Эксперты назвали главных претендентов на Оскар-2019
18 января 2019
Рязанский период жизни и деятельности Анатолия Эфроса
18 января 2019
Творческие планы МХАТа им. А. М. Горького: традиции и развитие
17 января 2019
Один день в Макондо. Спектакль на весь день
16 января 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

11 октября 2016 19:16

"Синяя птица" Метерлинка на сцене театра Сац

В рамках фестиваля музыкальных театров России Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Сац показал балет “Синяя птица” по пьесе Мориса Метерлинка.

Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica
Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica

Абсолютно предсказуемо, что художественный руководитель Детского музыкального театра им. Сац Георгий Исаакян принёс на этот фестиваль “брендовый”, как он сам выразился, спектакль театра, премьера которого состоялась в мае этого года, спектакль, который объединяет три поколения семьи Сац, начиная с Ильи Александровича Саца, композитора, написавшего музыку к легендарной постановке пьесы Мориса Метерлинка “Синяя птица” в МХТ в 1908 году, которую создал К. Станиславский.

Поставленный в 1983 году, балет “Синяя птица” был связан с именем самой создательницы детского музыкального театра Наталии Ильиничны Сац. Нынешний, очень современный спектакль продолжает эту более чем столетнюю историю: либретто балета написала и ведёт его Роксана Николаевна Сац, продолжающая традиции театра. Её неспешный рассказ во время спектакля, дополняющий то, что не всегда дано балету, интонация и тембр её голоса, делают спектакль домашним и уютным.
 
Люди, посвятившие себя театру, часто вспоминают свой первый раз, когда они попали в концертный зал, в театр или в оперу. Это очень важное впечатление детства, которое иногда даже определяет дальнейшую судьбу. В театре им. Сац всё сделано так, чтобы для ребёнка праздник начался сразу, как только он вошёл в театр, ещё до начала спектакля. Поэтому, если говорить о спектакле “Синяя птица”, то начинать надо не с увертюры, блестящей, шикарной, с наслаждением и пониманием момента написанной Ефремом Подгайцем в стилистике мюзикла или голливудской киномузыки, а с фойе.
 
С фойе, в котором дети с восторгом гладят бронзового мишку и фотографируются с ним в обнимку; с фойе, в котором с помощью фокусника во фраке верёвочка в руках совершает волшебные превращения, где можно красиво раскрасить лицо или примерить парик, где можно съесть мороженое или пирожок с соком, где происходит много-много самых разнообразных и очень интересных вещей. В фойе, где два рояля и пианино отданы на растерзание детям, которые с наслаждением пробуют клавиши. Поэтому, когда звучит звонок и детей приглашают в зал, они уже готовы к спектаклю, праздник для них уже начался.

Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica 

С первых же мгновений спектакля становится понятно – сейчас начнётся таинственная интригующая история. За блестящими лентами полупрозрачного, подсвеченного синими прожекторами, занавеса сияет огромный, почти во всю высоту сцены, полумесяц, стоят какие-то странноватые конструкции, напоминающие картины де Кирико (художник-постановщик Эмиль Капелюш), занавес поднимается и начинается знакомство с действующими лицами.
 
Один за другим на сцене появляются персонажи. В пьесе Метерлинка их очень много, поэтому я с некоторой опаской пытался понять, как это будет решено в балетном спектакле. Получилось совершенно замечательно: появление каждого действующего лица было дивертисментом, своего рода бенефисом каждого. Во-первых, очень яркие и однозначно персонифицируемо читаемые костюмы (Стефания Граурогскайте), во-вторых, у каждого своя хореографическая пластика (Кирилл Симонов) и получаешь почти физическое наслаждение от того, как образно в движении нарисованы характеры и свойства Воды, Огня, Кошки, Собаки и всех самых разнообразных действующих лиц и Сущностей – пьеса-то символистская.

Характеристики персонажей выражены и в партитуре: появление Воды изображают журчащие звуки арфы с челестой и колокольчиками, порывистые движения Огня – труба, Кошка – саксофон и кларнет, английский рожок – Хлеб, а Пёс изображён даже не инструментальным тембром, а танцем в джазовом формате. При этом в спектакле есть и вокальная составляющая: хор и солисты. Хор a capella сопровождает появление Души света, да и, вообще, пение в балете вносит дополнительную “событийность” – ведь в зале дети, им ни секунды нельзя скучать.
 
И, конечно, когда Собака (Михаил Галиев) во время танца ещё и лает, это, безусловно, вызывает оживление в зале. А когда танцовщик, изображающий мальчика Тильтиля (Максим Павлов), запел хорошо поставленным баритоном, я просто вздрогнул. Чуть позже я понял, что применили тот же приём, что в кино при озвучании оперы, когда в кадре один человек, а на фонограмме – другой.
 
Всех артистов балета, а они великолепны, мне всё равно перечислить не удастся, но очень хотелось бы отметить совершеннейшее очарование Митиль, которую танцевала Алевтина Касаткина. 

Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica 

Необходимо сказать о виртуозной работе Ефрема Подгайца, создавшего музыкальный ряд. Мало того, что каждый персонаж имеет свою тембровую или жанровую характеристику, в музыку, современную по своему языку, абсолютно органично включены темы, написанные Ильей Сацем для постановки 1908 года, которые полностью уже слились со спектаклем за эти более чем сто лет, и которые настолько на слуху, что было заметно, как дети в зале узнавали их и подпевали.
 
Эта музыка очень непроста для оркестровых исполнителей, я прекрасно понимаю внутренний парадокс, когда ты играешь спектакль для детей, и сложность материала противоречит всему жизненному и профессиональному опыту, который утверждает, что музыка для детей – это почти отдых. Здесь сольные, технически виртуозные партии для всех инструментов. Ведь в музыкальном спектакле оркестр – один из главных компонентов.
Полагаю, для оркестра – это был нелёгкий опыт, и я искренне поздравляю дирижёра и музыкального руководителя спектакля Константина Хватынца, а также музыкантов с замечательным исполнением.
 
Собственно говоря, очень интересно было, как авторам удастся обойти те проблемы, которые изначально заложены в драматургическом материале, потому что при всём своём поучительном символизме пьеса Мориса Метерлинка несколько размазана по форме, что вполне допустимо в театре для взрослых или при чтении, но совершенно невозможно для детского материала.
 
Во-первых, совершенно замечательна идея заменить алмаз из пьесы Метерлинка, который обладает очень существенной функцией вкл./выкл. в волшебных мирах на дудочку, которую в оркестре изображают флейты.

Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica 

Во-вторых, из пьесы извлекли те ситуативные элементы, которые потенциально предполагали танец, и, таким образом, получились замечательные дуэты Влюблённых, Огня и Воды, очень моложавых Дедушки и Бабушки в Стране Воспоминаний, блистательное трио Митили и Насморка (в двух лицах). Создатели спектакля придумали совершенно блистательный танец Дрозда (Олег Фомин). Вся эта сцена стала одним большим восторгом зала. В массовых танцах очень красиво выстроена двухплановая композиция танца звёзд, за которой наблюдают наши путешественники, сидя на авансцене, словно “кадр в кадре” с двух видеокамер в сцене Царицы Ночи, и Танец войны с его очень актуальным антивоенным пафосом.

В-третьих, создатели выстроили спектакль таким образом, что Тильтиль и Митиль со своей экспедицией путешествуют сквозь сменяющиеся картины, каждая из которых выстроена по одному и тому же структурному принципу: таинственное действие за прозрачным занавесом, поднятие занавеса, дивертисмент, очередная неудача в поисках Синей птицы, дудочка, означающая выход из ситуации, следующая сцена. Это позволяет создать достаточно протяжённую конструкцию и по времени, и по количеству элементов.

Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica 

К тому же очень психологически красиво выстроена форма спектакля в целом: в конце главные персонажи, прощаясь, повторяют свои выходные номера из экспозиции спектакля, оставляя в памяти детей и свои образы и связанную с ними музыку.
 
По сравнению с пьесой Метерлинка несколько поменяли направление главного пафоса спектакля: если у Метерлинка всё это путешествие, полное опасностей затевалось ради спасения больной соседской девочки, то здесь вектор более широкий – “Счастье для всех, и пусть никто не уйдёт обиженным!”
 
Весь спектакль театра – это непрекращающийся каскад идей и находок, но когда в финале балета вдруг прямо в зале среди детей, наконец, появляется Синяя птица и сверкая блёстками, проносится через зал, то его просто накрывает волна детского восторга! Я вам по секрету скажу, что и взрослого. Просто это не так заметно.
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ СТАТЬИ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Творческие планы МХАТа им. А. М. Горького: традиции и развитие
Один день в Макондо. Спектакль на весь день
Симфонические драмы: концерты оркестра из Татарстана в Москве
"Война Анны" на "Белых слонах" отправится к "Золотому орлу"
Любите друг друга как в "Квадратуре круга": о новом спектакле Московского ТЮЗа
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть