Независимый профсоюз актеров театра и Мариупольский русский драматический театр осуществят постановку "Ревизора" в Мариуполе
14 июня 2024
"Кровавая свадьба" Федерико Гарсиа Лорки. Театр имени Ермоловой. Режиссер Георгий Сурков.
14 июня 2024
"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.
14 июня 2024
Объявлена деловая программа VI фестиваля российских сериалов "Пилот"
14 июня 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 декабря 2022 15:55

Щедрый дар Родиона Щедрина

Сегодня празднует 90-летие живой классик композиторского дела.

Родион Щедрин. Фото: © Алексей Дружинин/РИА Новости
Родион Щедрин. Фото: © Алексей Дружинин/РИА Новости

Родион Константинович Щедрин – русский и советский композитор и пианист, лауреат Государственной премии СССР 1972 года, Ленинской премии 1984 года и Государственной премии Российской Федерации 1992 года в музыкальной сфере. Композитор родился 16 декабря 1932 года в Москве. Сегодня он отмечает солидную круглую дату.

Родиона Щедрина музыка сопровождала с рождения. Он выходец из музыкальной семьи, отпрыск композитора и преподавателя теории музыки, выпускник Московского хорового училища и Московской консерватории (1955 года), ученик Юрия Шапорина по классу композиции и Якова Флиера по классу фортепиано. По преданию, популярности музыки молодого Щедрина за границей способствовал не кто иной, как Мстислав Ростропович, сделавший и распространивший по миру несколько записей его мелодий. А еще одна легенда гласит, что Щедрин сочинил 24 прелюдии и фуги, когда услышал произведения Дмитрия Шостаковича.

Некоторые специалисты считают, что в музыке молодого композитора было больше тональности, благодаря "цитированию" народной музыки, тогда как в более поздних стало больше алеаторики (техники композиции XX—XXI веков, допускающая вариабельность музыкальной ткани). Оставим этот вопрос специалистам. Для широкого слушателя несомненно одно: Родион Щедрин – человек очень щедрого дарования, универсального таланта и выдающейся работоспособности. Это очевидно по бескрайнему списку произведений композитора.

Щедрин прославился как автор музыки для балетов "Конек-горбунок" (1955), "Кармен-сюита" (1973), "Анна Каренина" (1971) и "Дама с собачкой" (1985). Все они созданы на основе известнейших литературных произведений. Родион Константинович любил писать балеты и умел это делать. Возможно, потому, что он состоял в счастливом браке с величайшей балериной страны, а может быть, и мира Майей Плисецкой. Они поженились в 1958 году и вместе прошли жизненный путь длиной в 57 лет. В 2015 году Майя Михайловна ушла из жизни…


Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Фото: Википедия.

Также Родион Щедрин создал оперы "Не только любовь" (1961) и "Мертвые души" по знаменитой поэме Николая Гоголя, хотя, казалось бы, похождения плута Чичикова не наводят на мысли ни о красоте, ни о мелодичности, ни о театральности, ни о величии конфликта… Тем не менее, композитор обратился к поэме Гоголя по заказу Большого театра и работал над произведением около десяти лет, самостоятельно написав либретто (он писал либретто сам для себя еще не раз). Режиссёром оперы выступил Б. Покровский. Премьера состоялась в Большом театре в 1977 году под дирижирование Юрия Темирканова. Оперу высоко оценило другое музыкальное светило: композитор Тихон Хренников. "В музыкальном решении оперы Щедрин опирается на опыт своих великих предшественников. Корни музыки „Мёртвых душ“ — в нашей отечественной классике. Они ведут от „Каменного гостя“ Даргомыжского и „Женитьбы“ Мусоргского к операм Прокофьева и Шостаковича. Следуя их реалистическим традициям, автор „Мёртвых душ“ смело развивает современными средствами выразительный язык, основывающийся на достоверных интонациях человеческой речи. Вместе с тем композитор вновь проявил глубокую привязанность к народной музыке, дух которой он замечательно чувствует и передаёт как художник нашего времени", — сказал Хренников о произведении младшего коллеги.

В оперном "портфолио" Родиона Щедрина находится еще несколько музыкальных произведений на литературной основе: трехактная "Лолита", "Очарованный странник" и близкие к нам по времени создания "Левша" и "Рождественская сказка", она же "Опера фери", тоже основанная на сказке Николая Лескова в иностранном переводе. Эта опера содержит элементы оригинальной славянской сказки о Золушке и литературной сказки "Двенадцать месяцев".

Родиону Константиновичу удалось даже написать оперу по средневековым источникам: "Житию протоиерея Аввакума" и "Житию боярыню Морозовой". Излишне говорить, что и тут он сам выступил автором либретто хоровой оперы "Боярыня Морозова". Она впервые прозвучала в Московской консерватории в 2006 году.

Очень известны пять концерты для оркестра Родиона Щедрина. Композитор создал пять "фольклорных" концертов. Первый, имеющий двоякое название "Озорные народные частушки" по-русски и "Озорные лимерики" в переводе, что, конечно, неточно (лимерик – отнюдь не частушка), "утвердил" имя Щедрина на международной арене. Между прочим, в этом концерте прозвучала "академическая версия" бойкой частушки "Семеновна". Многие первые слушатели концерта были фраппированы… Но если посмотреть с другой стороны, так до Щедрина никто не делал! А "первооткрытие" и есть признак гениальности. Музыканты называют множество приемов, которые до Щедрина никто не использовал.

Второй концерт для оркестра, с подзаголовком "Звоны", был впервые исполнен Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна в качестве одного из многочисленных заказов в честь 125-летия оркестра. Третий концерт для оркестра основывался на старинной музыке русских провинциальных цирков. Два следующих концерта тоже апеллировали к русской народной культуре: назывались "Хороводы" и "Четыре русские песни". Но, конечно, в творческом багаже Щедрина различных концертов для фортепиано с оркестром и для прочих инструментальных ансамблей намного больше. Родион Щедрин – великий полифонист, это отмечают все знатоки. Заслуженной славой пользуются симфонии Щедрина: Симфония № 1, Симфония № 2 и Симфония № 3. Две из них написаны в советскую пору, последняя – уже в новое время.

Родион Щедрин заслужил авторитет и как пианист-виртуоз и органист. Он солировал на фортепиано в премьерах первых трех из шести своих фортепианных концертов. Диски с записями его первых выступлений вышли в 1970-е годы. Композитор считался баловнем судьбы и в советское время. Но в 1989 году, с приемом его в члены Берлинской академии художеств, для Родиона Константиновича открылись новые возможности – и он активно стал сотрудничать с ведущими сценами и концертными залами всего мира, популяризуя тем самым великое русское музыкальное искусство. Родион Щедрин в новое время жил как в Москве, так и в Мюнхене. В Википедии указано, что он также является гражданином Литвы и Испании.

С юбилеем Родиона Щедрина связано множество мероприятий в его честь и знаков почета. Так, на днях стало известно, что он первым в истории получил медаль Чайковского, учрежденную Русским музыкальным обществом.


Родион Щедрин. Фото: Аргументы Недели / argumenti.ru

Сегодня, в день 90-летия, с юбилеем Родиона Константиновича поздравил Президент России Владимир Путин. Его поздравительная телеграмма опубликована на сайте Кремля. Глава государства назвал именинника выдающимся композитором современности, человеком мощного и щедрого дарования, настоящим творцом и созидателем.

Присоединился к поздравлениям и премьер-министр РФ Михаил Мишустин. В поздравительной телеграмме на сайте правительства есть слова о том, что Щедрин является олицетворением лучших традиций русской музыкальной культуры.

Редакция "Ревизора.ru" также поздравляет юбиляра, желает крепкого здоровья, долголетия, постоянных новых творческих исканий и достижений и вечной любви ценителей искусства.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Только нет покоя". Ола Борякин.
"Кровавая свадьба" Федерико Гарсиа Лорки. Театр имени Ермоловой. Режиссер Георгий Сурков.
"Парадокс Скворца" по пьесе "Амстердам" Майи Арад Ясур. Театр имени Маяковского. Малая сцена. Режиссер Ирина Васильева.

В Москве

Программа X Книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 7 июня
Программа книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 6 июня
X Книжный фестиваль "Красная площадь" стартует 6 июня
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть