Премьера ко Дню Победы: RT покажет фильм "Ветераны"
8 мая 2024
9 мая Ильдар Абдразаков споет от всей души на ВДНХ
8 мая 2024
Что таится в молчании. Спектакль "Говори со мной".
8 мая 2024
"Завтра была война" по одноименной повести Бориса Васильева на основной сцене театра имени Пушкина
8 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

9 сентября 2019 16:10

Встреча через столетие. Капелла имени Юрлова и Оркестр имени Осипова в гала-концерте к юбилею первого совместного выступления

К столетию Оркестра имени Осипова

Фото в материале: Елена Алексеева
Фото в материале: Елена Алексеева

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова и Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова к вековому юбилею их первого совместного выступления представили праздничный гала-концерт "Встреча через столетие" в Большом зале консерватории.

За дирижерский пульт встали народный артист России Геннадий Дмитряк и народный артист России Владимир Андропов. Прозвучали увертюра "1812 год" и кантата "Москва" Петра Чайковского, отрывки из балета "Ромео и Джульетта" и кантата "Александр Невский" Сергея Прокофьева. Солисты - Юлия Меннибаева (меццо-сопрано), Александр Суханов (баритон), Лариса Костюк (меццо-сопрано и чтец). В концерте приняли участие ансамбль "Колокола России" под управлением Галины Филимоновой и духовой оркестр Большого театра России. Визуальные тематические проекции и гала-проекция фрагментов кинофильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" сопровождали музыкальное исполнение вечера.

Торжественность исторического момента и надлежащую праздничность двойного столетнего юбилея задали первые же слова приветствия ведущего Артема Варгафтика: "Два прославленных коллектива-юбиляра - краса, гордость и мировая слава Отечественной музыкальной культуры. Это их встреча через столетие, это их праздник. У оркестра и у хора замечательное уникальное прошлое и светлая ясная перспектива на будущее."



Национализированные в 1919 году декретами Советской власти оба коллектива впервые объединились на подмостках бывшего "Алексеевского народного дома" 15 июля 1919 года для совместного выступления. Государственный I Московский Великорусский оркестр, организованный русским музыкантом, виртуозом-балалаечником Борисом Трояновским, и Первый государственный хор под руководством Ивана Юхова - праотцы нынешних юбиляров. Столетие - возраст почтенный, но оба коллектива в прекрасной творческой форме, синтезирующей колоссальный опыт, традиции и молодую исполнительскую кровь нынешнего поколения певцов и музыкантов.



Программа вечера была заявлена более, чем патриотичная, утоляющая все "национальные гордости великороссов". Кантата "Москва", стихи Аполлона Майкова, музыка Петра Ильича Чайковского - символ отечественной государственности - несла главную идею: "Пали два Рима, Третий стоит, четвертому не быть". Третий Рим - это Москва, опора греческой церкви после падения Константинополя. Увертюра "1812 год" Чайковского и "Александр Невский" Прокофьева - ода русскому духу и оружию. Над сценой Большого зала, во время звучания музыки, постоянно менялись репродукции исторических полотен, потом кадры эйзенштейновского фильма "Александр Невский" (1938), усиливая героико-патриотический дух публики и добавляя еще больший масштаб музыкальным фрескам.

Все сочинения, безусловно, исполнялись в версии для солистов, хора и оркестра народных инструментов. Маэстро Геннадий Дмитряк, художественный руководитель юрловцев, дирижировал Чайковским в первом отделении. Прокофьева во втором - представил маэстро Владимир Андропов, художественный руководитель осиповцев.


Сегодня все привыкли, что множество примеров академической музыки, написанной для симфонического оркестра, очень органично звучит в исполнении русских национальных тембров народного оркестра. В переложении для оркестра народных инструментов в репертуаре осиповского коллектива стоят сложнейшие произведения русской, западной и советской классики: Дж. Россини, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, М. Глинки, М. Мусоргского, И. Стравинского, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Р. Щедрина. На юбилейном вечере звучание переложения кантаты "Александр Невский" для народного оркестрового состава подтвердило эту идею прекрасным слушательским восприятием. Тем более, что в прокофьевской партитуре, изобилующей русскими темами и наигрышами в качестве музыкальной характеристики новгородцев, есть к тому предпосылки. И если в кантате "Москва" иногда хотелось услышать для тембровой опоры все же скрипично-струнный колорит, то в "Невском" это желание исчезло. И, безусловно, духовики Большого театра сделали свое красивое духовое дело во всех сочинениях, мощно обогатив звучание народных инструментов.

Солистка Лариса Костюк (меццо-сопрано), солистка театра "Геликон-опера", выступила в роли чтеца в кантате "Александр Невский". Очень часто на роль чтеца в такого рода жанрах традиционно приглашают Василия Ланового с его неповторимым тембром. Лариса Костюк тоже нашла свои, женские, краски  для повествования.

Сезон 2019-2020 пройдет для Капеллы имени Юрлова и Оркестра имени Осипова, безусловно, под флагом их векового юбилея. Уже 19 сентября в Концертном зале им. Чайковского осиповцы соберут своих друзей и поклонников на чествование своего коллектива. Что ж, перевернута страница на следующее столетие.

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:
Александр
Творческий сезон, лично для нас, был открыт 05.09.2019 года в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Событием, не сказать "ах какого масштаба", в тоже время потрясающим своей грандиозностью и самобытностью даже самых искушённых зрителей, перед взором которых выступили два выдающихся творческих коллектива: национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. Осипова, а так же государственная академическая хоровая капелла России им. А.Юрлова.
С первых минут начала программы, зритель замер от восторга, и из этого коллективного музыкального оцепенения вышел только после окончания концерта. А мы лично, более того, по настоящее время пребываем в состоянии перманентного наслаждения. Шедевры мировой симфонической классической музыки, переложенные на партитуру для народного оркестра, создают невероятное впечатление. Ни с чем не сравнить эти акценты народных русских звуков, их тонкий характер. Каждый звук исполнен с высочайшим профессионализмом. Детальный анализ дело рук рецензентов и музыкальных критиков. Но комментировать собственно нечего. Зал гремел в аплодисментах, люди кричали от восторга, отказываясь четверть часа отпускать артистов, в том числе между отделениями. Неожиданно, уникально , креативно. Помимо этого, в зале создан беспрецедентной красоты световой фон, погружающий пленных слушателей в творческую эпоху произведений. Низкий поклон всем выступавшим и организатором этого блестящего мероприятия. С особым чувством благодарности хочется отозваться о дирижёре оркестра - В. Андропове. Уникальный и талантливый человек. Редко что приходится так восторженно комментировать, однако кажется если промолчишь то "камни возопиют", поэтому спешу поделиться впечатлениями и рекомендациями для каждого, хоть чуть близкого к искусству человека.
26 сентября 11:38

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера ко Дню Победы: RT покажет фильм "Ветераны"
9 мая Ильдар Абдразаков споет от всей души на ВДНХ
Что таится в молчании. Спектакль "Говори со мной".

В Москве

Молодые выпускники "Академии А. Белова и О. Кормухиной" дадут музыкальный квартирник "Встречаем лето"
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть