Новая стратегия развития государственной статистики и Росстата до 2030 года: шаг в будущее
20 января 2025
Председатель Независимого профсоюза актеров Денис Кирис высказался о проекте создания разножанровых фильмов об СВО
20 января 2025
Подвигу выживших посвящается
20 января 2025
"Улитка на склоне" по одноименному роману братьев Стругацких. МТЮЗ. Режиссёр Пётр Шерешевский.
20 января 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Старший сын

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

В рамках фестиваля музыкальных спектаклей России "Видеть музыку" показали спектакль "Старший сын" — одну из заметных премьер минувшего сезона Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского. Фестиваль "Видеть музыку" в этом году проходит уже в восьмой раз, ежегодно получая поддержку Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив. Постановка оперы была приурочена к двум знаковым датам: 90-летию со дня рождения известного иркутянина — драматурга Александра Вампилова, юбилей которого празднуется в этом году повсеместно, и к 85-летию Иркутской области.

Сюжет оперы известен широкой зрительской аудитории благодаря знаменитому фильму режиссера Виталия Мельникова "Старший сын" с Николаем Караченцовым, Евгением Леоновым, Михаилом Боярским в главных ролях. История опоздавших на последнюю электричку и озабоченных поиском ночлега незадачливых студентов Володи и Семена (Сильвы) нежданно-негаданно выводит на авантюрную мысль выдать одного из них за внебрачного сына хозяина квартиры Андрея Сарафанова. Фарс и нелепость ситуации балансируют на грани разоблачения и трагедии, но мало-помалу сын-самозванец Володя и "лишний" человек Андрей Сарафанов раскрывают друг другу свои души с их наболевшими чаяниями и люди становятся родными не по крови, а по духу.


Фото: Елена Лапина

Лирико-комическая опера Геннадия Гладкова "Старший сын" была написана ещё в 1983 году и является единственным произведением композитора в этом жанре. Тогда же состоялась и единственная премьера — на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, после чего опера надолго покинула сцену. Лишь в 2022 году произведение возродилась на сцене, во многом благодаря инициативе главного дирижера Иркутского музыкального театра Виктора Олина. Решающим аргументом в пользу возрождения явилось то, что "Старший сын" — единственное сочинение в оперном жанре, созданное по мотивам пьесы Вампилова. Сам композитор определил жанр своего творения как лирико-комическую оперу. Композитор, знаменитый прежде всего своей музыкой к фильмам и постановкам, а также мюзиклами, мастерски выстроил оперную драматургию со сквозным развитием. Разговорные диалоги заменены речитативами с развитой, пластичной мелодикой, и эти речитативы становятся органичными и динамичными связками между сольными номерами и ансамблями. Комическому аспекту отведено видное место, но лирико-драматическое начало преобладает. Стилистически, опера, созданная в фарватере лучших достижений музыкально-театрального языка ХХ века, являет широкий диапазон выразительных средств, от оперетты и мюзикла до настоящего оперного полотна. Оперный аспект подчёркнут составом оркестра с классическим набором ударных, при этом музыкальный материал отчётливо тяготеет к мюзиклу. В музыкальных характеристиках прослушиваются аллюзии к тематизму кинохитов композитора, таких как "Бременские музыканты", "Собака на сене", "Обыкновенное чудо". Например, в дуэте Володи и Семёна "Мы студенты медицинские ваши будущие лекари" слышны отголоски хулиганской удали "Бременских музыкантов". С этим началом пронзительно контрастирует ария Сарафанова, наполненная глубокой, трагической рефлексией и акцентирующая лирико-драматическое начало в опере. Ария же Володи во втором действии "Да, я так и знал, что где-нибудь ты есть…" отсылает к лучшим образам оперетты. Музыка исполнена в оригинальной авторской оркестровке. Композитор мастерски обращается с обширной оркестровой палитрой, варьируя плотность и колористику фактуры в соответствии со смысловыми акцентами, от плотного драматизма до прозрачной лирики.


Фото: Елена Лапина

Автор либретто и стихов Юлий Ким создал свою историю по мотивам драмы Вампилова, подвергнув вариациям сюжетные линии. Так, в финале либреттист счастливо соединяет влюблённого отрока Васеньку и видавшую виды "разведёнку" Наташу Макарскую, постепенно проникающуюся пылким и неподдельным чувством юноши. Зрителям, знакомым с первоисточником Вампилова, резко бросается в глаза ещё одно нововведение: Володя объявляет себя "сыном", что называется, с порога, вызывая не столько удивление, а сколько радость Сарафанова-старшего, мучимого воспоминаниями и, по модному выражению, незакрытым гештальтом. При этом опускается сцена ссоры Васи с отцом как, предположительно, не очень существенная для раскрытия драмы. Ким счёл за благо смягчить характерную драматическую тяжеловесность Вампилова и прибавить ироничной лёгкости, подобающей лирико-комической опере. Поэт создает удачные репризы, такие, как "последняя электричка … ушла" и "как много человечества и как мало человечности".

Дирижер-постановщик Виктор Олин успешно провел оркестр через все рифы многослойной полифонической партитуры, выстраивая необходимый баланс между оркестром, солистами и вокальными ансамблями. Особенно удачны полифонические переклички инструментальных и вокальных фраз в ансамбле "Дудочка", который стал своеобразным символическим оплотом идиллии в водовороте семейной драмы Сарафановых (песня звучит в сцене первого застолья теперь уже большой семьи, а затем в финале оперы как тематически-смысловая реприза-итог).


Фото: Елена Лапина

Сценография Юлии Ветровой погружает зрителя в атмосферу шестидесятых, воссозданную вполне аутентично. Специально для постановки по всему барахолкам и блошиным рынкам Иркутска собирались атрибуты и артефакты эпохи: мебель, посуда, часы, элементы интерьера. Эффект погружения в эпоху усиливается видеопроекцией свежепостроенных хрущевок (фотографии были сделаны в самом Иркутске), а также неизменного атрибута советских квартир -- большого настенного ковра на заднике сцены. Квартиру Сарафановых отличает тёплая "ламповая" обстановка, соответствующая укладу интеллигентной советской семьи. Дом же Наташи весьма минималистичен и представлен в виде ставен, открывающихся в бетонной стене; таким образом подчёркивается душевная опустошённость героини, у которой "всё сложно".

Режиссер-постановщик Алексей Смирнов в своей работе скрупулёзен и требователен к себе и другим. Опера открывается скульптурной композицией застывших фигур, как будто главные герои замерли во времени. Затем персонажи постепенно оживают и в их ускоряющихся движениях начинают угадываться элементы популярного в то время твиста. Дух эпохи постаралась передать в танцевальных движениях приглашенный из Москвы хореограф-постановщик Ксения Попова. В её хореографии чётко читаются элементы популярных в шестидесятые твиста, рок-н-ролла, буги-вуги, которые становятся символами беззаботного студенчества, молодости и внутренней свободы.


Фото: Елена Лапина

Главной удачей оперы является ее актерский ансамбль. Весьма комично смотрится дуэт героев — незадачливых балагуров долговязого Володи (Андрей Господарев) и шустрого Сильвы (Станислав Грицких), соревнующихся в изобретательности и авантюризме. В своей роли Андрей Господарев демонстрирует трансформацию легкомысленного шутника в чувствующего, рефлексирующего героя. Стоит отметить, что артист был принят в труппу Иркутского музыкального театра только в прошлом сезоне; при этом он успешно влился в коллектив и получает главные роли. Семен Станислава Грицких на протяжении всей оперы остаётся верен своему амплуа авантюриста-балагура, за что расплачивается коллективным осуждением и изгнанием. Лирический и одновременно волевой образ Нины Сарафановой убедительно создала Кристина Рагиль. Артистка широкого актерского диапазона (в ее репертуаре немало субреточных и каскадных ролей) полноценно отыгрывает весь драматизм ситуации, а со сложностями сольных вокальных номеров и ансамблей ей позволяет справиться голос широкого диапазона и прекрасная вокальная техника. В ее актерской игре отмечается органичное взаимодействие как с Андреем Господаревым (любовно-лирическая линия), так и по-семейному душевная линия взаимодействия с Иваном Перевощиковым в роли Васи. Последнее вполне закономерно: дуэт Рагиль и Перевощикова был отмечен наградой за лучший дуэт на международном конкурсе "ОпереттаLand". Вася Ивана Перевощикова обладает поразительным кинематографическим сходством с исполнителем этой роли в фильме. Артист сполна насыщает своего героя характерной подростковой пылкостью и невротичностью. Неоднозначный образ возлюбленной Васеньки Наташи — женщины со сложной судьбой -- вполне правдиво отыгрывает лауреат международных конкурсов Юлия Пихтина, в копилке которой немало ролей драматического плана. Её Наташа в равной степени героиня драматическая и трагическая. Она иронична и остра на язык, а отстраненность и колкость сочетаются с прорывающимися неподдельными переживаниями.

В самом начале оперы, в завязке драмы Володя произносит фразу, ставшую квинтэссенцией данного комико-драматического сюжета: "Все люди братья, отцы и дети". И под таким девизом (если не "обнимитесь миллионы") опера и заканчивается — семейной идиллией, в которой в стройном ансамбле семьи Сарафановых, теперь уже радостно и без оговорок принявшая в своё лоно “старшего сына”, звучит песня "Дудочка".

Показ оперы на фестивале "Видеть музыку" — событие важное и знаковое. Получив благословение на постановку в Иркутском музыкальном театре самого автора — Геннадия Гладкова, коллектив театра мечтал показать ее композитору в Москве, но не успел — в период московских гастролей 16 октября композитора не стало…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Новая стратегия развития государственной статистики и Росстата до 2030 года: шаг в будущее
Председатель Независимого профсоюза актеров Денис Кирис высказался о проекте создания разножанровых фильмов об СВО
Подвигу выживших посвящается

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть