирные концерты прекрасно звучат на органе. Выскажу свое личное впечатление, что мне очень нравится, как звучат эти произведения в версии для органа со струнными и для фортепиано со струнными, а вот клавесин, на мой слух, немножко теряется. Думаю, Бах бы оценил органный вариант, который добавляет масштаб, грандиозность сочинениям."



Барочная капелла "Золотой век" в составе: Фатима Лафишева (барочная скрипка), Ксения Тимофеева (барочная скрипка), Елена Лендова (барочный альт), Александр Листратов (барочная виолончель), Алексей Шевченко (клавесин) - сопровождала орган, используя историчеки ориентированное исполнение.

Бах работал органистом в готических церквях и соборах немецких земель. Псевдоготический антураж Атриума создал уместную атмосферу для восприятия его музыки. Очень вразительно плыли в пространстве звуки медленных частей концертов Елена призналась:

"Я очень люблю Атриум Хлебного дома, потому что в нём храмовая акустика, и, несмотря на то, что орган небольшой, звук в нём летит и приобретает особые свойства. Здесь особенное место, где также хорошо находиться и слушателям. Часто органист подобен ангелу, играет только на церковных хорах, и, за исключением прямых трансляций, его можно только слышать, а здесь видно органиста. Правда, сегодня не было видно работы ног, потому что исполнялся клавирный вариант без педали, а в оригинальных сочинениях для органа можно полностью наблюдать и работу ног исполнителя."

Концертное направление музея-заповедника "Царицыно" существует уже более 25 лет. 15-летний юбилей отметил и орган, установленный в атриуме Хлебного дома. Инструмент сделали в Германии специально под акустическое пространство Атриума. В оформлении инструмента использовали царицынские мотивы: арки, стрельчатые проемы, звезды.

В концерте принял участие и клавесин работы московского мастера Дмитрия Белова, который также имеет постоянную прописку в "Царицыне". Барочный флёр звучанию придавал и этот нежный "господин".



Елена Привалова, лауреат всероссийской премии "Органист года - 2021" в номинации "Персона" не скрывала, что исполнение пять баховских концертов подряд требует выносливости от органиста. И от публики, внимающей программу без антракта, также нужна была дополнительная сосредоточенность. Тем не менее, послевкусие произошедшего у слушателей и артистов оказалось одинаково приятным, о чём они поведали друг другу в личном общении по окончании. Музыканты решили завершить вечер ре-минорным концертом, одним из самых ярких и действенно-драматических опусов Иоганна Себастиана.   
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Новое прочтение "Волшебника Изумрудного города"
19 апреля – Международный день цирка
О любви и боли: новый сериал от Netflix "Переходный возраст"

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть