Грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив по итогам спецконкурса 2023 года получат 303 проекта из 73 регионов
29 сентября 2023
Корейский мамблкор: "Ночью у моря одна" Хон Сан Су
27 сентября 2023
Черная роза - эмблема печали
27 сентября 2023
Бремя губернатора
25 сентября 2023

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Маскарад" - неожиданное событие для июня

Премьерный балет “Маскарад” в музыкальном театре им. Сац начинает жить своей яркой сценической жизнью.

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

Выпуск балета Кирилла Симонова по пьесе Лермонтова “Маскарад” на музыку Хачатуряна совпал с замечательным событием в жизни театра. Вручение премии International Opera Awards в номинации "Образование и просвещение" – заслуженная творческая победа коллектива и его руководителя Г.Г. Исаакяна за неустанную пропаганду литературной и музыкальной классики, продвижение национальных шедевров, воспитание вкусов современного молодого зрителя. Выбор Лермонтов-Хачатурян как нельзя лучше подтвердил это.

Арам Ильич Хачатурян – автор балетов “Спартак” и “Гаяне”, визитных карточек Большого театра во всем мире, подаривший мировому балету полководца Красса в исполнении неподражаемого Мариса Лиепы и фантастический "Танец с саблями" – не создал балета по пьесе Лермонтова. Но его музыка к спектаклю “Маскарад” Вахтанговского Театра и написанные им яркие музыкальные портреты лермонтовских героев вдохновляли балетмейстеров и хореографов в 1960-е и 1980-е годы на попытки создать балет. На основе музыки Эдгар Оганесян написал балетную партитуру, куда также вошли эпизоды из других сочинений Хачатуряна. Наконец, обращение к этой идее музыкального театра Сац увенчалось успехом.
 
Оркестр ожидаемо открывает спектакль знаменитым вальсом. В симфоническом вступлении сочно звучит роскошная оркестровка хачатуряновской партитуры. Неизменный хит мирового концертного проката. На сцене плавно колышется прозрачный занавес из черной вуали. Гламурная вуаль – принадлежность к высшему свету, статусное положение женщины, обозначающее ее недоступность для чужого глаза. Не стоит проявлять к ней излишний интерес, не то...  
 
За ним видны разминающиеся балерины. Занавес поднимается. И, действительно, сцена напоминает балетный класс. Полукруглый задник сцены, боковые стены и пол отражают почти зеркально, увеличивая количество канделябров, игроков в игорном доме или толпу на маскараде.
 
Новый художественный руководитель балетной труппы Кирилл Симонов представил свое детище как пример психологического балета. Собственно, танцы сосредоточены в сценах маскарадного бала. Сцены объяснений и драматических переживаний героев наряду с пластикой тела включают использование множества движений рук исполнителей, акцентирующих на себе, притягивающих зрительское внимание своими выразительно-изломанными рисунками.

Звездич - Артур Геворгян, Баронесса Штраль - Екатерина Рыбчина 2 состав. Фото: Елена Лапина

Хореограф неоднократно использует прием повтора сложных движений рук, выстраивая кордебалет на сценическом пространстве прямыми линиями, как в балетном классе. Создается легкий эффект параллельности, двойственности. Будто действие происходит в школе танцев, где разворачивается то ли реальный сюжет, то ли хореографический вымысел. Сценограф Александр Орлов снабдил боковые стены и задник разъезжающимися дверьми лифтов, для полной схожести поместив сверху горящие зеленым стрелочки вверх, вниз. Персонажи появляются из лифтов и исчезают в них.
 
Выстроенность прямых линий "танцующих" руками вдруг отсылает меня к виденному когда-то в Большом театре балету "Чайка" Щедрина с хореографией Плисецкой и ее же в заглавной роли чеховской Нины. Такой же психологический танец.
 
Исполнительница лермонтовской Нины Алевтина Касаткина напоминает Екатерину Максимову, танцевавшую когда-то Анну из балета "Анюта" Гаврилина. Хрупкая, нежная, трагическая. Два ее драматических "монолога" из первого действия под солирующую скрипку и из второго с виолончелью очень проникновенны. И замечательно прочитан ею словесный монолог, редкость в безмолвном балете, из пьесы Угарова "Маскарад, Маскарад". Даже голос балерины оказался удивительно выразительным, с приятным тембром, жалующимся и пронзительно несчастным.
 
Платье главной героини художника Стефании Граурогкайте необыкновенно хорошо, женственно, изысканно, гранатового цвета, пробивающегося из-под кружевного слоя. И браслеты, видимо, тоже гранатовые, с темно-красными камнями.
 
Сцены маскарада и бала яркие, красивые и красочные. Женские и мужские костюмы отчасти имитируют игральные карты. Воротники Пьеро, маски, шляпки, длинные перчатки и опять легкий вуальный занавес, но уже не черный, золотисто-непонятный, задергивающийся князем Звездичем, Сергей Беломысов – это чуть напоминает вахтанговский стиль "Турандот". Музыка по кругу все время возвращается к вальсу.

Нина-Елена Князькова, Арбенин-Максим Подшиваленко 2 состав. Фото: Елена Лапина
 
Второе действие – разительный контраст – черное платье Нины, распущенные волосы, безнадежное одиночество героини, потом Арбенина – Дмитрий Круглов. Звучит рапсодия для виолончели Хачатуряна. Дуэт Нины и Арбенина, сцена смерти хореографически очень выразительны. Балерина повисает, надломленная ядом и тоской, сползает по партнеру, обвиваясь и сплетаясь с ним. Это мучительно повторяется в разных вариантах еще и еще. Второй раз используется прием разговаривающих вслух танцоров, изображающих светских сплетников. На авансцене продолжается привычная жизнь, а в глубине умирает невинная жертва этого света. Арбенин яростно задергивает на этот раз красный занавес-вуаль, закрывая безжизненное тело Нины. Сумасшествие Арбенина мрачно завершает спектакль.
 
Баронесса Штраль, исполненная Екатериной Рыбчиной, получилась самоуверенной и опытной светской львицей. Этот образ хорошо создавал фон для романтической и нежной Нины.
 
Оркестр под управлением Алевтины Иоффе мощно звучал в вальсе первого действия. А солистки Дарья Суворова и Валентина Окунева своими соло помогали Алевтине Касаткиной создавать психологически глубокий образ главной героини.

Нина-Елена Князькова, Арбенин-Максим Подшиваленко 2 состав. Фото: Елена Лапина
 
Моя спутница-француженка пришла на спектакль с розами. Она извинилась, что недостаточно понимает русскую классику и просила посоветовать кому подарить цветы. По окончании она сделала выбор сама. Цветы достались Касаткиной, а ее аплодисменты и крики "браво" всем остальным.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив по итогам спецконкурса 2023 года получат 303 проекта из 73 регионов
Корейский мамблкор: "Ночью у моря одна" Хон Сан Су
Черная роза - эмблема печали

В Москве

Театр - понарошку, но всерьёз
Полная афиша VIII Фестиваля музыкальных театров "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ"
Большая история Маленького принца
Новости музыки
Торжественное закрытие фестиваля "Концерт длиною в жизнь" к столетию Александра Розума состоится 2 октября в Москве
Вчера 13:21
Зал Зарядье празднует пятилетие
27 сентября 14:09
Скрипачка из Вены станет участницей мастер-класса Вадима Репина
25 сентября 15:07
24 сентября в Астрахани состоялся крупномасштабный концерт в честь завершения Всероссийского фестиваля школьных хоров "Поют дети России"
25 сентября 14:15
Певец Сергей Жуков написал "Гимн Простоквашино"
21 сентября 18:30
Шесть городов России участвуют в проведении музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова
21 сентября 18:13
Государственный квартет имени Бородина выступит в день рождения Дмитрия Шостаковича
21 сентября 17:30
Борис Гребенщиков* "воспел" российские и белорусские города
15 сентября 18:19
Лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров подтвердил отмену концерта 16 сентября
15 сентября 12:15
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть