Все фото сцен из оперы "Хованщина" - Е. Сафроновой.
Вокально-инструментальную
программу фестиваля, посвященного русским оперным традициям и наследию отечественных композиторов, воплотили в жизнь коллективы и солисты лучших академических театров оперы и балета нашей страны (Большого театра, театров "Геликон-опера", "Русская опера", музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко), лауреаты Национальной оперной премии "Онегин", артисты и музыканты Рязанского музыкального театра, Камерный оркестр Рязанской области. 27 июля в стенах музтеатра состоялась пресс-конференция, предваряющая фестиваль. В пресс-конференции приняли участие референт губернатора Рязанской области Владимир Лютиков, министр культуры Рязанской области Марина Кауркина, генеральный продюсер фестиваля "Русская опера", директор Национальной оперной премии "Онегин" Игорь Тарасов.
На встрече, в частности, прозвучало, что замысел проведения фестиваля зародился в Рязани еще в 2018 году в знак того, что эта земля породила многих выдающихся певцов и композиторов. Он совпал с давней мечтой Игоря Тарасова устроить оперный фестиваль в каком-либо старинном русском городе с сохранившейся аутентичной архитектурой. Таковую нашли в Рязанском кремле. Для того, чтобы оценить возможности "площадки" для показа оперы Модеста Мусоргского "Хованщина", делегация из Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко приезжала в Рязань минувшей весной – и признала, что вид Рязанского кремля станет лучшей декорацией для мелодий великого русского композитора. Одной из основных локаций фестиваля стал Дворец Олега в Рязанском кремле – белокаменные палаты, установленные на месте, где, по преданию, стоял терем князя Олега Рязанского. В более поздние века на этом месте воздвигли покои рязанских архиереев. Поэтому в источниках закрепилось двойное название сооружения – Архиерейский дом – Дворец Олега. В его стенах устраивались камерные вечера и просветительские мероприятия фестиваля. Был задействован для исполнения духовной музыки Сергея Рахманинова и Христорождественский собор, усыпальница рязанских владык, включая епископа Василия Рязанского, причисленного к лику святых.
Рязанский министр культуры Марина Кауркина, со своей стороны, на пресс-конференции отметила, что принимающая сторона долго обсуждала техническую сторону фестиваля, признавая сложность его организации. Однако не было сомнений в том, что провести фестиваль необходимо. Для региона это принципиально новый культурный и социально значимый опыт, испытание современных "трендовых" форматов, в том числе синтезов лекций и концертов и устройство иммерсивных и камерных концертов на разных городских сценах. Последующие фестивальные дни показали, что рязанский зритель готов к восприятию академического искусства.
Публике во время пресс-конференции обещали, что все мероприятия фестиваля состоятся независимо от погоды, что актуально в нынешнее дождливое лето. Были предусмотрены возможности замены природных локаций крытыми помещениями. К счастью, капризы стихии не отменили мероприятие, считающееся главным событием форума – показ оперы "Хованщина" под открытым небом.
В день открытия фестиваля, 27 июля, состоялся концерт Камерного оркестра Рязанской области, составленный из произведений С.В. Рахманинова и П.И. Чайковского. На следующий день, 28 июля, во Дворце Олега в Кремле прозвучала опера Сергея Рахманинова "Алеко" в совместной постановке Рязанского областного музыкального театра и АНО "Культура рядом", режиссёр-постановщик – заслуженный артист России Вадим Заплечный, режиссёр – солист Рязанского музыкального театра Сергей Гайдей, дирижер – главный дирижёр Рязанского музыкального театра Ариф Дадашев. 29 июля в библиотеке имени М. Горького силами солистов оперных московских театров был проведен камерный концерт вокальной музыки и лекция "Больше, чем слово", посвященная жанру вокальной музыки.
Заключительный день фестиваля оказался одновременно и наиболее энергетически насыщенным. В первый раз вне Москвы и под открытым небом была показана грандиозная оперная постановка МАМТ "Хованщина" режиссера Александра Тителя. На сцене этого театра опера идет с 2015 года и успела завоевать национальную театральную премию "Золотая маска". Художественный руководитель оперной труппы МАМТ, главный режиссер Александр Титель, сказал, что он за показы оперных спектаклей в условиях исторических достопримечательностей – чтобы они обретали новые формы, а к оперному искусству приобщались как можно больше людей. Рязань – первый регион, где осуществлен подобный эксперимент. Создатели и публика сочли его удавшимся.
Конечно, для демонстрации оперы во внутреннем дворе Рязанского кремля действо пришлось корректировать, но режиссер-постановщик смог сделать это не в ущерб восприятию. Спектакль чрезвычайно "многолюден", одна из самых массовых опер не только в России, но и в мире. В оригинале на сцену выходят почти 150 человек (хор и солисты), а также задействованы 73 оркестранта. Количество хоровых исполнителей пришлось сократить, но все же на специально смонтированной сцене размещалось порядка ста человек. Однако на эффект от сценической драмы это не повлияло. Более того, синтез музыки и архитектуры открыл дополнительные возможности и артистам, и созерцателям. Главные партии (помимо хора, основного "вокалиста" действа) исполнили Игорь Коростылев (Досифей), Наталья Зимина (Марфа) и Феликс Кудрявцев (Иван Хованский). Дирижировал исполнением оперы Тимур Зангиев. Режиссёр-постановщик Александра Тителя сделал интересный ход: включил партию Оганеса Казаряна на армянском дудуке в одну из сцен оперы.
Для "разогрева" и подготовки слушателей к сложному историческому фону оперы был организован целый ряд мероприятий в течение дня 30 июля. Ранее во Дворце Олега музыкальный обозреватель "Независимой газеты" Марина Гайкович провела открытую беседу на тему "Хованщина. Взгляд в прошлое" с показом отрывков из фильма "Хованщина" 1959 года (режиссёр Вера Строева). Собравшимся рассказали, что либретто оперы написал сам Мусоргский. Он гордился своей работой и говорил о ней:
"Можно будет увидеть "прошедшее в настоящем", ведь все герои этой оперы взяты из русской истории. Это зрелищно и обязательно нужно увидеть своими глазами".
Композитора вдохновили трагические события 1670-х – 1680-х годов в России. После смерти царя Фёдора Алексеевича после долгих междоусобиц престол заняли наследники царя Алексея Михайловича, Иван и Петр, дети от разных жен. Фактической правительницей при них была царевна Софья. Она поставила главным над стрельцами князя Ивана Хованского. Слабость высшей власти побудила старообрядцев, "раскольников", попытаться произвести переворот в вере. Смута заняла почти весь 1682 год, этот период историки после назвали Хованщиной. Опера гласит о противоборстве боярских родов, жестоких споров раскольников с "никонианами", а также интригах князя Ивана Хованского, стремившегося к единоначалию. Эмоциональным украшением оперы стала любовная линия старообрядки Марфы, которая, после подавления волнений, вместе с прочими раскольниками выбрала смерть в огне подчинению царской власти.
Реконструкторы. Фото: Правительство Рязанской области.
Кроме того, перед началом оперы участники Военно-исторических клубов из Москвы и Тулы разыграли реконструкторское шоу "Стрельцы & Петровцы" на Глебовом мосту, ведущем в Кремль, чтобы погрузить публику в атмосферу конца XVII века. Погружение состоялось. В кремлевском дворе, что называется, было яблоку негде упасть – и множество зрителей сохранялось до окончания оперы, несмотря на то, что она длится почти четыре часа.