Об этом сегодня, 21 ноября 2018 года, РИА Новости публикует репортаж.
Паша 183 скоропостижно скончался в 2013 году в возрасте 29 лет.
По данным издания, питерская выставка занимает целых три этажа в здании бывшей котельной, но вместила отнюдь не все работы автора. Павел Пухов был очень плодовитым граффитистом. К примеру, в 2006 году он разрисовал 60 стен.
Как прозвучало на открытии, Пашу 183 обижало то, что родиной граффити все считают Нью-Йорк. Он полагал, что манифест футуристов, выраженный в словах Маяковского: "Давайте раскрасим город в разные цвета, давайте выльем краски на серые одежды…" – дает основания думать, что и в России присутствовало искусство граффити. Сюжеты и идеи собственных работ он брал, как сам утверждал, из русской культуры. Поэтому поклонников творчества Паши 183 задевает, когда его зовут "Русским Бэнкси". Они не понимают, почему бы того не называть английским Пашей. При этом Пухов не считал себя художником и утверждал, будто бы рисовать не умеет.
Кстати, выставка Бэнкси проходит в северной столице параллельно с ретроспективой Паши 183. Англичанин посвятил русскому коллеге посмертные граффити.
В Москве, где жил Паша 183, он расписал много стен вокруг станции метро "Преображенская", в районе своего проживания. Сейчас в Москве осталась одна стена с его картиной "Спички кончаются" — остальные закрасили или снесли.
Куратором выставки выступила подруга Паши 183 Полина Борисова. Экспозиция включает личные записи и съемки художника, его холсты, трафареты, предметы из обстановки его мастерской, привезенные матерью Татьяной Пуховой. Мать также предоставила организаторам выставки доступ в компьютер сына.
Большинство работ на выставке являются реконструкцией подлинников Паши 183. Те, в силу "недолговечности" стрит-арта, уже безвозвратно утрачены. Среди работ есть и высказывания художника. На их основе можно вывести образ Паши 183: аскет, социалист по убеждениям, поклонник Егора Летова (он был недолгое время знаком с певцом), ненавистник денег, сторонник теории уникальности отечественной стрит-арт-культуры, отрицающий ориентирование на Запад.
Паша 183 был популярен за рубежом при жизни: о нем писала иностранная пресса, он выставлялся в Европе и даже становился "объектом охоты" западных галеристов.