Илья Авербух: "Ищите максимально короткий путь к аудитории, чтобы она была лояльна к вам"
10 октября 2024
"ГОЛУБКА" Патрика Зюскинда в Центре Драматургии и режиссуры (сцена Сокол). Режиссер Екатерина Кислова.
10 октября 2024
В новосибирском театре "Глобус" – большая сказочная премьера
10 октября 2024
Названы лауреаты новой международной литературной премии "Лукоморье"
10 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 апреля 2017 14:02

“Павел” Мендельсона, “Тезей” и “Мессия” Генделя в Московской филармонии

В Концертном зале имени Чайковского прошли концерты Московской филармонии, подарившие московской публике шедевры старинной музыки.

Предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Исполнение “Павла” было приурочено к 500-летию Реформации. Оратория, создана Мендельсоном, хорошо вписывается в культурный “посыл” юбилейной даты. “Павел” лишен грандиозной глобальности, высказывания как бы от лица “мирового духа”. В нем нет мощной космической “всеобщности”, грандиозной “объективности” барочных ораторий, когда и оркестр, и вокал кажутся “голосами с небес”, вешающими непреложную истину. Оратория Мендельсона воспринимается как личное сакральное высказывание, и обращенное прежде всего к личности, а потом уже к общине и к миру. И это не баховская, величаво-строгая, серьезность, хотя именно Мендельсон возродил в Германии интерес к “Страстям по Матфею”.

Но по структуре “Павел” (1836) напоминает баховские "Страсти" – с рассказчиками истории, репликами персонажей и изощренными хоралами.  Музыка полна перманентного восторга перед чудом. Кажется, нельзя  не услышать изумление Мендельсона перед  духовным открытием, перед чудом преображения человеческого духа, осиянного  прозрением. Это хорошо согласуется с протестантскими канонами. Вот смотрите, говорит нам музыка-рассказчик, какая необыкновенная, какая прекрасная  история: был один человек -  стал другой. Был Савл – стал Павел.  “Спала пелена с глаз его”. Искренний   посыл отлит в форму непосредственного, сердечного благочестия. Эпоха романтизма  пестовала такого рода всплески. Да и какую еще музыку, кроме “сказочной” и “фантастической”, мог написать автор всем известного “Свадебного марша”. Сочинитель “Шотландской” и “Итальянской” симфоний. Композитор, создавший “Морскую тишь и счастливое плавание”.  
 
В наши дни эмоциональная взволнованность, праздничность “Павла” (не мешающая неприкрытой драматичности) многими воспринимается как излишняя наивность, сентиментальность, даже слащавость. Это не так. Во всяком случае, дирижер Александр Рудин и оркестр Musica Viva сделали акцент не на этом. А на поэтической “очарованности”. На мягкой теплоте. На романтическом предвкушении. Орган (Евгения Кривицкая), как ему и положено, привносил торжественность. А немецкие носители вокального стиля (превосходный хор дворцовой церкви Вайльбурга и четверо солистов, из которых наибольшее впечатление произвела сопрано Мехтильд Бах).
 
*****************************************************************************
Оратория Генделя “Мессия” написана в 1742 году меньше чем за месяц. В отличие от Мендельсона, здесь нет персонифицированных новозаветных героев, структура состоит из речитативов с клавесином, хоров, арий, дуэтов и хоров. Нет здесь и нотки интимной радости. Наоборот, при всей значимости лирических эпизодов, главным становится общее торжественное ликование. Торжество изначальной справедливости. Всемирное значение событий. А знаменитый хор “Алилуйя” из второй части торжественно славит победу над смертью.   

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
 
Те, кто был на “Павле”, большей частью пришли и на “Мессию”. Француз Жан-Кристоф Спинози дирижирует “Мессией” не первый год. Нынешние гастроли его “исторически информированного” ансамбля “Матеус” в России совпали с пасхой. Полный зал на светской оратории с религиозной темой был обеспечен – и не только оттого,  что в отличие от Европы,  где именно эта оратория Генделя заиграна до дыр, у нас ее исполняют нечасто. А музыка такая, что название абонемента, в рамках которого Гендель и исполнялся – “Вершины мастерства барокко” – всего лишь очевидный факт. Подразумевается, правда, что и исполнители будут мастерами.

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
 
Спинози относится к тому типу дирижеров, поведение которых за пультом - часть шоу. Ну шоу, так шоу, лишь бы качество не страдало. На концерте в Москве он обращался с Генделем нарочито и по-свойски.  Видимо, задачей своей дирижер поставил донести до зала мысль о том, что Георг-Фридрих – славный человек, и  музыка него славная,  весьма занятная. А не какая-то там забронзовевшая классика. Спинози гонял туда-сюда темпы. Не обращал особого внимания на “самозваные” интонации у некоторых оркестрантов. Разбивал музыку на отдельные эффектные зоны, отчего целое пострадало.  В попытке завоевать зал придавал оратории почти “джазовый”, нарочитый оттенок: мол, драйв творится здесь и сейчас. Слишком напирал на визуальные эффекты: перманентная улыбка, которую всем нужно непременно заметить (“вот моя радость от музыки, вот мой порыв, делюсь им, откройте ваши сердца”).

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
 
Уже в антракте многие сетовали, что впечатление от оркестра странное: как будто оркестранты встретились только накануне, отчего играют с накладками. Правда, кроме оркестра, были еще солисты и хор. К последнему не только нет претензий, но хочется завалить его комплиментами. Вокальный ансамбль “Интрада” под управлением Екатерины Антоненко в который раз поразил точностью: когда каждая группа голосов одновременно и слышна в деталях, и филигранно пригнана одна к другой. Именно  этого не хватало оркестру. Что касается солистов, то из четырех зарубежных гостей только два – итальянский бас Луиджи ди Донато, искусно и серьезно игравший голосом, и канадский контратенор Дэвид Дикью Ли, с его “матовым” фальцетом – не вызвали вопросов.
 
************************************************************************************

“Тезей” – вообще событие: эта чудесная опера Генделя впервые была исполнена в России. С помощью Камерного оркестра России под управлением  итальянца Федерико Мария Сарделли. Он исполнил “Тезея” как нужно. С надлежащей, чуть “старомодной” учтивостью, приближающей нас к старине и – парадоксально – подчеркивающей историческую дистанцию от восемнадцатого века. Но одновременно и с “огоньком”, увенчанным финальными фанфарами. В этом  пламени  не потонул ни  солирующий гобой Филиппа Ноделя, ни  нежно тренькающая барочная гитара, ни затесавшаяся в оркестр из времен Ренессанса лютня–теорба. Что и подобает серьезной опере-сериа, на примере псевдо-античных страстей повествующей о вечных человеческих безумствах – любви, мести, гневе и ревности.

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
 
Гедель взял сюжет, в котором ужасная Медея (жестокая детоубийца из мифа), снова грозит смертью всем, кто мешает ее новой любви к герою Тезею, в том числе, грозит и самому герою, любящему другую. При постановке в 1713 году опера была наполнена сценическими волшебствами –  полетами, превращениями местности и прочим броским антуражем. Концертное исполнение (в котором, кстати, разумно сокращены некоторые речитативы и сняты повторы в ариях), всего этого представить не может. Зато кастинг певцов, если не придираться к мелочам, оказался весьма качественным. На две пары влюбленных, серьезную и комическую (типичный расклад для оперы восемнадцатого века) и на прочие партии были приглашены мировые звезды и молодые герои европейских оперных домов.

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
 
Необыкновенная Анн Халленберг (Медея), оперная фурия, с голосом, хлещущим, как хлыст, с неистовой барочной силой. Оливия Фермойлен, спевшая партию Тезея, написанную Генделем для солиста-кастрата, со всеми, приличествующими барочной опере особенностями.  Два контратенора - Оуэн Уиллетс и  Константин Дерри, с разного  типа искусным фальцетом. Нежная Катерина Каспер (Агилея, возлюбленная Тезея), обладающая на редкость красивым, серебристым тембром. Так что все приключения характеров и эмоции персонажей в концертном исполнении сохранены полностью.


Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Илья Авербух: "Ищите максимально короткий путь к аудитории, чтобы она была лояльна к вам"
"ГОЛУБКА" Патрика Зюскинда в Центре Драматургии и режиссуры (сцена Сокол). Режиссер Екатерина Кислова.
В новосибирском театре "Глобус" – большая сказочная премьера

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть