О писательнице Анастасии Вербицкой
23 апреля 2024
Америка под огнем
23 апреля 2024
Алиса нового поколения
23 апреля 2024
Идея — хорошо, а жизнь — лучше
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Маскарад" - неожиданное событие для июня

Премьерный балет “Маскарад” в музыкальном театре им. Сац начинает жить своей яркой сценической жизнью.

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

Выпуск балета Кирилла Симонова по пьесе Лермонтова “Маскарад” на музыку Хачатуряна совпал с замечательным событием в жизни театра. Вручение премии International Opera Awards в номинации "Образование и просвещение" – заслуженная творческая победа коллектива и его руководителя Г.Г. Исаакяна за неустанную пропаганду литературной и музыкальной классики, продвижение национальных шедевров, воспитание вкусов современного молодого зрителя. Выбор Лермонтов-Хачатурян как нельзя лучше подтвердил это.

Арам Ильич Хачатурян – автор балетов “Спартак” и “Гаяне”, визитных карточек Большого театра во всем мире, подаривший мировому балету полководца Красса в исполнении неподражаемого Мариса Лиепы и фантастический "Танец с саблями" – не создал балета по пьесе Лермонтова. Но его музыка к спектаклю “Маскарад” Вахтанговского Театра и написанные им яркие музыкальные портреты лермонтовских героев вдохновляли балетмейстеров и хореографов в 1960-е и 1980-е годы на попытки создать балет. На основе музыки Эдгар Оганесян написал балетную партитуру, куда также вошли эпизоды из других сочинений Хачатуряна. Наконец, обращение к этой идее музыкального театра Сац увенчалось успехом.
 
Оркестр ожидаемо открывает спектакль знаменитым вальсом. В симфоническом вступлении сочно звучит роскошная оркестровка хачатуряновской партитуры. Неизменный хит мирового концертного проката. На сцене плавно колышется прозрачный занавес из черной вуали. Гламурная вуаль – принадлежность к высшему свету, статусное положение женщины, обозначающее ее недоступность для чужого глаза. Не стоит проявлять к ней излишний интерес, не то...  
 
За ним видны разминающиеся балерины. Занавес поднимается. И, действительно, сцена напоминает балетный класс. Полукруглый задник сцены, боковые стены и пол отражают почти зеркально, увеличивая количество канделябров, игроков в игорном доме или толпу на маскараде.
 
Новый художественный руководитель балетной труппы Кирилл Симонов представил свое детище как пример психологического балета. Собственно, танцы сосредоточены в сценах маскарадного бала. Сцены объяснений и драматических переживаний героев наряду с пластикой тела включают использование множества движений рук исполнителей, акцентирующих на себе, притягивающих зрительское внимание своими выразительно-изломанными рисунками.

Звездич - Артур Геворгян, Баронесса Штраль - Екатерина Рыбчина 2 состав. Фото: Елена Лапина

Хореограф неоднократно использует прием повтора сложных движений рук, выстраивая кордебалет на сценическом пространстве прямыми линиями, как в балетном классе. Создается легкий эффект параллельности, двойственности. Будто действие происходит в школе танцев, где разворачивается то ли реальный сюжет, то ли хореографический вымысел. Сценограф Александр Орлов снабдил боковые стены и задник разъезжающимися дверьми лифтов, для полной схожести поместив сверху горящие зеленым стрелочки вверх, вниз. Персонажи появляются из лифтов и исчезают в них.
 
Выстроенность прямых линий "танцующих" руками вдруг отсылает меня к виденному когда-то в Большом театре балету "Чайка" Щедрина с хореографией Плисецкой и ее же в заглавной роли чеховской Нины. Такой же психологический танец.
 
Исполнительница лермонтовской Нины Алевтина Касаткина напоминает Екатерину Максимову, танцевавшую когда-то Анну из балета "Анюта" Гаврилина. Хрупкая, нежная, трагическая. Два ее драматических "монолога" из первого действия под солирующую скрипку и из второго с виолончелью очень проникновенны. И замечательно прочитан ею словесный монолог, редкость в безмолвном балете, из пьесы Угарова "Маскарад, Маскарад". Даже голос балерины оказался удивительно выразительным, с приятным тембром, жалующимся и пронзительно несчастным.
 
Платье главной героини художника Стефании Граурогкайте необыкновенно хорошо, женственно, изысканно, гранатового цвета, пробивающегося из-под кружевного слоя. И браслеты, видимо, тоже гранатовые, с темно-красными камнями.
 
Сцены маскарада и бала яркие, красивые и красочные. Женские и мужские костюмы отчасти имитируют игральные карты. Воротники Пьеро, маски, шляпки, длинные перчатки и опять легкий вуальный занавес, но уже не черный, золотисто-непонятный, задергивающийся князем Звездичем, Сергей Беломысов – это чуть напоминает вахтанговский стиль "Турандот". Музыка по кругу все время возвращается к вальсу.

Нина-Елена Князькова, Арбенин-Максим Подшиваленко 2 состав. Фото: Елена Лапина
 
Второе действие – разительный контраст – черное платье Нины, распущенные волосы, безнадежное одиночество героини, потом Арбенина – Дмитрий Круглов. Звучит рапсодия для виолончели Хачатуряна. Дуэт Нины и Арбенина, сцена смерти хореографически очень выразительны. Балерина повисает, надломленная ядом и тоской, сползает по партнеру, обвиваясь и сплетаясь с ним. Это мучительно повторяется в разных вариантах еще и еще. Второй раз используется прием разговаривающих вслух танцоров, изображающих светских сплетников. На авансцене продолжается привычная жизнь, а в глубине умирает невинная жертва этого света. Арбенин яростно задергивает на этот раз красный занавес-вуаль, закрывая безжизненное тело Нины. Сумасшествие Арбенина мрачно завершает спектакль.
 
Баронесса Штраль, исполненная Екатериной Рыбчиной, получилась самоуверенной и опытной светской львицей. Этот образ хорошо создавал фон для романтической и нежной Нины.
 
Оркестр под управлением Алевтины Иоффе мощно звучал в вальсе первого действия. А солистки Дарья Суворова и Валентина Окунева своими соло помогали Алевтине Касаткиной создавать психологически глубокий образ главной героини.

Нина-Елена Князькова, Арбенин-Максим Подшиваленко 2 состав. Фото: Елена Лапина
 
Моя спутница-француженка пришла на спектакль с розами. Она извинилась, что недостаточно понимает русскую классику и просила посоветовать кому подарить цветы. По окончании она сделала выбор сама. Цветы достались Касаткиной, а ее аплодисменты и крики "браво" всем остальным.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

О писательнице Анастасии Вербицкой
Америка под огнем
Алиса нового поколения

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть