VOLKOV ManiFEST-2020: что готовит петербургский фестиваль жителям Москвы
28 октября 2020
Фредди Кемпф, 20 лет спустя
28 октября 2020
Ясная память Михаилу Яснову!
28 октября 2020
Всё лучшее – детям!
27 октября 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 января 2020 18:01

Первый Зимний международный фестиваль искусств ко дню рождения Юрия Башмета

"Арт-манифест Юрия Башмета". Открытие Первого Зимнего международного фестиваля искусств в Москве

Фото: Елена Алексеева
Фото: Елена Алексеева

Маэстро Юрий Башмет в свой день рождения 24 января открыл Первый Зимний международный фестиваль искусств на сцене Московской филармонии. Народный артист СССР отметил свое 67-летие концертом под символичным названием "Арт-манифест Юрия Башмета", выступив в качестве дирижера и солиста-альтиста. В первом отделении концерта приняли участие солисты — Сергей Накаряков (труба), Максим Пастер (тенор), Екатерина Шипулина (солистка балета), Ксения Башмет (фортепиано), Дарья Телятникова (сопрано), Александр Бузлов (виолончель). Государственный симфонический оркестр "Новая Россия", камерный ансамбль "Солисты Москвы", Государственная академическая хоровая капелла им. Юрлова объединились под управлением дирижера Александра Сладковского, завершив концерт масштабным сочинением Гии Канчели "Styx". Режиссером вечера в честь дня рождения Юрия Башмета, приуроченного к открытию Первого Зимнего международного фестиваля искусств в Москве, выступил Виктор Крамер.

"Я всегда отмечаю день рождения концертом, а в этом году целым фестивалем. Для меня, как и у многих, с детства существует два любимых праздника — Новый год и день рождения. Каждое 31 декабря и 24 января я выступаю на сцене перед слушателями и желательно дома, в своем любимом городе Москве. Если нет сцены, нет очень важной части жизни. Грань между сценой и несценой давно стёрлась. Если представить количество сыгранных мной концертов, то сцена — это и есть основная жизнь, " — признался Юрий Абрамович журналистам на пресс-конференции по поводу открытия московского фестивального форума.

Организаторы до последнего сознательно умалчивали программу гала-концерта открытия, создавая интригу, ажиотаж и вызывая острое любопытство. За маэстро Башметом, артистическим директором Первого Зимнего фестиваля искусств в Москве 2020, также многих фестивалей в России и за рубежом, прочно укрепилась репутация выдумщика, мастера на сюрпризы, автора собственного жанра музыкальных и всевозможных композиций. Имя режиссера Виктора Крамера, частого "сообщника" Юрия Абрамовича во многих проектах, добавляло ожиданию предвкушение всегдашней неординарности постановочных решений.

Фото: Елена Алексеева

Вечер запуска нового московского фестиваля, без преувеличения, получился экстраординарным. Подбор фрагментов из музыки Бенджамина Бриттена, Густава Малера, Эдварда Мирзояна, Джона Тавенера, Георгия Свиридова, ныне здравствующего Ури Бреннера оказался необычайно точным.

Помноженный на невероятной красоты видеографию, свето-цветовое сопровождение выбор программы первой половины концерта каким-то особым образом настроил ухо и душу слушателя на восприятие второго отделения, где прозвучало полотно вселенского масштаба для смешанного хора, солирующего альта, симфонического оркестра Гии Канчели. Грузинский композитор посвятил свой "Styx" Юрию Башмету.

Но устроителям этого было недостаточно. Партер зала Чайковского превратился в дополнительную сцену. Хореографическое украшение в виде плывущего лебедя под звуки Сен-Санса преподнесла Екатерина Шипулина. Чудесную мелодию исполнял альт под смычком самого Башмета и фортепианный аккомпанемент Ксении Башмет. Александр Бузлов, сидя над оркестром на хорах зала Чайковского, чистым, радужным звуком своей виолончели парил в "Покровах Пресвятой Богородицы" британца Джона Тавенера. Сергей Накаряков звуками засурдиненной трубы растворялся в кластерах рояля и струнных в "Псаломе Давидове" Ури Бреннера. Дарья Телятникова исполняла песню Малера "Я потерян для мира", попадая в игру лучей от двигающихся зеркал по окружности сцены.

Фото: Елена Алексеева

Но за всем этим присутствовала филосовская составляющая переживаемого момента. Сам Башмет стоял перед оркестром, а лицо Юрия Абрамовича крупно возникло на заднике сцены. Зал услышал голос большого артиста: "Сегодня необычный концерт. Он даст возможность подумать и поразмышлять. Через музыку и будет выражаться мой манифест — я за сохранение и поддержку академического искусства, академического стиля российского музыкального мышления. Через музыку я декларирую мое отношение к исполнительскому искусству."

Нерв и пламя финала Камерной симфонии Свиридова усилили красно-огненные тона прожекторов и энергичные взмахи дирижера Башмета, а его голос провозглашал: "Какую музыку я больше всего люблю? Ту, которую играю в данный момент".

В антракте рабочие сцены и вовсе стали спускать длинные узкие баннеры с изображением лестниц с высокого купола зала на сцену, окружив расставленные стулья для музыкантов двух оркестров, симфонического и камерного. Река Стикс (Styx) в древне-греческой мифологии разделяла мир мертвых и живых. Лестницы, уходящие в небеса или в никуда — символика средневековья на гравюре "Меланхолия" Дюрера — многоплановость аллюзий режиссера будила воображение зрителя.

Фото: Елена Алексеева

Слушателей ожидало грандиозное произведение Канчели, выходящее за рамки определенного жанра. Не католическая месса, не оратория, не кантата, не инструментальный концерт с хором и оркестром, но вмещающее в себе все и даже больше.

Звучание колоссального исполнительского состава усиливали микрофоны. Пространство основной и дополнительной сцены занимал огромный оркестр. Женский хор расположился на хорах слева, мужской справа. В кульминациях Сладковский требовал зашкаливающих фортиссимо оркестра и хора, поддержанных мощью ударных. Тем контрастнее звучал одиной голос альта, тихий, но очень твердый по духу. Сердце будто сильно сжимали, а потом мягко отпускали и давали отдышаться.

Фото: Елена Алексеева

Воздействие от самого сочинения Канчели и от его исполнения было сильным и глубоким. Такое впечатление бывает от прослушанной Мессы Баха или творений подобного рода. Башмет уверен, что самое трагическое музыкальное произведение в конце концов очень позитивно по своей сути и заканчивается просветленным мажором, в прямом и переносном смысле. Действительно, катарсис — в природе искусства. И, кажется, он случился в этот вечер.

У Московского фестиваля искусств есть старший брат — ежегодный Сочинский фестиваль. В этом году у него 13-й выход на подмостки зимнего Сочи. Творческая команда Башмета обещает младшему московскому брату необычайно интенсивную программу. Двенадцать вечеров различных направлений и жанровых векторов на восьми лучших площадках Москвы заявлены в анонсе столичного фестиваля: это и лучшие сочинские находки разных лет и, безусловно, новизна масштабных премьер. Зимний международный фестиваль искусств в Москве продлится до 10 февраля.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

VOLKOV ManiFEST-2020: что готовит петербургский фестиваль жителям Москвы
Фредди Кемпф, 20 лет спустя
Ясная память Михаилу Яснову!

В Москве

Как в Москве закрылся 42-ой Международный кинофестиваль
"Некурортный роман": премьера документального спектакля на Большой сцене МХАТ
MONTECCHI VS OPERA
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть