"Опытный дом переходного типа": в Москве реконструируют Дом Наркомфина
26 июня 2019
В Тюмени началась федеральная смена форума "Утро"
26 июня 2019
Голландский след русской иконописи
26 июня 2019
Как участники форума "Утро" готовили первые проекты на гранты
25 июня 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 апреля 2017 14:02

“Павел” Мендельсона, “Тезей” и “Мессия” Генделя в Московской филармонии

В Концертном зале имени Чайковского прошли концерты Московской филармонии, подарившие московской публике шедевры старинной музыки.

Предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Исполнение “Павла” было приурочено к 500-летию Реформации. Оратория, создана Мендельсоном, хорошо вписывается в культурный “посыл” юбилейной даты. “Павел” лишен грандиозной глобальности, высказывания как бы от лица “мирового духа”. В нем нет мощной космической “всеобщности”, грандиозной “объективности” барочных ораторий, когда и оркестр, и вокал кажутся “голосами с небес”, вешающими непреложную истину. Оратория Мендельсона воспринимается как личное сакральное высказывание, и обращенное прежде всего к личности, а потом уже к общине и к миру. И это не баховская, величаво-строгая, серьезность, хотя именно Мендельсон возродил в Германии интерес к “Страстям по Матфею”.

Но по структуре “Павел” (1836) напоминает баховские "Страсти" – с рассказчиками истории, репликами персонажей и изощренными хоралами.  Музыка полна перманентного восторга перед чудом. Кажется, нельзя  не услышать изумление Мендельсона перед  духовным открытием, перед чудом преображения человеческого духа, осиянного  прозрением. Это хорошо согласуется с протестантскими канонами. Вот смотрите, говорит нам музыка-рассказчик, какая необыкновенная, какая прекрасная  история: был один человек -  стал другой. Был Савл – стал Павел.  “Спала пелена с глаз его”. Искренний   посыл отлит в форму непосредственного, сердечного благочестия. Эпоха романтизма  пестовала такого рода всплески. Да и какую еще музыку, кроме “сказочной” и “фантастической”, мог написать автор всем известного “Свадебного марша”. Сочинитель “Шотландской” и “Итальянской” симфоний. Композитор, создавший “Морскую тишь и счастливое плавание”.  
 
В наши дни эмоциональная взволнованность, праздничность “Павла” (не мешающая неприкрытой драматичности) многими воспринимается как излишняя наивность, сентиментальность, даже слащавость. Это не так. Во всяком случае, дирижер Александр Рудин и оркестр Musica Viva сделали акцент не на этом. А на поэтической “очарованности”. На мягкой теплоте. На романтическом предвкушении. Орган (Евгения Кривицкая), как ему и положено, привносил торжественность. А немецкие носители вокального стиля (превосходный хор дворцовой церкви Вайльбурга и четверо солистов, из которых наибольшее впечатление произвела сопрано Мехтильд Бах).
 
*****************************************************************************
Оратория Генделя “Мессия” написана в 1742 году меньше чем за месяц. В отличие от Мендельсона, здесь нет персонифицированных новозаветных героев, структура состоит из речитативов с клавесином, хоров, арий, дуэтов и хоров. Нет здесь и нотки интимной радости. Наоборот, при всей значимости лирических эпизодов, главным становится общее торжественное ликование. Торжество изначальной справедливости. Всемирное значение событий. А знаменитый хор “Алилуйя” из второй части торжественно славит победу над смертью.   

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
 
Те, кто был на “Павле”, большей частью пришли и на “Мессию”. Француз Жан-Кристоф Спинози дирижирует “Мессией” не первый год. Нынешние гастроли его “исторически информированного” ансамбля “Матеус” в России совпали с пасхой. Полный зал на светской оратории с религиозной темой был обеспечен – и не только оттого,  что в отличие от Европы,  где именно эта оратория Генделя заиграна до дыр, у нас ее исполняют нечасто. А музыка такая, что название абонемента, в рамках которого Гендель и исполнялся – “Вершины мастерства барокко” – всего лишь очевидный факт. Подразумевается, правда, что и исполнители будут мастерами.

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
 
Спинози относится к тому типу дирижеров, поведение которых за пультом - часть шоу. Ну шоу, так шоу, лишь бы качество не страдало. На концерте в Москве он обращался с Генделем нарочито и по-свойски.  Видимо, задачей своей дирижер поставил донести до зала мысль о том, что Георг-Фридрих – славный человек, и  музыка него славная,  весьма занятная. А не какая-то там забронзовевшая классика. Спинози гонял туда-сюда темпы. Не обращал особого внимания на “самозваные” интонации у некоторых оркестрантов. Разбивал музыку на отдельные эффектные зоны, отчего целое пострадало.  В попытке завоевать зал придавал оратории почти “джазовый”, нарочитый оттенок: мол, драйв творится здесь и сейчас. Слишком напирал на визуальные эффекты: перманентная улыбка, которую всем нужно непременно заметить (“вот моя радость от музыки, вот мой порыв, делюсь им, откройте ваши сердца”).

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
 
Уже в антракте многие сетовали, что впечатление от оркестра странное: как будто оркестранты встретились только накануне, отчего играют с накладками. Правда, кроме оркестра, были еще солисты и хор. К последнему не только нет претензий, но хочется завалить его комплиментами. Вокальный ансамбль “Интрада” под управлением Екатерины Антоненко в который раз поразил точностью: когда каждая группа голосов одновременно и слышна в деталях, и филигранно пригнана одна к другой. Именно  этого не хватало оркестру. Что касается солистов, то из четырех зарубежных гостей только два – итальянский бас Луиджи ди Донато, искусно и серьезно игравший голосом, и канадский контратенор Дэвид Дикью Ли, с его “матовым” фальцетом – не вызвали вопросов.
 
************************************************************************************

“Тезей” – вообще событие: эта чудесная опера Генделя впервые была исполнена в России. С помощью Камерного оркестра России под управлением  итальянца Федерико Мария Сарделли. Он исполнил “Тезея” как нужно. С надлежащей, чуть “старомодной” учтивостью, приближающей нас к старине и – парадоксально – подчеркивающей историческую дистанцию от восемнадцатого века. Но одновременно и с “огоньком”, увенчанным финальными фанфарами. В этом  пламени  не потонул ни  солирующий гобой Филиппа Ноделя, ни  нежно тренькающая барочная гитара, ни затесавшаяся в оркестр из времен Ренессанса лютня–теорба. Что и подобает серьезной опере-сериа, на примере псевдо-античных страстей повествующей о вечных человеческих безумствах – любви, мести, гневе и ревности.

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
 
Гедель взял сюжет, в котором ужасная Медея (жестокая детоубийца из мифа), снова грозит смертью всем, кто мешает ее новой любви к герою Тезею, в том числе, грозит и самому герою, любящему другую. При постановке в 1713 году опера была наполнена сценическими волшебствами –  полетами, превращениями местности и прочим броским антуражем. Концертное исполнение (в котором, кстати, разумно сокращены некоторые речитативы и сняты повторы в ариях), всего этого представить не может. Зато кастинг певцов, если не придираться к мелочам, оказался весьма качественным. На две пары влюбленных, серьезную и комическую (типичный расклад для оперы восемнадцатого века) и на прочие партии были приглашены мировые звезды и молодые герои европейских оперных домов.

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
 
Необыкновенная Анн Халленберг (Медея), оперная фурия, с голосом, хлещущим, как хлыст, с неистовой барочной силой. Оливия Фермойлен, спевшая партию Тезея, написанную Генделем для солиста-кастрата, со всеми, приличествующими барочной опере особенностями.  Два контратенора - Оуэн Уиллетс и  Константин Дерри, с разного  типа искусным фальцетом. Нежная Катерина Каспер (Агилея, возлюбленная Тезея), обладающая на редкость красивым, серебристым тембром. Так что все приключения характеров и эмоции персонажей в концертном исполнении сохранены полностью.


Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Опытный дом переходного типа": в Москве реконструируют Дом Наркомфина
Роскошество Востока. Костюмы Османской империи глазами современных дизайнеров Турции. Часть I
В Тюмени началась федеральная смена форума "Утро"

В Москве

Голландский след русской иконописи
Русско-грузинский Сезанн — художник Кирилл Зданевич
Иконостас Гогена спустя столетие
Новости музыки
Рекорд конкурса им. П. И. Чайковского: его трансляции увидели более 10 миллионов человек
Вчера 12:19
Чайковский в Германии: эстафету "Русских сезонов" принимает Уральский Академический Филармонический оркестр
25 июня 14:45
В Москве объявлены результаты II тура конкурса имени Чайковского
23 июня 0:03
Пятый концерт вокального онлайн-шоу Arena Moscow Night пройдёт 25 июня в Царицыно
21 июня 16:00
Музыкальный фестиваль "Глория" проведут в честь двухсотлетия освящения главного лютеранского собора Москвы
21 июня 12:08
Двадцать лет за один день: в ДК Горбунова прошла пресс-конференция к двадцатилетию "НАШЕСТВИЯ"
21 июня 11:15
В Москве объявлены результаты I тура конкурса имени Чайковского
21 июня 0:29
Сегодня могло бы исполниться 85 лет Юрию Визбору
20 июня 13:15
XVIII международный карильонный фестиваль "Музыка над городом" стартует в Санкт-Петербурге
19 июня 14:00
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть