Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
"Пиковая дама"
Одноактная "Пиковая дама" Иркутского музыкального театра им. Загурского заявлена как пластический фарс. У современного человека пушкинский сюжет ассоциируется с началом XIX века. Однако иркутская труппа предлагает взглянуть на хрестоматийное произведение с позиций нашего времени. "Это балетный спектакль, но не в классическом понимании", - объясняет главный режиссер Иркутского театра Анна Фекета. По словам автора либретто и хореографа-постановщика Ирины Ткаченко, "это жесткий пластический пересказ сюжета". В одном из интервью она даже назвала свое произведение триллером. Но почему все-таки фарс? – ведь, ни одно из определений этого жанра не соответствовало тому, что происходило на сцене.
Спектакль начинается прологом, сном (как сказано в либретто), в котором Пушкин превращается в своего героя. В этот момент появляются три роковые карты, символизирующие три предсказания о судьбе поэта. То есть Герман – отражение Пушкина? Но тогда как воспринимать основное действие - как продолжение этого сна? И Германа, в таком случае, нужно рассматривать не как самостоятельного персонажа, а как психологический портрет его автора. Или же пролог не связан с остальными сценами? Наверное, возможны оба варианта.
Фото: пресс-служба фестиваля
Рядом с главными героями появляется еще один – граф Сен-Жермен (Юрий Щерботкин). В спектакле Иркутского театра его роль очень важна: это "злой гений" и провокатор, олицетворение зла. Являясь, скорее, отрицательным персонажем, граф, как ни странно, одет в ослепительно белый костюм. Графиня - в алом платье, а Герман и Лиза оказались в скромной одежде серого цвета. Исходя из социального статуса и внутреннего мира этих героев, такое решение объяснить несложно. Отдельного внимания заслуживает фигура Пиковой дамы. Это огромная неподвижная кукла выше человеческого роста. В движении находились только ее руки. Она словно наблюдала за теми, кто на сцене. Кукла тоже стала героиней спектакля, более того, его символом. Танец персонажей вокруг этой фигуры напоминал поклонение божеству, олицетворявшему алчность и страсть. Каждый, кто находился рядом с ней, оказывался в ее власти.
Декорации минималистичны: белая дорога по центру и белая дверь, из которой появляются персонажи. Во время сольных номеров Лизы и Германа подвижные зеркала в разных проекциях отражали их танец - возможно, это напоминание о выборе, перед которым постоянно стояли главные герои.
Фото: пресс-служба фестиваля
Музыкальное оформление постановки состояло из фрагментов произведений Олафура Арнальдса, Армана Амара и авторской музыки Юлии Колченской. Современная музыка невероятно точно передавала мистическое и тревожное настроение, а зритель находился в напряжении с начала и до самого конца спектакля. Казалось, все происходящее на сцене непосредственно отражает современность: жаждой наживы сейчас охвачены многие, а перед выбором ежедневно оказывается каждый из нас.
Любители классического балета вряд ли придут на этот спектакль еще раз. Но те, кому интересно современное искусство, наверняка откроют для себя что-то новое.
"Аэлита"
Футуристический балет "Аэлита", представленный Московским детским музыкальным театром им. Н. И. Сац, погружает зрителя совсем в другой мир - в космическую атмосферу Вселенной. Сюжет романа А. Толстого удачно сочетается в спектакле с музыкой Р. Глиэра (фрагменты балета "Красный мак" и Концерта для арфы с оркестром). Ведущая линия в либретто Ольги Погодиной-Кузьминой – лирическая, но с эпизодами любви и смерти чередуются сцены с Гусевым, что создает трагикомическую двойственность.
Естественно, что в спектакле на "космический" сюжет большое значение имеют спецэффекты. На сцене – межпланетный корабль, который собирается лететь на Марс; по-разному освещенные белые экраны создают атмосферу то Земли, то Марса, то революции. Художник Татьяна Ногинова одела персонажей ярко и изобретательно: советских граждан - в костюмы той эпохи, марсиан – в комбинезоны насыщенных цветов с блестящими вставками и замысловатые головные уборы.
Фото: пресс-служба фестиваляИсполнители порадовали не только уверенной танцевальной техникой, но и хорошей актерской игрой. Елена Князькова создала запоминающийся образ Аэлиты-Кати – изящной, утонченной, лиричной. Дмитрий Круглов был убедителен в комической роли Гусева. Высокий уровень мастерства продемонстрировал и Артур Геворгян, исполнивший партию Гора, персонажа второго плана.
Финал спектакля – открытый; вывод каждый зритель должен сделать сам. Но бесспорно, что "Аэлита" - это музыкально-хореографическая классика и "вечная" тема человеческих взаимоотношений.
Подробнее о спектакле - в рецензии Ревизор.ru и специальном репортаже Ревизор-ТВ