Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Виварте" и "Оттон": концерты июня

Концерты июня отличались разнообразием программ и широчайшим выбором для слушателей

Фото: Евгений Евтюхов
Фото: Евгений Евтюхов

Мы выбрали – из множества событий – два популярных проекта, которые прошли с аншлагами. Это фестиваль камерной музыки "Виварте" в Третьяковской галерее и концертное исполнение оперы Генделя "Оттон" в Московской филармонии.

Фестиваль камерной музыки "Виварте" проходит в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, между "Царевной-Лебедь" и двумя демонами – сидящим и поверженным. Уже не первый год июньский фестиваль среди живописи организует виолончелист Борис Андрианов, чья энергия позволяет ему делать еще и осенний фестиваль "Вивачелло", и летнюю "Музыкальную экспедицию" в российскую глубинку. Программа "Виварте" включает камерные опусы с участием виолончели. Но не только. Главное – игра рзных музыкантов, от которых многого ожидаешь. Особенность проекта - в финальном "Музыкальном променаде", который проходит на улице, бесплатно для публики.

Открывая фестиваль, директор музея Зельфира Трегулова поведала, что музыка в доме Третьяковых звучала всегда, так что фестиваль для галереи – это естественно. "Виварте" стремится к синтезу искусств, перед каждым концертом предлагая публике рассказы о картинах музейного фонда ГТГ. В этот раз говорили о картинах Михаила Ларионова, чью масштабную выставку Третьяковка планирует показать осенью в залах на Крымском валу. На открытии фестиваля демонстрировался портрет Натальи Гончаровой кисти Ларионова. Живопись 1914 года, возникшая в борьбе с живописными идеями предшественников, хорошо сопоставляется с представленной на концерте музыкой, особенно со Вторым квартетом Прокофьева – слегка "колючим" в Адажио и еще более "острым" в двух Аллегро, полном то потаенной, то открытой тоски. Дуэт для скрипки и виолончели, который написал Золтан Кодай, как и Второй струнный квартет Шостаковича, тоже относятся к музыке двадцатого века, а значит, разделяют все его противоречия.

Илья Грингольц, Константин Лившиц и Борис Андрианов на репетиции. Фото: Евгений Евтюхов

Квартет Прокофьева, написанный в военное время, в эвакуации в Нальчике, во многом навеян кабардинской музыкой. "Копельман-квартет" сыграл эту вещь с каким-то особым мудрым пониманием, трудно поддающимся анализу. Как разговор четверых собеседников, которые и дискутируют, и соглашаются, пребывая в сильных, неоднозначных чувствах. Дуэт (Михаил Копельман и Борис Андрианов) вызвал интерес не только очевидным смысловым пересечением с Прокофьевым: оба произведения написаны во время войн и оба опираются на переработанный фольклор, у венгра Кодаи – венгерский. Эмоциональный Андрианов и более сдержанный Копельман хорошо дополняли друг друга. Исполненный во втором отделении Шостакович (тоже сочинение военного времени), как завершение концертной трилогии, привлек внимание очевидным "аффектом": шоком от ужасов новейшей истории. Хотя исповедь солирующей виолончели в первой части, тягучий плач второй и трагическое гаерство третьей как будто разрешаются чем-то оптимистическим в финале, названном композитором "Тема с вариациями"". Что хорошо на фестивале – это со вкусом подобранные программы. Когда в другом концерте Алена Баева и Илья Грингольц с тонким чувством художественного диалога исполнили Сонату Прокофьева для двух скрипок, а потом прозвучало шумановское Трио, то финальный Квинтет Танеева (он прошел при звуковом доминировании рояля Константина Лифшица) показался естественным завершением темы: встреча романтического, неоромантического и постромантического смятения.

Алёна Баева и Илья Грингольц. Фото: Евгений Евтюхов 

Концертное исполнение оперы Генделя "Оттон" в Московской филармонии (Зал имени Чайковского абонемент "Оперные шедевры") - этап в освоении богатого наследства композитора, чье имя нашей публике до сих пор известно более, чем его обширное творчество. Как заметил организатор проекта Михаил Фихтенгольц, важно, что у нас есть генделевский бум, что публика ломится, и "на фоне невероятного интереса к операм Генделя в Москве, после "Роделинды", "Ксеркса", "Орландо", "Ариоданта" и "Альцины"… приходит черед "Оттона". Эта опера, возможно, не принадлежит к числу самых известных творений композитора, но по качеству музыки – это нечто захватывающее. Поэтому примечателен сам факт первого исполнения в России.

Можно найти много восхвалений генделевскому гению, вроде слов Бернарда Шоу: "Вы можете презирать кого и что угодно, но вы бессильны противоречить Генделю", или восторгов Бетховена ("Гендель – самый великий композитор, живший когда-либо"). Но никакие слова не передадут масштаб художественного волнения. Нужно слышать эти грандиозные – и одновременно камерные, потому что оркестр небольшой – кульминации, ощущать неспешно развертывающийся строгий пафос, клокочущие фобии героев или их лирические переживания, разрешающиеся руладами. Можно бесконечно слушать предписанные временем вокальные импровизации в финалах арий, расцвеченных эффектными паузами-ферматами. Но все это не просто так, не только для формальных прелестей вокала. "Не случайно сказал сам Гендель однажды: "Я хотел сделать своих слушателей лучшими людьми".

Анна Бонитатибус, Джоанн Ланн, Юрий Миненко. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

История женитьбы великодушного правителя, германского императора Оттона, в которой силен морализаторский оттенок (так же, как и в опере Моцарта "Милосердие Тита") основана на средневековых мотивах. Тут и борьба за власть, и мщение, и воссоединение потерявшихся родственников. Но главное, как всегда, любовные переживания, связавшие героев сложной вязью и позволяющие, в рамках типологии характеров и аффектов, выразить подлинные чувства.
Спеть "Оттона" приехала международная команда певцов, один лучше другого.

Стремительное вступление оркестра – и сразу диалог заговорщиков, гордой матери и честолюбивого сына, мечтающих свергнуть императора: это Джисмонда (Анна Бонитатибус) и Адальберто (Юрий Миненко). Горячее пение темпераментной меццо-сопрано (у певицы скандальный характер персонажа отчетливо сформирован через голос – высший пилотаж профессии) оттенялось фальцетом контратенора, когда медовые рулады, казалось, сами по себе говорили о витиеватом лицемерии персонажа. "Брючная" партия Оттона стала для Марианны Беаты Килланд просто звездной: органичность королевского характера, как он понимается в "Оттоне", идеально совпала с задорно разыгранным мальчишеством в эпизодах с врагами, пронзающим душу мужским плачем в начале третьего действия и ласковой влюбленностью в лирических ариях. Открытые вокальные эмоции пирата Эмирено у бас-баритона Александра Миминошвили, может быть, показались кому-то слишком дерзкими для Генделя, но это если быть оперным пуристом. Ромина Бассо, чья интриганка Матильда – одновременно и влюбленная, но обманутая женщина, и эксцентричная кузина короля, выглядела как современная бизнес-леди, а пела как специалистка по оперной старине.


Марианна Беата Килланд и Кристофер Мулдс. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Дирижер Кристофер Мулдс за пультом, стилистически тонко управлявший Камерным оркестром России, мало того, что собрал звучание в утонченный конгломерат тембров, но и привнес в российский коллектив "краски" исторически информированного исполнительства. Игра в старинный стиль оказалась одним из лучших филармонических концертов сезона. Восемнадцатый век предстал так, как нужно – это предмет любовного и тщательного изучения, но живого и творческого, без архивной пыли. Замечательно, что исполнение сопровождалось русскими титрами. И главное, запись вечера есть на сайте Филармонии.

 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть