"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 3.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Поздравляем читателей "Ревизора.ru" с Вербным воскресеньем!

Это последнее воскресенье перед Пасхой.

Фото: culture.ru
Фото: culture.ru

Вербное воскресенье — последний день шестой недели Великого поста. За ним начинается Страстная седмица. Это один из двунадесятых Господних праздников (переходящий). В 2022 году он падает на сегодня, 17 апреля.

В этот день православная церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим: одно из величайших событий священной истории, описанное во всех четырёх Евангелиях.

Суббота перед Вербным воскресеньем – тоже праздничный день, Лазарева суббота. Он отмечается в память о том, что в этот день на заре христианской эры Христос воскресил умершего Лазаря в Вифании.

Содержание праздника Вербного воскресенья – в том, что Иисус направлялся с учениками из Вифании в Иерусалим, праздновать Пасху. На подходе к городу Христос увидел привязанного к дереву ослика и послал учеников за ним. Хозяину животного объяснили, что осленок надобен Господу – и тот с радостью отдал свою собственность. Ученики постелили на спину осла одежды, Христос сел на него верхом и въехал в Иерусалим. Впереди него шла молва о чуде воскресения Лазаря. Народ приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (их бросали под ноги ослику) и кликами: "Благословен грядущий во имя Господне!".

Значение празднества в Православии – признание Иисуса Мессией, которого долго ждал еврейский народ, чающий освобождения от иноземных правителей (римлян). Они верили, что Мессия. Спаситель Израиля, придет в пасхальную ночь. Но Иисус вошёл в Иерусалим в день избрания агнца, которого следовало заколоть на праздник Пасхи. Символизм Вербного воскресенья в том, что Иисус является Мессией (по-гречески Христос значит то же самое); в том, что он проповедует аскетизм, въезжая в город на одном лишь осле, в отличие от пышных шествий завоевателей; в том, что он желает мира, появляясь безоружным; и в том, что ему предстоят Страсти Христовы (не зря он является в день избрания жертвенного агнца).

В память о Входе Господнем в Иерусалим все христианские храмы принято в этот день украшать освященными ветвями деревьев. Пальмовая ветвь в православных странах с более суровым, чем в Иудее, климатом превратилась в вербную. Потому у нас сегодня празднуется Вербное воскресенье.

На Руси этот день был любим народом. В средние века его праздновали пышно, с крестными ходами, в которых "реконструировали" сцену вхождения Иисуса в Иерусалим: ослика "изображал" конь, а Мессию – патриарх или архиерей, поясняет Российский этнографический музей. После крестных ходов высшие церковные иерархи принимали в своих палатах сирых и убогих, кормили их, омывали и оказывали иные почести. Шествия прекратились лишь при Петре I, упразднившем патриаршество и взявшем курс на секуляризацию жизни. Но простые люди все равно почитали Вербное воскресенье. Правда, его церемонии значительно упростились. В церквях проводились праздничные службы, а еще, что было весьма приятно народу, разрешалось послабление поста. В деревнях обильно угощались рыбой и рыбными пирогами, блинами и брагой. В городах в XIX столетии обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра. Молодежь устраивала в ночь с субботы на воскресенье шумные гулянья. Веточки вербы, освященные на службе в оны дни, наделялась в массовом сознании целебными и сильными против нечисти свойствами. Утром праздничного дня родители хлестали ими детей с приговоркой: "Верба красна, бей до слез, будь здоров!". Освященные веточки могли хранить на божнице весь год, до следующего Вербного воскресенья. На Егорьев день (6 мая) ими выгоняли в поле скот – тоже чтобы скотина "оздоровилась" от прикосновения реликвии.

Поскольку в русском народном сознании православные каноны крепко спаяны с языческим наследием, во многих деревнях Лазарева суббота и Вербное воскресенье сливалось с празднованием встречи весны. Женщины и девушки водили хороводы и пели специальные "заздравные" песни в честь весны, устраивали катание на качелях. А русские поэты использовали Вербное воскресенье как прекрасный повод написать возвышенные строки.

"Ревизор.ru" поздравляет своих читателей со светлым праздником. В современной православной традиции с Вербным воскресеньем связывается торжество милосердия и человеколюбия. Будьте же милосердны и добры друг к другу – и вам воздастся!



Наш подарок к празднику – трогательные "вербные" стихи великих мастеров слова.

Афанасий Фет. Уж верба вся пушистая
 
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
 
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
 
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...
 
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
 
Александр Блок. Вербочки

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.  

Сергей Есенин. Сохнет стаявшая глина...

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый осленок.

Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов — как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: "Осанна!"
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:
Виталий Уткин
Серьёзная увлечённость всеми этими играми взрослых людей «в религию» и в "празники" свидетельствует, в лучшем случае, о весьма выраженной эволюционной молодости душ…

Любой наблюдательный взрослый человек может на своём жизненном опыте убеждаться — на примерах окружающих людей — в отсутствии принципиальной эффективности обрядов и празднеств! Ведь никто, благодаря им, не избавляется ни от болезней и прочих бед, ни, что особенно важно, от собственных душевных пороков!

Кто не видит этого — тот ещё… недостаточно взрослый!

Преображать менталитет людей имело бы смысл только в сторону знания о Боге, о Пути познания Его и приближения к Нему. Ведь Бог сам есть Любовь и ждёт нас к Себе в улучшенном качестве.

Разумные люди должны искать именно методологическую суть духовных направлений — в том виде, как учили Основоположники! А не так, как обучают жрецы.

Основоположники религий учили духовному совершенствованию и развития себя в эмоциях любви!

И тогда мы видим, что существует Единое и Вечное Учение Бога о Любви.

А обрядности — зачастую именно скрывают это Учение о Любви к Богу, к людям от людских масс, обрекая на бессмысленную трату столь дорогого для каждого человека времени, отпущенного ему Богом для совершенствования себя во время воплощённого состояния.

Нам важно понять, что мы — не самосущи, мы не имеем права и каких-либо оснований претендовать на собственный эгоцентризм, на ощущение собственной особой "значимости". Ибо самосущ — только Творец. И всё это Творение вместе с нами Он затеял вовсе не ради нас, а ради Себя, ради Своей собственной Эволюции.

Много ли среди христиан любящих сердец. Неужели хотя бы даже обычный житейский опыт не указывает на бесполезность обрядностей?

Есть конечно исключения, но таких людей очень мало. Но вот главный вопрос: православие ли сделало их такими? Если "да", то почему же столь мало в нём подобным им: всего лишь... один или два на весь город или село?

Большая часть населения так ничего и не поняли в Учении Христа, хотя считают себя истинно верующими; таких, быть может, большинство.

И именно в среде тех, кто уповают лишь на «спасительность» обрядности, появились утверждения о непознаваемости Бога…
17 апреля 13:16

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ОБЩЕСТВО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
Игорь Неведров: "Артист, когда чувствует, что свободен, играет лучше".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости общества ВСЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть