"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

24 сентября 2016 17:38

В Москве открылся фестиваль музыки балтийских стран "Зеркало в зеркале"

С 25 сентября по 10 октября 2016 года в Москве пройдёт Второй Международный музыкальный фестиваль "Зеркало в зеркале"

Фото: Елена Квита
Фото: Елена Квита

В Посольстве Эстонии состоялось событие, на первый взгляд, очень камерное и скромное – концерт-открытие Второго музыкального фестиваля "Зеркало в зеркале". Однако, оно положило начало масштабного и очень интересного цикла встреч, посвящённых музыкальной культуре стран Балтии.

На фестивале и в самом его названии, как в фокусе, пересекаются самые разные музыкальные и исторические пласты, потому что эстонская музыкальная культура в советском, а позже в российском сознании, занимает более значительное место, чем это могло бы показаться, на первый взгляд.

Истоки этого интереснейшего музыкального события находятся в 70-х годах прошлого века, когда появилось новое яркое поколение композиторов и исполнителей, ставших теперь мэтрами международного масштаба. Эстонский композитор Арво Пярт и ансамбль Hortus Musicus под управлением Андреса Мустонена (название коллектива в переводе с латыни означает "Музыкальный сад") – главное украшение мероприятия.

Фото: Елена Квита

Название фестиваля отсылает нас к одному из наиболее значимых произведений Арво Пярта "Spiegel im spiegel" (Зеркало в зеркале). Таких знаковых произведений в его творчестве довольно много – это двойной концерт "Tabula rasa" для двух скрипок и оркестра, "Богородице дево", "Fratres" и другие.

В небольшом концерте, который состоялся в Белом зале посольства, принял участие вокальный ансамль "Эйдос" под управлением Андрея Капланова. Музыканты исполнили грузинское песнопение XII века "Шен хан венахи", греческое песнопение "Христос Анэсти" ("Христос воскресе") и "Верую" Игоря Стравинского – произведения, которые по музыкальному языку и своему духу удивительно перекликаются с произведениями Пярта, Вяхи и Галины Григорьевой, которая, безусловно, станет открытием фестиваля. Затем прозвучало "Сольфеджио" Арво Пярта, сочинение, также посвящённое взаимоотношениям с трансцендентным миром.
 
Завершило концерт произведение Пярта, давшее название фестивалю "Spiegel im Spiegel" в исполнении Дениса Голубева (гобой) и Елизаветы Мирошниковой (фортепиано). Именно благодаря их организаторским способностям фестиваль состоялся во второй раз. 

Рассказывая о "Зеркале в зеркале", необходимо объяснить масштаб события. Я уже вскользь упомянул рубеж 60-70-х годов. Ведь именно тогда появилась возможность изучать и исполнять музыку западных композиторов XX века. Родилось поколение "непуганых" музыкантов. Алексей Любимов, выдающийся пианист, педагог и учёный, в своём интервью так рассказал об этом периоде: "вы понимаете, у меня не было страхов, в отличие от людей старшего поколения, которые привыкли опасаться конфискаций, преследований, арестов, тюрем".

К этому поколению, которому мы обязаны расцветом музыкальной культуры, принадлежат Марк Пекарский, Татьяна Гринденко, Гидон Кремер, Лев Маркиз и многие другие музыканты, изменившие весь культурный ландшафт. Картина мира от музыкального "хренниковского" соцреализма взрывным образом расширилась и географически, и стилистически, и даже хронологически, потому что авторы начали интересоваться всей неизвестной до этого палитрой: от раннего барокко до Мессиана и Булеза, уже тогда являвшихся классиками и стали делиться своими творческими результатами с публикой.

Одной из знаковых фигур той эпохи и стал Арво Пярт, творчеству которого был посвящён первый фестиваль "Зеркало в зеркале", проведенный в прошлом году. Это было своеобразное чествование маэстро к его восьмидесятилетию.

Широкой публике, условно говоря, не имеющей отношения к современной академической музыкальной культуре, Пярт может быть знаком как автор музыки к фильму "Бриллианты для диктатуры пролетариата", хотя это не главное его произведение. Но уж такая судьба у современных композиторов, когда Шостаковича знают по "Романсу" из фильма "Овод", Свиридова по "Метели", Слонимского по "Республике ШКИД", Вайнберга по "Ёжику в тумане", а Пендерецкого по "Сиянию".

На самом же деле, музыка Пярта обладает абсолютно узнаваемым языком, стилем, который он называет tintinnabuli – колокольчики. Это внешне простая музыка обладает способностью с помощью самых аскетических средств рассказывать о Вселенной, существующей одновременно везде и только здесь, о бесконечности времени, застывшем в одной точке.

Ещё одная яркая фигура фестиваля – Пеэтер Вяхи. Его "Концерт для скрипки с оркестром" будет исполнен 1 октября в 14.00 на сцене Большого зала Консерватории Надеждой Токаревой (Словения). В том же концерте прозвучит его произведение для гобоя (Денис Голубев) и струнного оркестра "Forty-Two", посвящённое музыкантам, ушедшим в сорок два года - Элвису Пресли, Джо Дассену и Владимиру Высоцкому.

Вечером того же дня состоится российская премьера произведения Арво Пярта "Passio Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem" (1982) в евангелическо-лютеранском соборе Святых Петра и Павла.

Открытием для российского слушателя несомненно будет творчество Галины Григорьевой (1962), композитора из Эстонии, чьи произведения исполняются в Финляндии, Франции, в России, но которая практически неизвестна широкому слушателю. Её произведения по музыкальному языку и обращению со звуком напоминают лексику и настроение Пярта, но её творческие интересы в значительно степени обращены к славянской литургической традиции и "архаической" полифонии.

Мне очень жаль, что формат статьи не позволяет познакомить вас со всеми композиторами и исполнителями, которые примут участие в этом фестивале, но это тот редчайший случай, когда я могу заранее, а не как обычно post factum, обратить ваше внимание на интереснейшие музыкальные события. На сайте http://spiegelimspiegel.ru  вы найдёте для себя программу, которую вам захочется послушать!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ДРУГОЕ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть