БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди
23 апреля 2024
О писательнице Анастасии Вербицкой
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

21 февраля 2019 15:22

Грёзы и явь: финал III Международного музыкального фестиваля "Зимние грезы"

Позади серия зимних московских фестивалей – рождественских, крещенских и иных, своим названием отсылающих к сезону студеных ветров.

Фото: пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"
Фото: пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

Последней вершиной, за которой открываются уже новые, весенние, горизонты, стал III Международный музыкальный фестиваль "Зимние грезы".

Фестиваль ориентирован на поколение 30-40-летних музыкантов. К нему принадлежит сам основатель и арт-директор фестиваля виолончелист Сергей Антонов. Концепция "Зимних грёз" — устремлённость к театрализации музыкального высказывания и своеобразная структура, сложившаяся при рождении фестиваля в 2017 году.
 
Первый концерт организаторы неизменно называют "Творческими дуэлями". Это игра-поединок, в которой артисты меняются ролями, выступая то в качестве солиста-инструменталиста, то в качестве дирижера.  Но, пожалуй, её главная суть заключается не в соперничестве друзей-музыкантов, а в соперничестве артиста с самим собой. "В какой из ипостасей я интереснее?", — на этот вопрос пытались ответить себе и участники "дуэлей" этого года: Валентин Урюпин, Сергей Антонов, Гайк Казазян и Алевтина Иоффе.

Фото: пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

Во второй вечер устремлённость к театру ещё более заметна и выливается если не в перфоманс, то в его прообраз. Когда-то на фестивале прозвучала "Крейцерова соната" — Бетховена и Толстого. Потом был опыт вплетения камерных шедевров Чайковского и Шенберга в мультимедийную симфонию света. Теперь на авансцене оказались пушкинская "маленькая трагедия" о Моцарте и Сальери, прочитанная артистами драмы Натальей Рева-Рядинской и Григорием Данцигером, и музыка самого Моцарта. И то, и другое переплелось в сюжет, полунамёком отсылающий к библейской аксиоме "последние да будут первыми…". Тот, кто по версии Пушкина был жертвой, а по жизни – вовсе не героем своего времени, через столетие оказался на недосягаемой для былых соперников высоте. Эту высоту в концерте обозначили Струнный квартет № 20 "Хофмайстер" и Квинтет соль минор для двух скрипок, двух альтов и виолончели в исполнении Гайка Казазяна, Ксении Гамарис, Михаила Ковалькова, Павла Романенко и Сергея Антонова.
 
Не таков последний вечер фестиваля. Его герои по традиции  выбирают для исполнения то, что пожелают сами, а в миксте из разных эпох, стран, музыкальных языков и художнических стилей выискать концептуальное зерно проблематично. Но нечто объединяющее — можно. Это нечто  заключается в самом слове "желание". Музыкант, дай ему карт-бланш, всегда выберет то произведение, с которым его связывают особые отношения, и эти отношения (жаль, не озвученные для публики) способны сообщить исполнению дополнительное измерение.

Для заключительного концерта нынешнего фестиваля флейтистка Екатерина Корнишина выбрала никогда не звучавшие в России "Симфонические сказки" фламандца Питера Бенуа (который и сам по себе для публики фигура за семью печатями). Сергей Антонов выбрал Виолончельный концерт Шумана, маэстро Анатолий Левин – Увертюру к россиниевской "Семирамиде", а Павел Нерсесьян – Концерт для фортепиано с оркестром Грига. Волею судьбы картина сложилась почти целиком романтическая и даже со своей логикой.

Фото: пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

Только что вылетевшая из консерваторского гнезда Екатерина Корнишина –  из поколения next. Она красива, раскована и, похоже, открыта самым смелым экспериментам в музыке — что в некоторой мере и отобразил ее выбор. Но "Симфонические сказки" оказались крепким орешком. В дуэте с оркестром солирующая флейта практически не знает передышки, и это при том, что к финалу композитор "обрядит" партию в совсем уж виртуозные одежды. Здесь только смелости и хорошей школы недостаточно. Нужна нешуточная  выносливость, которой хрупкой Корнишиной чуть не хватило.

Будто специально, чтобы оттенить эффектное творение Бенуа, Сергей Антонов выбрал Концерт с репутаций суперсложного, но малоэффектного произведения. Элегический виолончельный монолог здесь не требует особой виртуозности, зато требует красоты звука, почти вокальной кантилены,  предельной выразительности. И публика это получила, погрузившись с исполнителем в глубины личностных переживаний стоящего уже в преддверии сумерек композитора.

Фото: пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

А потом весьма кстати явился Россини, солнечный гурман, окропляющий "брызгами шампанского" все, на что ни бросит свой взгляд, – даже если это трагедия. Его увертюра к последней в истории опере-сериа, исполненная неизменным участником фестиваля — Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории под руководством Анатолия Левина, стала для публики нужным глотком легкого итальянского воздуха.  После которого вновь— в романтические глубины.
 
Именитый Павел Нерсесьян в Москве выступает нечасто. И уже одно это обстоятельство не могло не привлечь на заключительный фестивальный вечер армию меломанов. Пианист, выбравший для исполнения популярнейший Концерт Грига, выткал романтику сдержанную, как некую вещь в себе, готовую "взорваться" эмоциональным фейерверком, но до этой крайности никогда не доходящую. В его Григе читается порода, а в самом пианисте — режиссер, превращающий звук в историю. Или — в штрихи к собственному портрету? Ведь недаром же Нерсесьян вновь и вновь обращается к этому Концерту. Может быть, потому что он – своеобразное  альтер эго самого исполнителя.

Фото: пресс-служба фестиваля "Зимние грёзы"

… Фестивальная картина вышла и многомерной и интересной. Но все  кажется, будто ей чего-то не хватает для завершенности. Может быть, тех самых "Зимних грез", что родились у Чайковского, дали название фестивалю и на самом первом прозвучали красивой финальной точкой.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

БАМ отмечает 50 лет
Шекспир в контексте
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть