Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

11 октября 2016 19:16

"Синяя птица" Метерлинка на сцене театра Сац

В рамках фестиваля музыкальных театров России Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Сац показал балет “Синяя птица” по пьесе Мориса Метерлинка.

Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica
Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica

Абсолютно предсказуемо, что художественный руководитель Детского музыкального театра им. Сац Георгий Исаакян принёс на этот фестиваль “брендовый”, как он сам выразился, спектакль театра, премьера которого состоялась в мае этого года, спектакль, который объединяет три поколения семьи Сац, начиная с Ильи Александровича Саца, композитора, написавшего музыку к легендарной постановке пьесы Мориса Метерлинка “Синяя птица” в МХТ в 1908 году, которую создал К. Станиславский.

Поставленный в 1983 году, балет “Синяя птица” был связан с именем самой создательницы детского музыкального театра Наталии Ильиничны Сац. Нынешний, очень современный спектакль продолжает эту более чем столетнюю историю: либретто балета написала и ведёт его Роксана Николаевна Сац, продолжающая традиции театра. Её неспешный рассказ во время спектакля, дополняющий то, что не всегда дано балету, интонация и тембр её голоса, делают спектакль домашним и уютным.
 
Люди, посвятившие себя театру, часто вспоминают свой первый раз, когда они попали в концертный зал, в театр или в оперу. Это очень важное впечатление детства, которое иногда даже определяет дальнейшую судьбу. В театре им. Сац всё сделано так, чтобы для ребёнка праздник начался сразу, как только он вошёл в театр, ещё до начала спектакля. Поэтому, если говорить о спектакле “Синяя птица”, то начинать надо не с увертюры, блестящей, шикарной, с наслаждением и пониманием момента написанной Ефремом Подгайцем в стилистике мюзикла или голливудской киномузыки, а с фойе.
 
С фойе, в котором дети с восторгом гладят бронзового мишку и фотографируются с ним в обнимку; с фойе, в котором с помощью фокусника во фраке верёвочка в руках совершает волшебные превращения, где можно красиво раскрасить лицо или примерить парик, где можно съесть мороженое или пирожок с соком, где происходит много-много самых разнообразных и очень интересных вещей. В фойе, где два рояля и пианино отданы на растерзание детям, которые с наслаждением пробуют клавиши. Поэтому, когда звучит звонок и детей приглашают в зал, они уже готовы к спектаклю, праздник для них уже начался.

Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica 

С первых же мгновений спектакля становится понятно – сейчас начнётся таинственная интригующая история. За блестящими лентами полупрозрачного, подсвеченного синими прожекторами, занавеса сияет огромный, почти во всю высоту сцены, полумесяц, стоят какие-то странноватые конструкции, напоминающие картины де Кирико (художник-постановщик Эмиль Капелюш), занавес поднимается и начинается знакомство с действующими лицами.
 
Один за другим на сцене появляются персонажи. В пьесе Метерлинка их очень много, поэтому я с некоторой опаской пытался понять, как это будет решено в балетном спектакле. Получилось совершенно замечательно: появление каждого действующего лица было дивертисментом, своего рода бенефисом каждого. Во-первых, очень яркие и однозначно персонифицируемо читаемые костюмы (Стефания Граурогскайте), во-вторых, у каждого своя хореографическая пластика (Кирилл Симонов) и получаешь почти физическое наслаждение от того, как образно в движении нарисованы характеры и свойства Воды, Огня, Кошки, Собаки и всех самых разнообразных действующих лиц и Сущностей – пьеса-то символистская.

Характеристики персонажей выражены и в партитуре: появление Воды изображают журчащие звуки арфы с челестой и колокольчиками, порывистые движения Огня – труба, Кошка – саксофон и кларнет, английский рожок – Хлеб, а Пёс изображён даже не инструментальным тембром, а танцем в джазовом формате. При этом в спектакле есть и вокальная составляющая: хор и солисты. Хор a capella сопровождает появление Души света, да и, вообще, пение в балете вносит дополнительную “событийность” – ведь в зале дети, им ни секунды нельзя скучать.
 
И, конечно, когда Собака (Михаил Галиев) во время танца ещё и лает, это, безусловно, вызывает оживление в зале. А когда танцовщик, изображающий мальчика Тильтиля (Максим Павлов), запел хорошо поставленным баритоном, я просто вздрогнул. Чуть позже я понял, что применили тот же приём, что в кино при озвучании оперы, когда в кадре один человек, а на фонограмме – другой.
 
Всех артистов балета, а они великолепны, мне всё равно перечислить не удастся, но очень хотелось бы отметить совершеннейшее очарование Митиль, которую танцевала Алевтина Касаткина. 

Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica 

Необходимо сказать о виртуозной работе Ефрема Подгайца, создавшего музыкальный ряд. Мало того, что каждый персонаж имеет свою тембровую или жанровую характеристику, в музыку, современную по своему языку, абсолютно органично включены темы, написанные Ильей Сацем для постановки 1908 года, которые полностью уже слились со спектаклем за эти более чем сто лет, и которые настолько на слуху, что было заметно, как дети в зале узнавали их и подпевали.
 
Эта музыка очень непроста для оркестровых исполнителей, я прекрасно понимаю внутренний парадокс, когда ты играешь спектакль для детей, и сложность материала противоречит всему жизненному и профессиональному опыту, который утверждает, что музыка для детей – это почти отдых. Здесь сольные, технически виртуозные партии для всех инструментов. Ведь в музыкальном спектакле оркестр – один из главных компонентов.
Полагаю, для оркестра – это был нелёгкий опыт, и я искренне поздравляю дирижёра и музыкального руководителя спектакля Константина Хватынца, а также музыкантов с замечательным исполнением.
 
Собственно говоря, очень интересно было, как авторам удастся обойти те проблемы, которые изначально заложены в драматургическом материале, потому что при всём своём поучительном символизме пьеса Мориса Метерлинка несколько размазана по форме, что вполне допустимо в театре для взрослых или при чтении, но совершенно невозможно для детского материала.
 
Во-первых, совершенно замечательна идея заменить алмаз из пьесы Метерлинка, который обладает очень существенной функцией вкл./выкл. в волшебных мирах на дудочку, которую в оркестре изображают флейты.

Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica 

Во-вторых, из пьесы извлекли те ситуативные элементы, которые потенциально предполагали танец, и, таким образом, получились замечательные дуэты Влюблённых, Огня и Воды, очень моложавых Дедушки и Бабушки в Стране Воспоминаний, блистательное трио Митили и Насморка (в двух лицах). Создатели спектакля придумали совершенно блистательный танец Дрозда (Олег Фомин). Вся эта сцена стала одним большим восторгом зала. В массовых танцах очень красиво выстроена двухплановая композиция танца звёзд, за которой наблюдают наши путешественники, сидя на авансцене, словно “кадр в кадре” с двух видеокамер в сцене Царицы Ночи, и Танец войны с его очень актуальным антивоенным пафосом.

В-третьих, создатели выстроили спектакль таким образом, что Тильтиль и Митиль со своей экспедицией путешествуют сквозь сменяющиеся картины, каждая из которых выстроена по одному и тому же структурному принципу: таинственное действие за прозрачным занавесом, поднятие занавеса, дивертисмент, очередная неудача в поисках Синей птицы, дудочка, означающая выход из ситуации, следующая сцена. Это позволяет создать достаточно протяжённую конструкцию и по времени, и по количеству элементов.

Фото: http://teatr-sats.ru/sinyaya-ptica 

К тому же очень психологически красиво выстроена форма спектакля в целом: в конце главные персонажи, прощаясь, повторяют свои выходные номера из экспозиции спектакля, оставляя в памяти детей и свои образы и связанную с ними музыку.
 
По сравнению с пьесой Метерлинка несколько поменяли направление главного пафоса спектакля: если у Метерлинка всё это путешествие, полное опасностей затевалось ради спасения больной соседской девочки, то здесь вектор более широкий – “Счастье для всех, и пусть никто не уйдёт обиженным!”
 
Весь спектакль театра – это непрекращающийся каскад идей и находок, но когда в финале балета вдруг прямо в зале среди детей, наконец, появляется Синяя птица и сверкая блёстками, проносится через зал, то его просто накрывает волна детского восторга! Я вам по секрету скажу, что и взрослого. Просто это не так заметно.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть