Общие тенденции к формированию необходимого обществу творческого идеологического пространства силами всех профессиональных творческих общественных организаций. Именно всех, потому что как только подобное пространство начнет генерировать положительные системные импульсы и необходимые стране и обществу актуальные смыслы, мы начнем потихоньку, сами по себе, устранять 30 летние противоречия, которые только увеличиваются со временем. Это противоречия между профессионалами, пытающимися вернуть себе утраченное в период демократии устойчивое состояние и главенство советского периода, и "деятелями культуры" без профессионального образования – любителями, за тот же период занявшими главные руководящие посты во всех сферах, куда прилагается труд профессионалов. Тогда, наконец, мы придем к системе, как было в великой державе под названием СССР – главенства членов творческих профессиональных союзов . Ведь врач не может работать и лечить без диплома, но почему сейчас в великой России правят европейские ценности? Считается, что сочинять музыку, стихи, писать романы можно без необходимого профессионального образования, достойно иметь сколько-то лайков и соответствовать иллюзорным, придуманным опять же дилетантами, чтобы не учиться, идиотским понятийным и доктринам, вкусовщине, основанной на воздухе, на пустоте. И тогда многие уйдут с нашего выплывающего корабля и продолжат сугубо индивидуальное плавание, а те, кто останется, объединятся и тем самым и дадут толчок появлению основы новой российской идеологии. Ни для кого не секрет, что представители именно творческих профессий в наше время наиболее заражены вирусами дикой свободы, прозападной демократии и демагогии, торжества тотального непрофессионализма, реализуемого под фальшивым предлогом демократических принципов, отсутствия главенства образования и пропаганды всяческих ультрасовременных течений с названиями странных перформансов и флешмобов. И это главная проблема периода застоя в процессе постсоветского периода – полное отсутствие и размытость основных критериев профессии, отсутствие желания чему-то по-настоящему научиться и что-то настоящее создать. Что мы сейчас и пожинаем везде.
И это произошло в творческой области у практически у всех профессиональных и прибавившихся к ним тысячам самодеятельных организаций, мгновенно расплодившихся творческих НКО периода, который начался сразу после распада СССР и продолжался ровно до 2014 года. И только благодаря решениям Главы Государства, нашего Президента В.В. Путина, сегодня медленно, но верно мы начинаем двигаться в нужном направлении. Осмелюсь заявить, что после развала СССР в нашей стране не создано практически ничего, что могло стать достижением нашей страны уровня великих, на века, во всех видах искусства. Произведения или продукта, чем бы могло гордиться российское общество, что могло бы прославлять нашу страну на все страны и континенты.
Хотя это неточная формулировка. Наверняка создано, ведь творцы жили, работали, но об этом ничего не знает общество, потребители. И это потому, что при распаде СССР культура, которая вместе с образованием является важнейшим направлением формирования личности человека, быстро перешла в сферу услуг и перестала быть основополагающей. Культурой и образованием стали заниматься все, кто не хотел работать по-настоящему. Любой гражданин мог называться композитором, художником, писателем, совершенно не ведая азов профессии, а порой и просто не желая их знать. За 30 лет всеобщей вседозволенности настоящие профессионалы, понимая, что они ничего не могут противопоставить этой самодеятельной вакханалии, просто стали вымирать и действительно, и фигурально. На примере профессии композитора я могу рассказать, что происходило и происходит, а другие руководители, наверное, смогут мне возразить. Я думаю, что те руководители, которые родились, учились и начали работать в СССР, меня поймут. В пене революции всегда всплывает много-много всякой всячины и различных персонажей, групп людей, решающих те или иные свои вопросы. Отменив, на буржуазный манер, приоритет профессионала над любителем, доверив все сомнительному зрительскому рейтингу, настоящее искусство перестало быть нужным и понятным людям, оно потеряло национальные черты, богатство, и, самое страшное, оно перестало быть востребовано и государством, которое пошло на поводу у рынка и пустилось в необдуманные эксперименты, которые никогда ничем хорошим не заканчивались. Конечно, люди понимающие, заинтересованные, настоящие энтузиасты, продолжали и продолжают "копать в нужном направлении", но они никому не нужны и не интересны. Они не исполнялись, они сами находили деньги на исполнение своих произведений, рекламу, продавали билеты, чтобы расплатиться с оркестрантами, залами, и это еще в лучшем случае. Многие не доживали и до этого, и порой композитору не хватало жизни, чтобы услышать свое произведение, чтобы иметь возможность донести его до зрителя. Я уже не говорю о возможности заработать авторские или заказной гонорар, работу в кино, в основном многие довольствовались скромной зарплатой педагога или вообще непрофильной деятельностью и постоянными бесплатными выступлениями как композитор.
И самое страшное – что тенденции дилетантизма проникли и в образовательную сферу . Посещая экзамены композиторов, слушая труды большой массы современных студентов, я испытываю страх – насколько деградировал уровень обучающихся, и здесь, возможно, есть и вина педагогов, за редким исключением, конечно, но в основной массе – и вина руководства, отступающего от основополагающих постулатов и внедривших в систему композиторского образования методики, прямо противоположные настоящему искусству, намеренно убивающие его, отражая как в зеркале все надуманное и порочное, что мы переняли, причём в своей трансформации и трактовке, у "демократического" Запада. И сейчас настала пора об этом говорить и настала пора что-то делать и что-то менять.
Я думаю, в той или иной мере эти проблемы есть у всех творческих организаций. Меньше их, конечно, в Союзе кинематографистов РФ, где благодаря Н.С. Михалкову, этим тенденциям не удалось развиться до такой степени. И мы не спим, и государство сегодня это начинает понимать. Началось все с присоединения Крыма. Сегодня идет СВО. Деятели культуры сплотились около своего Президента. Народ объединился и понял всю фальшь западных голосов. И потихоньку и наша молодежь, и средний возраст, и ветераны почувствовали, что нужны профессионалы, что, пусть не как в советское время, но на основе современного законодательства мы стали получать гранты, субсидии. И почувствовали нужность и востребованность профессиональные союзы, воспрянули духом . Сейчас это движение вверх активно набирает силу, и подобное единение профессионалов должно его укрепить, стать базой формирования проверенных нравственных, идеологических, эстетических и патриотических начал, руками, мозгами и головами профессионалов разных профессий. Сегодня, помимо наших несомненно творческих и общественных успехов, которыми каждый может точно с гордостью похвалиться, нас связывают и общие проблемы – творческие, хозяйственные, имущественные. И тут, в соответствии с действующим на данный момент федеральным или региональным законодательством, работы выше крыши, законы для профессиональных общественных организаций должны отличаться от непрофессиональных, и тогда требуются поправки и корректировки в государственные правоустанавливающие акты, которые крайне важны и нужны, так как идут во благо развитию отечественного профессионального искусства. У многих наших организаций есть подобные вопросы, и хотелось бы их грамотного разрешения.
Творческие проблемы – это исполнение ныне еще живущих авторов, которое нищенски мало. Чтобы уговорить филармонический оркестр сыграть программу победителей того или иного конкурса за зарплату, которую они получают, можно сойти с ума. Где творческие обмены, где программы с музыкой профессиональных авторов стран СНГ, Евразии? – это же верный путь к дружбе и примирению всех конфликтов!.. Сеть филармоний – это государство в государстве, и надо, чтобы они тоже прислушивались к мнению профессиональных союзов и давали возможность для начала по несколько концертов год системно звучать и молодым, и пожилым авторам. Понятно, вы можете сказать: есть же гранты, подайтесь и прокатывайте свои программы! Спасибо. Мы так и делаем. Но зачем тратить государственные деньги на прокат музыки!!!! Мы пересылаем партитуры, региональный оркестр репетирует и все!!!! С солистом, без солиста. Все. Это можно включить в госзаказ региональным филармониям, филармоническим главным дирижерам, именно они решают политику исполнений, и именно они главные в этом вопросе. И где она – прекрасная советская система совместных национальных творческих интеграций, взаимодействия и творчества?.. Посмотрите, кто получает гранты помимо профессионалов? Огромное количество непонятных НКО, проводящих непонятные многочисленные никому не нужные конкурсы, фестивали, безыдейные, прикрывающиеся одним или двумя медийными лицами, которые не двигают культуру вперед, а лишь зарабатывают деньги лицом.
Много прекрасных инициатив "Таврида", "Арт Мастерс" – прекрасные лаборатории для творческой молодежи не системны и, следовательно, не совсем профессиональны. Молодые учат молодых. И не потому, что этого кто-то не понимает или не хочет. Просто нет системы. И работает обыкновенная гонка: циркуляр, постановление, средства, освоение, сроки. Выполнение госзадачи. А о содержании, о настоящем результате думать некому: кто сшил пиджак – мы. Хотя спасибо, что это есть, и, возможно, что начало всегда должно быть хаотичным, но это не сложно – сначала систематизировать, пригласить не зеленую молодежь, а настоящих мастеров, и учить не псевдосовременным надуманным темам и активностям-креативностям, а профессиональным азам. Кому известно, что делать и как – а это опять только члены профессиональных творческих союзов, но еще и обладающие соответствующими педагогическими навыками. Я, работая советником ректоров в одних ВУЗах и преподавая в других, поражаюсь, пока по-доброму, часто исключительно низкому профессиональному уровню современных педагогов, лекторов, деканов, а зачастую некоторых из них просто к детям подпускать опасно. Но это всё болезнь забюрократизированных механизмов управления, которым подвержено все общество и, наверное, многих сфер жизнедеятельности человека, которая, прежде всего, не замыкается в единую систему, разрознена не стыкующимися между собой, возможно и верными циркулярами, но из-за отсутствия профессионального отношения, человеческого фактора, держащая развитие всех видов искусств на месте, без развития. Это и есть настоящие годы застоя. Эта болезнь несистемности, потери профессионального, государственно-общественного отношения и мышления к работе, подмена настоящего образования и мер определения заслуг в этих сферах смешными достижениями и недешевыми для государства, играющего в демократию, фантазиями различных НКО. Болезнь, которая за эти 30 лет формировалась, росла, прогрессировала и сегодня уже превратилась в большую страшную проблему. А самое страшное – это пофигизм, решение, в первую очередь, личных, а не общественных и государственных задач, отсутствие стержня гражданина России, который есть в людях советского периода, и на восстановление которого уйдут годы. Но это делать нужно, и, мне кажется, через все трудности, сейчас эта работа набирает обороты, и все у нас получится. Я считаю, что формирование и объединение профессиональной творческой среды, согласно сегодняшним веяниям времени, назрело и не представляет глобальных усилий. И именно оно может стать основной ступенью в нашей стране в формировании настоящей, продуктивной идеологической составляющей, просто архинеобходимой для основных составляющих развития гражданского общества – культуры и образования.