Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Русская тоска обрывается пляской"

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Близится к завершению VII фестиваль музыкальных театров "Видеть музыку", проводящийся Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке отечественного Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив. На финишной прямой в столице выступил Волгоградский музыкальный театр, показавший мюзикл Максима Дунаевского "Мата Хари. Любовь и шпионаж" на сцене "Геликон-оперы".

Два месяца уже длится в Москве праздник музыки и театра: "Видеть музыку" и на тот раз проходит с размахом, демонстрируя столичной публике невероятное богатство и разнообразие музыкального театра России и отчасти бывших советских республик. Можно сказать, что Георгию Исаакяну, основателю и изобретателю идеи фестиваля, удалось показать всю палитру музыкально-театральной России и окрест. Опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера, а также совсем редкие жанры – вот такое разнообразие в афише. Детские и юношеские спектакли, работы студенческих, студийных коллективов также представительно присутствуют – участниками фестиваля стали самые разнообразные коллективы со всего пост-СССР.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Неоспоримым "лидером фестивального проката" является мюзикл – современный и демократичный жанр музыкального театра, активно развивающийся. Более того, можно сказать, что мюзиклов всегда больше, чем всего остального в фестивальной афише. Ведь театров музыкальной комедии в нашей стране много, гораздо больше, чем оперно-балетных, и у них ещё меньше шансов приехать в столицу, например, по линии "Золотой маски", хотя бы потому, что конкуренция у них выше: например, в "Маске" для оперы и балета есть свои номинации, то есть каждый оперно-балетный стационар может приехать теоретически на фестиваль в двух ипостасях, и даже в трёх – ведь ещё есть номинации по современному танцу. А театры музкомедии – у них одна группа номинаций, причем оперетта и мюзикл вместе, а количественно их по стране намного больше. В том числе и поэтому они охотно принимают участие в "Видеть музыку", стремятся приехать на фестиваль – это хороший шанс показаться в Москве.

Волгоградский музыкальный театр приезжает на "Видеть музыку" уже не впервые. Нынешний его визит совпал со знаменательной датой в истории коллектива – 90-летним юбилеем труппы. И по этому случаю ВМТ решил показать в Москве мюзикл, да не какой-нибудь, а "кинотеатральный в стиле ретро 1928 года" самого Максима Дунаевского. Последнего с полным правом можно назвать композитором-резидентом фестиваля – традиционно в программе "Видеть музыку" много его опусов, в этот раз помимо волгоградской продукции в столице был уже показан мюзикл "Три мушкетера" в постановке Ивановского музыкального театра.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Загадочная личность голландской танцовщицы Маргариты Гертруды Зелле, выступавшей под экзотическим малайским именем Мата Хари (в переводе – "глаз дня" или "солнце") в начале прошлого века на различных европейских сценах (больше всего в Париже), обвиненной в шпионаже в пользу Германии в период Первой мировой войны и расстрелянной в парижском пригороде Венсене, привлекала внимание самых различных видов искусств. О ее неоднозначной судьбе снято множество кинолент, поставлено немало спектаклей в самых разных жанрах. Как писал британский контрразведчик Орест Пинто "…Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней". Оценка, возможно, слишком жесткая и точно – гипотетическая: история распорядилась иначе – о ней знает весь мир и помнит до сих пор. В родном голландском Леувардене ей даже поставлен памятник, а масскульт постоянно обращается к ее образу, маня публику недосказанностью и фантазиями на тему. И то правда: ведь материалы ее дела до сих пор остаются не рассекреченными и обывателю остается только гадать о том – была или нет Мата Хари шпионкой, на кого работала, зачем и почему?

Вот и пьеса Елены Грёминой "Глаза дня", по мотивам которой Николай Денисов написал либретто для мюзикла, предлагает фантазийную мистификацию на тему громкого шпионского скандала. Действие растянуто на 23 года, происходит попеременно то в Сингапуре, то в Париже: в его центре – забытая звезда немого кинематографа Клод Франс (Виктория Миллер), которой таинственный незнакомец, представляющийся кинопродюсером, спустя десять лет после расстрела шпионки предлагает попытать счастье в новом уже звуковом фильме о ней. Сама кинодива – личность неоднозначная и весьма темная: мало того, что кокаинистка, так еще и не вполне ясно кто на самом деле – не то сама чудом спасшаяся Мата Хари, не то подставившая ее в Париже агент Ханна Виттиг. Как в наркотическом дурмане проносятся кадры из жизни всех трех дам (а может быть все же одной?): определенности тут нет совсем и ни в чем – не только главная героиня постоянно ускользает от реальности в своей самоидентификации, но также и два других персонажа, весьма важных в мюзикле, оказываются амбивалентны и очень мутны – Тапер (Александр Куприн) и Слуга (Андрей Жданов). Первый репетирует с кинодивой роли мужа Маты Хари капитана Маклеода, капитана французской разведки Леду, русского военнопленного Вадима Орлова, наркодилера по кличке Косой и даже роль той самой коварной Виттиг. Второй оказывается ее супругом графом Раулем де Шайни, да и то до конца не понятно, так ли это на самом деле. Словом, как сама затуманенная эпоха декаданса, пьеса и либретто по ней предстают сплошным мороком и ребусом.
И вот тут кроется главная загвоздка, а, может быть, и основное слабое место всего спектакля. И дело вовсе не в весьма вольной интерпретации исторических событий, какими бы нечеткими они нам не казались сегодня – произведение искусства имеет право на любую степень фантазийности. Да и из такой лихо закрученной интриги можно вылепить настоящую детективно-мистическую феерию. Заявленный как мюзикл, спектакль по факту оказывается музыкальным в весьма малой, очень дозированной степени. Да, живой оркестр в яме (дирижер Денис Шитов), а артисты периодически поют и танцуют (хореограф Елена Щербакова). Однако основа драматургии у пьесы – не музыкальная: это полноценный драматический спектакль лишь с некоторой долей музыкального оформления, не несущего смысловую нагрузку, привычную во всех жанрах музыкального театра. А драматический спектакль имеет свои законы, и играть его нужно совсем иначе – с другим посылом, мастерством, глубиной перевоплощения. С этим волгоградские артисты справляются далеко не всегда, поэтому действо оказывается весьма затянутым (учитывая его протяженность почти в три часа, это становится серьезной проблемой) и местами откровенно скучным, с никак не обыгранными псевдомногозначительными "мхатовскими" паузами, провисанием темпоритма и весьма умеренным тонусом в целом.


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Визуальный образ спектакля (режиссер Александр Кутявин, сценограф – Алексей Михальчёв, костюмы – Ирина Елистратова) ярок, прост и функционален. В центре – двухъярусная конструкция с перилами в стиле модерн, вращающаяся на круге, – она и сцена, и гостиничный номер, и парижское или сингапурское варьете (в последнем случае с колосников спускаются элементы экзотического декора в ориентальном стиле). Костюмы отсылают к временам столетней давности – откровенные платья, подчеркнутые силуэты, по-опереточному много блесток и перьев. Подобно знаменитой экранизации 1931 года с Гретой Гарбо, кадры из которой периодически вспыхивают на заднике, особенно ближе к финалу спектакля, в волгоградскую историю Маты Хари основательно вплетен русский элемент (чего в реальной биографии танцовщицы-шпионки не наблюдалось), по причине чего приятные отечественному зрителю моменты типа ностальгии по снегу и березкам, апеллирование к чести русского офицерства и бравада про обязательную водку добавляют действу привлекательности и бонусов зрительской эмпатии. Романс про русскую тоску, разрешающуюся в буйном танце, звучащий несколько раз, словно уносит запутанную историю из кутерьмы парижского полусвета куда-то ближе к московскому "Яру"…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть