Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Новая "Богема" в Большом театре

"Богема" Пуччини — одна из самых популярных опер в мире, и потребность иметь её в афише подвигла ГАБТ на очередную версию

Фото: Дамир Юсупов
Фото: Дамир Юсупов

Спектакль о нищих парижских художниках и их возлюбленных сделал ассистент знаменитого Петера Штайна. Хотя постановщик "Богемы" имеет и собственные работы, московский результат показал, что помощник режиссёра — не то же самое, что режиссёр.

Для спектакля пригласили юную команду, которая гордится, что возраст её членов (дирижёра, режиссёра, сценографа и прочих) совпадает с возрастом героев оперы. То есть молодежь ставит спектакль о молодежи. Это прекрасно как принцип. Логично предположить, что постановка будет достаточно (хотя бы относительно) дерзкой. Нетривиальной, не оглядывающейся — в режиссёрском подходе — на прежние прочтения. Выявляющей какие-то новые, не вскрытые предшественниками смыслы. Хоть в чем-то.

В реальности ГАБТ приобрёл спектакль, который кажется обобщенной калькой со стандартных "реалистических" "Богем", добросовестно пересказывающих мелодраму. Вот деревянная мансарда в три яруса, с печкой столом и кроватью (сценограф Бруно де Лавенер). Удобное решение для режиссера: чтоб создать видимость сценической динамики, достаточно заставить героев бегать вверх-вниз по лестнице. (Это и происходит). Вот парижская улица в сочельник времён написания оперы (1896): проекция мельницы на заднике, карикатурные до неловкости буржуа-"папики", пестро разряженные дамы полусвета, почему-то зимой на улице в летних платьях, с томным курением сигарет в мундштуках, шныряющие официанты с муляжами деликатесов на подносах. Толпа невнятно колышется от одного края сцены до другого. Костюмы конечно, разнообразные и броские. Праздник же, ряженые, да и живопись импрессионистов, по замыслу режиссёра, должна оказать влияние на сценические одежды.

Фото: Дамир Юсупов

Но все мизансцены как будто видены сто раз. Начиная от взаимных шуточек богемы и кончая довольно вялыми лирическими эпизодами, в которых даже у Мими с Рудольфом не проскакивает искра. Внутренней энергии у постно-гладкого зрелища нет, отчего комические эпизоды не смешны, а драматические — не драматичны. Есть инвентаризация либретто. Можно предсказать, что сейчас случится у режиссёра, не глядя на сцену. Даже видео-луну и видео-звёзды, которые пустят поверх мансарды в момент любовных излияний. Разве что коллективный жест, которым герои как будто хотят схватить за хвост птицу счастья, оживляет шаблонность. И домохозяин Бенуа, рассуждая о сексуальности толстушек, похотливо гладит выпуклости глобуса.
Шаблоны могли бы заработать, если б режиссёр предъявил сверх-идею, ради которой он собрал скопление очевидного. Вариантов прочтения "Богемы" много. В диапазоне от возвышенного (огонёк тепла в холодном мире, гаснущий в финале) до "снижающего" (мужчины богемы — компания инфантильных эгоцентриков, из-за которых гибнет женщина).

А постановщик Жан-Роман Весперини мостит один типовой эпизод за другим, превращая спектакль в нечто перечисленное — и мало осмысленное. Он не противоречит музыке, не создает певцам неудобств для вокала. Но смотреть школьное сочинение в эстетике середины прошлого века как-то странно. Словно читаешь азбуку.

Спасают положение певцы. Эпизоды с бойким, обаятельным Марселем (Андрей Жилиховский), самоотверженным очкариком Коленом (Дэвид Ли), дружелюбным Шонаром (Николай Казанский) радовали уровнем пения, которому позавидовали бы на мировых подмостках. Правда, в спектакле с международным кастингом нет харизматичного тенора (во всяком случае, в первом составе): Раме Лахай (Рудольф) пел с напряжением, верхние ноты зачастую выкрикивал, и красотой тембра тоже не захватил. И как не выкрикивать, если дирижер Эван Роджистёр задавал указания оркестру вполне в духе Пуччини, чередуя сладкую нежность с порывистостью, но в громкости не стеснялся, периодически заглушая вокалистов. При этом оркестр Большого откликался на Пуччини с пониманием и сделал все возможное, чтобы музыка звучала темпераментно (когда нужно) и мелодраматично (когда нужно).

Фото: Дамир Юсупов

С певицами сложнее. Сцены с несчастной, самоотверженной Мими (Динара Алиева) и разбитной, доброй Мюзеттой (Ольга Селиверстова) заставили пожалеть, что режиссёр не сумел до тонкости проработать актерские детали. Не добавил к красивым и сильным женским голосам толику сценической выразительности актрис. Не считать же таковой появление Мюзетты с породистым пуделем. И постоянно меланхолические взгляды Мими на окружающую действительность.

Когда в финале левая часть мансарды — с покойницей на кровати — отъехала в одну кулису, а правая — с живой богемой – в другую, подумалось вот о чем. На сцене Большого театра – в качестве создателей спектаклей — хотелось бы увидеть не старательных ассистентов, но кого-то из мировой когорты ведущих режиссеров, которые и в России, а не только в театрах Европы и Америки, заставят публику восхищаться, или негодовать, или до хрипоты спорить. Но только не внимать, как этой "Богеме", в снисходительной полудрёме. Когда доставать носовой платок, чтобы вытирать слезы по Мими, не хочется. И неясно, в какую дырку утекли красивые рассуждения режиссера в буклете — про фильм База Лурмана "Мулен Руж" как точку отсчёта. Про модернизм, игру стилей и поэзию повседневности. И где потерялась "невыносимая легкость бытия", которая есть нерв этой великой мелодрамы.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть