Читать – модно! Обзор новинок художественной прозы для молодёжи
21 мая 2019
Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси
21 мая 2019
Открытие IV Международного конкурса оперных режиссёров "Нано-опера"
21 мая 2019
Замок на озере, Дом с котами и марципан взамен бессмертия
20 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

20 октября 2016 9:10

Ростовский музыкальный театр представит "Маддалену" и "Дневник Анны Франк" в Москве

Автор: Ревизор.ru
Фото: Ростовский музыкальный театр
Фото: Ростовский музыкальный театр

В Москве на малой сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко Ростовский музыкальный театр представит две одноактные оперы: "Маддалена" Сергея Прокофьева и "Дневник Анны Франк" Григория Фрида. Вечер одноактных опер состоится 2 ноября в 19.00 в рамках проекта "Видеть музыку", сообщается на сайте московского театра.

Маддалена — это идея "прекрасного зла", воплощенная в опере Прокофьева. Она — в одном ряду с Далилой, Лорелейй, Саломеей, прекрасными сиренами — в общем, тех, кто обольщает мужчин, чтобы после потом ими воспользоваться. Или просто убить. Но вот проблема: разрушительная сила этих властных женщин и становится впоследствии источником их гибели.

По сюжету, в комнате Маддалены появляется нечто темное, мистическое, которое обволакивает саму главную героиню, ее мужа Дженаро, ее любовника Стеньо. Эти темные существа возникают то на темных улицах Венеции, то предстают в образе душ погубленных Маддаленой мужчин, то олицетворяют такие желания, которые при дневном свете просто невозможны и недопустимы. В конце концов, ночь поглощает и саму героиню.

"Маддалена" была написана 20-летним Прокофьевым по одноименной пьесе барона Ливена. "Барон Ливен оказался молодою светской дамой, более приятной в обще­нии, чем талантливой в драматургии. Однако в „Мадцалене", действие которой происходит в Венеции в XV веке, оказалось наличие конфликта, любви, измены, убийства, что постави­ло новые проблемы для композитора...", — вспоминал композитор в своей автобиографии.

К своему детищу Прокофьев относился с большим трепетом и любовью, работа над оперой шла гладко и легко, в день композитор посвящал ей не более пяти часов. "Четыре страницы в день, но с настоящим удовольствием, не столько от написания партитуры, а скорее от шарма и обаяния - это как шоколад с дорогим ликёром внутри", — признается Прокофьев в письме к своему близкому другу Н. Мясковскому.

Постановку оперы преследуют сплошные неудачи. То театр закрывают, то руководству не нравится сюжет. рукопись оперы оказывается в архиве Российского музыкального издательства, который после революции был перевезён в Париж, и становится недоступной для исполнителей, исследователей и даже для самого автора. О существовании "Маддалены" забывают вплоть до начала 70-х годов, когда рукопись сочинения "опус 13" попадает в руки известного английского дирижёра и композитора Эдварда Даунса. Спустя 68 лет с момента создания, 25 марта 1979 года "Маддалена" впервые прозвучала в эфире радиостанции ВВС, а через 70 лет состоялась и первая сценическая постановка на фести­вале в Граце (Австрия).

Моноопера "Дневник Анны Франк" — на весь мир известная история судьбы одной девочки во время Второй Мировой войны. Впервые "Дневник" был издан в 1947 году, он переведен на 67 языков. Это настоящие письма, которые настоящая девочка Анна начала писать 12 июня 1942 года — в день своего 13-летия. Письма написаны к воображаемой подружке Китти. Это два года, это целая жизнь, прожитая Анной на чердаке конторы в Амстердаме, где две семьи скрывались от фашистов. Жизнь, за время которой ребенок стал взрослым человеком, но не утратил способность радоваться жизни.

В конце 60-х дневник лег в основу одноименной монооперы Григория Фрида – творца поистине ренессансного масштаба дарования (композитор, просветитель, художник, писатель), но, к сожалению, известного лишь в узких кругах.

В год своего пятидесятилетия (1965) Фрид организовал и возглавил Московский молодежный музыкальный клуб, ставший в советскую эпоху одним из центров духовной и интеллектуальной свободы интеллигенции, и продолжал работу в нем вплоть до самой смерти. На 1000 заседаниях Клуба за 47 лет оказалось воспитано не одно поколение музыкантов и любителей музыки. Среди собеседников Фрида были историк и писатель Н. Эйдельман и богослов, проповедник А. Мень, поэты Вяч. Иванов и Б. Ахмадулина, композиторы А. Шнитке и М. Вайнберг, виртуозы-исполнители М. Юдина, М. Гринберг, Г. Кремер, Н. Гутман, О. Каган, режиссеры М. Кнебель и С. Образцов и многие другие; заседания Клуба посвящались А. Эйнштейну и Н. Бору, Я. Корчаку и С. Дягилеву, И. Гёте и Т. Манну, Л. Бунюэлю и С. Дали.

Около полутора сотен его живописных работ неоднократно представлялись москвичам на персональных выставках, а ряд полотен ныне находится в частных коллекциях в России, США, Израиле, Германии и Финляндии.

Первая книга Фрида вышла в свет, когда автору исполнилось семьдесят два года; всего же мир увидел шесть его литературных опусов.

Но, в первую очередь, Григорий Фрид – композитор, чья музыка известна и звучит в стране и за рубежом. Среди его работ – две монооперы, множество симфонических, камерно-инструментальных и вокальных сочинений, а также музыка для театра и кино. Но наиболее счастливую сценическую судьбу обрел именно "Дневник Анны Франк".

Впервые дневник был издан в России в 1960 году – в переводе Р. Райт-Ковалевой и с предисловием И. Эренбурга. Фрид вскоре прочел книгу, но замысел монооперы возник лишь в 1969 году. Перечитывая его, по собственному признанию, композитор испытал потрясение, подобное шоку. И это смешанное чувство сильнейшей душевной боли, протеста, скорби и восхищения духовной силой Анны наполняет собой всю партитуру.

Начало работы датируется 1 июня: либретто и музыка Фридом создавались параллельно. Причем в ходе работы над первым изменять или добавлять что-либо композитору представлялось немыслимым: Анна, как отмечают и многие исследователи, обладала незаурядным литературным дарованием. Потому либретто рождалось в ходе сокращений и «монтажа» дневниковых записей, обретая более яркую идейную направленность и стройную драматургию. В результате напряженной и самозабвенной работы к концу июля был готов клавир, еще через два месяца – партитура.

Премьера состоялась в мае 1972 года в Большом зале Дома композиторов в сопровождении рояля. Оркестровый же вариант впервые прозвучал в 1977 году в Кисловодске. И вот уже почти полвека "Дневник Анны Франк" Фрида с успехом ставится на театральных сценах Европы (Австрия, Германия, Нидерланды, Чехия, Швеция), Израиля и США. В городах России произведение многократно исполнялось в концертных версиях, а "полнокровные" спектакли поставлены в 1985 (в Воронежском театре оперы и балета) и в 2011 годах (в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского).

"При прослушивании оперы, помимо чисто эмоциональной реакции, сопереживания, меня всё время не покидало ощущение чьего-то присутствия – того, кто знает, что будет дальше… Так вторым главным действующим лицом спектакля станет Анна, вернувшаяся в прошлое, чтобы переиграть ход событий. Важно подчеркнуть, что действие спектакля разворачивается вне реального времени и пространства: персонажи не осознают, где они находятся на самом деле, — говорит режиссер-постановщик спектакля Анастасия Мишакина. — О чём этот спектакль? О вере в хорошее, доброе. Ведь эта солнечная девочка свято верила в то, что у человека, несмотря на все лишения и горести, всегда остаётся главное – вечное и прекрасное: природа, солнце, свобода… И конечно, о вечно повторяющейся трагедии человечества. "Двойник" Анны пытается изменить судьбу, но каждый раз финал известен. Такова и всемирная история. Все понимают, что война – это горе, страдания, но история повторяется снова и сновa".
 
Сергей Прокофьев "Маддалена"
 
Музыкальный руководитель и дирижёр – Алексей Шакуро

Режиссёр-постановщик – лауреат международных конкурсов Павел Сорокин

Художник-постановщик и художник по костюмам – Екатерина Ляхова

Длительность спектакля – 50 минут

Возрастной ценз – 12 +

 
Григорий Фрид "Дневник Анны Франк"
 
Музыкальный руководитель и дирижёр – заслуженный артист России Андрей Аниханов

Режиссёр-постановщик – Анастасия Мишакина

Художник-постановщик и художник по костюмам – Екатерина Ляхова

Длительность спектакля – 60 минут
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Читать – модно! Обзор новинок художественной прозы для молодёжи
Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси
Герои книг в иллюстрациях Дениса Гордеева

В Москве

Открытие IV Международного конкурса оперных режиссёров "Нано-опера"
Бэкон, Пушкинский Давид — Итальянский двор с "Барокко-бит"
"Театральное ПТУ v.6.0" стартует в июне
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть