Премьера ко Дню Победы: RT покажет фильм "Ветераны"
8 мая 2024
9 мая Ильдар Абдразаков споет от всей души на ВДНХ
8 мая 2024
Что таится в молчании. Спектакль "Говори со мной".
8 мая 2024
"Завтра была война" по одноименной повести Бориса Васильева на основной сцене театра имени Пушкина
8 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

3 ноября 2016 21:13

Творческие будни молодого иллюстратора

Порой кажется, что в сумасшедшем веке топ-менеджеров и бизнесменов, интернет-блогеров и SMM-специалистов совсем не остается места ламповому, душевному творчеству. Однако современные творцы не устают доказывать обратное. Редакция Ревизор.ru пообщалась с Надеждой Раевой, иллюстратором из Рязани.

Фото из архива Надежды Раевой
Фото из архива Надежды Раевой

О начале пути

 
Рисованием я увлеклась в старших классах, когда фанатела от мальчуковой группы Backstreet Boys. Я покупала журналы с рассказами о них и перерисовывала изображения цветными карандашами. До сих пор где-то в гараже пылится целый чемодан с теми “творениями”: дешевая бумага и карандаши, полное незнание анатомии, перспективы и пропорций сильно мешали добиться нормального результата. Но человек я по жизни упёртый, поэтому со временем рисунки начали получаться довольно сносными, благодаря чему меня позвали вместе с двумя другими девчонками из класса раскрашивать стены в школе (для участия в конкурсе по оформлению рекреаций): мы должны были рисовать русские народные мотивы. Занятие было мне по душе, девочки – в отличие от меня – ходили в художественную школу и поделились многими навыками. А ещё можно было прогуливать уроки по уважительной причине, чем мы и пользовались. Наш совместный труд просуществовал где-то три года, а потом в школе сделали ремонт. В то время я серьезно считала, что учиться рисовать мне поздно.

Потом наступил самый безбашенный и самый мрачный период – студенческие годы. Я поступила на факультет иностранных языков, где потом и работала три года - это обеспечило мне стабильный недосып, ещё большую неуверенность в себе и депрессию. Поэтому систематически учиться рисованию я долго не начинала, вместо этого рисовала огромное количество символических, но совершенно не техничных рисунков.

Фото из архива Надежды Раевой

Постепенно ко мне пришло осознание, что я могу много чего поменять в своей жизни, отказаться от общения со многими людьми, но без рисования – не могу. Последней каплей было высказывание одного знакомого, что мое творчество – любительское. Меня настолько это оскорбило, что я решила во что бы то ни стало стать профессионалом – я бросила работу и поступила в художественное училище. Проучилась там я всего год и поняла, что оставаться бессмысленно – я шла туда в надежде освоить технику, но заявленные в программе темы на занятиях не раскрывались, и объяснений нормальных не давалось, что вообще отбивало желание что-то делать. После училища я где-то год не брала в руки карандашей и красок. Но потом, видимо, что-то всё-таки улеглось в моей голове, я снова стала рисовать и, так как к тому моменту переехала в Москву, начала ходить на всевозможные мастер-классы и занятия, что и определило те техники, в которых я работаю сейчас.
 

О принтах, инди-играх и картинах в туалете

 
Теперь больше всего мне по душе черно-белая графика и орнаментализм, рисую в основном линерами и брашпенами, но также люблю совмещать их с тушью и акварелью. В последнее время всё больше и больше внимания уделяю постобработке в фотошопе и иллюстраторе, периодически (например, для компьютерных игр) рисую исключительно на планшете.

Игольная спина. Фото из архива Надежды Раевой

У меня есть несколько своих долговременных проектов, которыми я с удовольствием делюсь в соцсетях: это минималистичные пятиминутные зарисовки людей и животных, эзотерические орнаментальные изображения и мультяшные рисунки. Время от времени я печатаю с ними художественные открытки и разнообразные принты: на футболках, кружках, подушках. С принтами связан один забавный случай. Когда-то в детстве я услышала разговор двух взрослых, они обсуждали чью-то картину и один из них сказал, что такую мазню только если в туалете можно повесить. И вот пару лет назад моя любимая подруга делала ремонт в новой квартире и попросила как-то украсить дверцы в её туалете (плитка там чёрно-белая, всё очень контрастно, надо было как-то разбавить жёсткие линии). Я сделала ей широкоформатный принт и теперь периодически говорю, что мне уже ничего как художнику не страшно, ведь мою работу уже повесили в туалете.

Сейчас я участвую и в нескольких совместных проектах. Из самых интересных на данный момент могу назвать разработку компьютерных игр в Snowflakestory – это инди команда, где мы сейчас готовим три разных игры – одну очень орнаментальную шаманскую бродилку, где надо будет играть на бубне для прохождения заданий; смешную мультяшную стрелялку с забавными зверями и мини-игру для смартфонов про лисичку. Так как это инди игры, то разработчиков там минимум, и все спрайты нарисованы мной. Ещё я рисовала для Red Cluster – это команда, создающая игру про космос.

Сватальв и Ван, держащие Мидгард и ключ от Хель. Фото из архива Надежды Раевой

Также я жду выхода двух книг стихов Анны Ланской, которые полностью проиллюстрированы мной примерно в одном стиле. Из более ранних, но не менее интересных проектов могу назвать рисование комиксов для журнала про трайбл – это современный танец, в основу которого легли танец живота, фламенко и некоторые другие стили. Я сама занималась трайблом и мне настолько было приятно рисовать эти комиксы, что потом мой персонаж “трайбл-кисуня” перекочевал на футболки танцовщиц и даже стал игрушкой. Эти и другие проекты очень сильно меня развивают, для меня чудо – вместе создавать нечто новое. То особое ощущение, которое возникает, когда несколько совершенно разных людей буквально видят что-то одинаково и заново создают реальность, делая мир чуточку красивее, ни с чем не сравнимо.
 

О хлебе насущном, подводных камнях и планах

 
Тем не менее, денег инди-разработка особо не приносит (хотя это меня не останавливает, если проект действительно нравится). Заработать удается другими способами – в основном это работы на заказ. Один рисунок в зависимости от сложности сейчас стоит 500-2500 рублей. Сложность тут в том, что заработок это сильно нестабильный. Подчеркну, что он нестабильный только для меня, ведь я не слишком упорно ищу заказы, в основном, заказчики сами меня находят, увидев мои работы в интернете. Да, сейчас есть огромное количество сайтов для фрилансеров, где всегда можно найти заказ в период затишья: рисовать логотипы для фирм, разрабатывать дизайн. Мне это не сильно по душе, поэтому я совмещаю иллюстраторство с другой работой (у меня же есть образование преподавателя английского и переводчика). Дело тут даже не в деньгах, а в том, что рисование для меня – скорее арт-терапия, чем работа. И когда я не сильно завишу от материального фактора и не гонюсь за сотнями однотипных заказов, я могу по-настоящему самовыразиться и посвятить время изучению новых материалов и техник. А когда полностью перехожу к выполнению заказов нон-стоп и не могу осуществлять свои проекты, вообще не чувствую, что занимаюсь чем-то творческим.

Один из подводных камней работы художником – это то, что многие клиенты не понимают сложность и ценность такого труда: требуют по 10-20 вариантов одного и того же изображения и не считают, что должны их оплачивать. Или вообще обижаются, когда я отказываюсь бесплатно для них рисовать. Например, одной поэтессе надо было срочно сделать обложку для сборника детских стихов. Я сразу отправила ей полноформатный вариант, чётко по требованиям. Ни денег, ни даже авторской копии не получила, после чего всем теперь отправляю сначала сжатые изображения, которые выглядят достаточно хорошо, чтобы можно было всё разглядеть и убедиться, что всё подходит, но непригодные для печати. И только после оплаты высылаю вариант для типографии. Такие ситуации, конечно, очень неприятны, поэтому здорово, что таких уникумов всё-таки не так много.

Мы друг другу видимся странными, но это только иллюзия. Фото из архива Надежды Раевой

Сейчас в мои планы входит освоение компьютерной программной и стоп-моушен анимации. Для этого я уже освоила изготовление игрушек. Пока не знаю, во что это выльется: мультфильм или ещё одну компьютерную игру, но дело действительно захватывающее.  
 

О буднях иллюстратора и пользе зарядки

 
Многие мои коллеги совмещают иллюстраторский труд с обычной работой или хендмейдом, а некоторым удалось отбросить остальные виды деятельности и полностью уйти в рисование, но всё равно это довольно разнообразная работа: они не только рисуют на заказ, но и ведут арт-блоги, дают мастер-классы и проводят обучение, участвуют во всевозможных ярмарках и конвентах. Самое главное здесь, конечно, всегда быть на виду.

Будни мои всегда разнообразные, так как проекты совсем разные. Когда активно рисую спрайты для компьютерных игр, пользуюсь планшетом, поэтому времени на кисть с бумагой, конечно, не остается. Если я выполняю заказ по принтам, то в большинстве случаев сначала рисую на бумаге, а потом обрабатываю изображение на компьютере. Одним из самых странных открытий в моей работы оказался тот факт, что качество печати не столько зависит от качества рисунка, сколько от адекватности людей, работающих в типографии.

Милые медведики на уютном пледике. Фото из архива Надежды Раевой

Последние полгода я активно осваивала способы лепки и создания игрушек, поэтому рисовала только эскизы. Так что из ежедневной рутины могу только подчеркнуть необходимость спорта – заставляю себя делать упражнения для спины и для глаз. Если ленюсь или забываю, организм почти сразу начинает реагировать, а это сильно сказывается на работоспособности. Особо сильно я это почувствовала, когда занималась срочными письменными переводами дома и одновременно с этим готовила иллюстрации для книги - восстанавливаться пришлось пару месяцев.
 

Что нарисовано пером, или О творчестве в моей жизни

 
Несколько раз в жизни я пыталась доказать себе, что рисование – не для меня, что я ничего не добьюсь на этой стезе (или же меня пытались убедить в этом родные и знакомые), но каждый раз оказывалось, что я просто без этого не могу. В периоды, когда на творчество не оставалось времени, я чувствовала себя невыносимо несчастной, переставала есть и спать – и в очередную бессонную ночь вновь брала в руку карандаш – и краски жизни возвращались. Причём это не значит, что мне нравятся все мои работы. Около двух третей я уже выбросила и стёрла со всех носителей. И это процесс постоянный – я пересматриваю старые работы, замечаю недостатки, которых раньше не видела – и выкидываю. Но некоторые вещи до сих пор нравятся. А некоторые особо и не сотрёшь – по моим эскизам сделано несколько татуировок, причём самую первую (скорпион во всю спину и даже чуть пониже) я так и не видела, её гордый носитель требует, чтоб я самолично приехала и узрела его торс. А если учесть, что он постоянно гастролирует с фаер-шоу, то даже не знаю, когда увижу. Пожалуй, в таких хохмах, как и вообще в общении с творческими людьми и заключается одно из самых больших преимуществ работы иллюстратором.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ДРУГОЕ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера ко Дню Победы: RT покажет фильм "Ветераны"
9 мая Ильдар Абдразаков споет от всей души на ВДНХ
Что таится в молчании. Спектакль "Говори со мной".

В Москве

Молодые выпускники "Академии А. Белова и О. Кормухиной" дадут музыкальный квартирник "Встречаем лето"
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть