Торжество джаза, танца и свободы в новом шоу Театра "У Никитских ворот"
19 февраля 2019
Подвиги Дон Кихота и разговоры с Богом: выступление Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского
19 февраля 2019
Отец и сын — в Московском театре Олега Табакова снова идёт "Матросская тишина"
18 февраля 2019
Дайана Шур и "Территория" на XII Сочинском фестивале
18 февраля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

“И былью, и сказкой, и кистью, и краской”

Обогатив живопись конца девятнадцатого века сказочно-легендарной тематикой, художник Виктор Васнецов прославил свой народ, его силу, освещая красками добро и красоту, живописную картину его поэтического творчества. В мае исполнилось 170 лет со дня рождения художника.

В. Васнецов. Автопортрет. Фото: ru.wikipedia.org
В. Васнецов. Автопортрет. Фото: ru.wikipedia.org

“Удивительно, каких талантливых людей рождают Еловые леса Вятки”, — писал о Васнецове знаменитый певец Фёдор Шаляпин. На свет появляются из самой древней скифской почвы творцы художественного искусства. Массивные духом и крепкие телом, богатыри.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вяткой губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова. Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло золотое детство будущего русского художника.  “Я жил в селе среди мужиков и баб, — вспоминал позднее Виктор Михайлович, — и любил их попросту по-родственному и слушал сказки, народные песни, заслушивался на дружеских посиделках днями и вечерами при горящей лучине”. Именно детские впечатления оставили значимый след в судьбе маленького Вити и свой путь талантливого русского художника.

В. Васнецов. "Кощей Бессмертный". Фото: funon.cc

С 1858 по 1862 год мальчик учится в духовном училище в Вятке. Отец настаивал в своём продолжении священнослужительства, но сына тянуло к искусству рисования. Мальчик продолжал получать образование в духовной семинарии, и параллельно брал уроки рисования и живописи у учителя рисования Н.Г. Чернышева, с увлечением рисовал, делал зарисовки с натуры, помогал художнику в росписи только что отстроенного вятского собора. В 1866 году Васнецов подготовил несколько рисунков к сборнику "Русские народные пословицы и поговорки" Н. Трапицына. Васнецов не стал священнослужителем, не исполнив наставление отца. Ушёл с предпоследнего философского курса и уехал в столицу  навстречу художественному искусству. Поступление не было успешным, пришлось перебиваться заработками в качестве иллюстратора разных изданий, сотрудничеством с журналами, дешёвыми народными изданиями. Его наставником в качестве преподавателя, который поощрял старания талантливого юноши, стал И.Н. Крамской. Позднее успех поступить в школу художников осуществился. Здесь Васнецов Виктор сближается с Ильёй Репиным.

В. Васнецов. "Нищие певцы". 1873. Фото: smallbay.ru

С 1874 года художник начинает выставляться  на передвижных выставках. В первых своих работах Васнецов имеет все права называться художником – жанристом. Ранние произведения художника проникнуты интересом к настоящей картине общества, переживаниями за судьбы обездоленных. Их отличает наблюдательность и живой интерес художника к представленным персонажам, словно близких сердцу людей: "Нищие певцы" 1873 год; "В чайной" 1874 год; "Книжная лавочка" 1876 год; "С квартиры на квартиру" 1876 год.

В. Васнецов. "Балаганы в окрестностях Парижа". Фрагмент. 1877 г.

23 ноября 1876 года Васнецов женится на Александре Владимировне Рязанцевой. Брак стал весьма успешным. В том же году Васнецов отправляется в Париж, где получает ценный опыт, написав картину "Балаганы в окрестностях Парижа. 1877 г". 

В 1878 году Васнецов возвращается на родину. “Когда я приехал в Москву, — писал художник, — то появилось ощущение, что вернулся к себе домой, всё ехать не хочется уже далеко, — Кремль, Василий Блаженный трогали до слёз до такой степени, всё казалось таким родным и знакомым с давних пор”.

"Поле побоища Игоря Святославовича с половцками". Фото: magisteria.ru

К тому времени Васнецов приступает к новому жанру искусства художника – русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Былины и сказки становятся началом и основой новой ступени творчества ещё молодого, но вполне состоявшегося художника. “Плох тот народ, который не помнит, и не ценит, и не любит своей истории”. В 1880 году художник завершает первую историческую картину “Поле побоища Игоря Святославовича с половцами”, которая была выставлена на передвижной выставке. Увы! Картина была встречена весьма недоброжелательно, публика и критика были настроены категорично. Только самые проницательные и близкие друзья могли разгадать, что хотел сказать Васнецов, работая над картиной исторического сражения. О Васнецове говорили с восхищением “Вы благороднейший Виктор Михайлович, поэт – художник. Таким далёким, таким воплощающий в образы и самобытным русским духом наполнен каждый человек с русской душой. Необыкновенно новая поэтичная вещь, таких ещё небывало в русской школе живописи”, — восхищались друзья.

В. Васнецов. Фото: persons-info.com

В 1897 году художник пишет картину "Иван Грозный".  Иван Грозный у Васнецова деспотичен, но и в то же время мученик, личность довольно сильная и своенравная. Ещё через год были завершены “Богатыри” - главное и ценное произведение, прославленная работа Виктора Васнецова. Картина “Богатыри” была полностью готова в 1882 году. Сказочно преображались в былинных героев Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

В. Васнецов. "Три богатыря". Фото: drive2.ru

В 1899 году “Богатырями” Васнецов открывает первую персональную выставку. Картина сразу стала интересна публике и имела оглушительный успех. Русские богатыри на Руси были символом могущества народа, образом опоры и крепости от врагов. В начале века имя Васнецова приобрело огромную известность. С 1898 по 1911 год художник работает над эскизами мозаики и росписей церквей городов Гуся-Хрустального, Петербурга, Варшавы. Дармштадта и других. Последние годы жизни он был занят написанием семи объёмных картин на темы русских сказок.

М. В. Нестеров. Портрет В. М. Васнецова. Фото: artchive.ru

Революцию 1917 года Васнецов воспринял весьма просто и естественно, ведь художник увидел в ней проявление воли народа. Народное искусство долгое время и до самых последних дней оставалось источником вдохновения его творчества. Он продолжал работать над мотивами народных сказок, поговорок и пословиц. Некоторые его произведения помнят ещё со школьной скамьи. После революции 1917 года герои его сказочного фольклора становятся живыми персонажами: "Царевна-лягушка", "Змей Горыныч", "Сказка о спящей царевне", "Кащей Бессмертный". Великий и тяжёлый труд был положен в основу художественного искусства художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Скончался Виктор Васнецов 23 июля 1926 года. Все любят русские народные сказки с детства, давайте любить и помнить этого великого русского художника!

 

 

 

 

Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ДРУГОМ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Торжество джаза, танца и свободы в новом шоу Театра "У Никитских ворот"
Подвиги Дон Кихота и разговоры с Богом: выступление Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского
Отец и сын — в Московском театре Олега Табакова снова идёт "Матросская тишина"
Кремль на кончиках пальцев — в Музеях Московского Кремля представили новую программу
Музей изобразительных искусств имени Пушкина начал музыкальный год
Новости другого
ВСЕ НОВОСТИ ДРУГОГО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть