Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 3.
17 апреля 2024
Проект "Открытая репетиция". "Гамлет" на малой сцене Театра на Таганке.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Владимир Высоцкий остается с нами

"Ревизор.ru" – к 85-летию со дня рождения поэта и барда.

Владимир Высоцкий. Фото: МК / Валерий Плотников
Владимир Высоцкий. Фото: МК / Валерий Плотников

Расхожая фраза об ушедших из жизни людях: "Они остаются с нами!" – особенно применима к Владимиру Высоцкому. Его нет с нами уже скоро 43 года. Однако именно сейчас, спустя много лет после его кончины, создаются все новые учреждения культуры, связанные с именем поэта и барда, возникают проекты, апеллирующие к его имени, выходят книги его и о нем. В 85-й день рождения Владимира Семеновича "Ревизор.ru" рассказывает о нескольких примерах того, что Высоцкий – среди нас.

Например, к 40-летию со дня смерти Высоцкого, летом 2020 года, "МК" опубликовал статью-интервью "40 лет со смерти Высоцкого: шутил, что хочет пообщаться с духом Есенина. "Мне есть что спеть, представ перед Всевышним", в котором высказались сразу два исследователя его жизни и творчества: Владимир Новиков и Сергей Жильцов. Интервью – целая кладезь бытовых деталек о Владимире Семеновиче. Раньше на первый план выходило его художественное наследие. А тут в поле зрения оказался Высоцкий-человек.

Я обожала творчество Высоцкого с отрочества, когда впервые услышала его "средневековые" песни в советском фильме "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго". Они очень совпали с моим мироощущением "книжного ребенка", такого же, как те, кому он посвятил "Балладу о борьбе". Много позже я выяснила, что песни те вовсе не для "Айвенго" писались, а для другой кинокартины… Это был лишь один из фактов. Последующие годы доказательно продемонстрировали мне, что Владимир Высоцкий – это целая вселенная, к которой можно приобщаться бесконечно и узнавать что-то новое. Как ни тривиально такое сравнение.

На Кубани существует культурное учреждение под названием "Краснодарский дом творчества Владимира Высоцкого". Мы были в Краснодаре в декабре 2015 года и тогда впервые узнали о нем. Не могли не посетить уникальное памятное место барда в краю, казалось бы, далеком от Большого Каретного. Но у этой дислокации есть веские основания.


Фото из Краснодарского Дома творчества Владимира Высоцкого - Е. Сафроновой.

Дом творчества расположен по адресу Краснодар, улица Бабушкина, 295, в цокольном этаже нового высотного жилого дома. Площадка активно популяризует себя в Сети. У Дома творчества есть группы во всех популярных социальных сетях и свой канал в Youtube. В его стенах проходят концерты, встречи, дни поэзии, чаще всего – посвященные Высоцкому, а также музейное пространство дома творчества располагает уникальными материалами и сведениями о "герое места".

Историю создания этой краснодарского Дома творчества Высоцкого нам рассказала Марина Ивановна Победенная, совмещающая в своем лице функции экскурсовода и администратора. В 2015 году сотрудников было всего двое. Нам выпало удовольствие познакомиться с Мариной Ивановной.

По ее словам, создателем краснодарского Дома творчества Владимира Высоцкого был Михаил Леонидович Сердюков, предприниматель из города Кропоткина и автор проекта "Аллея российской славы". Сердюков – известный меценат, инициатор ряда благотворительных акций, одна из которых – "Аллея российской славы". В рамках акции профессиональные художники и скульпторы ваяют бюсты знаменитых россиян, которые устанавливаются по школам, детским учреждениям, публичным пространствам, чтобы подрастающее поколение знало гордость своей страны в лицо. В мастерской Сердюкова был сделан и бюст Высоцкого, приветствующий гостей у входа в Дом творчества.  



Краснодарский Дом творчества Владимира Высоцкого был отдельным авторским проектом Михаила Сердюкова. Меценат выкупил подвальное помещение в новостройке и нанял компетентных сотрудников. На собеседовании желающих работать обязательно расспрашивали о разных фактах из биографии и творчества Высоцкого – незнакомых с этой темой не принимали. Марина Победенная ответила на многие вопросы, но не на все. За первый год деятельности она прочитала всю библиотеку, собранную в Доме творчества – а это несколько тысяч книг Высоцкого и о Высоцком (в основном подарки добрых людей). И все равно, признавалась Марина Ивановна, она не может сказать, будто бы знает о Владимире Семёновиче всё. О вселенной Высоцкого можно бесконечно узнавать что-то новое, на что и нацелена экспозиция музейных залов Дома творчества.

Учреждение открылось 20 января 2013 года. Гостями церемонии открытия были актриса Людмила Хитяева и Лариса Лужина (кстати, все ли в курсе, что песню "Она была в Париже" Высоцкий посвятил именно ей, а не своей французской супруге?..). 25 января 2013 года в Доме творчества отметили первый день рождения Владимира Семёновича, заложив традицию ежегодного празднования с поэтически-музыкальным марафоном. Такой же марафон проходит летом, в день памяти поэта. На базе учреждения, по первоначальному замыслу, частного музея, сформировались творческие кружки: театральная студия, бардовский клуб и пр. Так и сложился статус Дома творчества. На момент нашего посещения Дом творчества носил частный статус. Нам рассказали, что, создав постоянную экспозицию памяти Высоцкого, Михаил Сердюков предложил передать Дом творчества на баланс города или края. Но с единственным условием: чтобы вход был для всех свободным: бесплатным. Практику регулярных групповых экскурсий учеников краснодарских школ, а также среднеспециальных и даже высших учебных заведений, включая военные училища, наладили вскоре после открытия Дома творчества. На все мероприятия обязательно делали рассылку приглашений по детским учреждениям и анонсы в соцсетях, чтобы как можно шире вовлекать молодежь города в культурный досуг безо всякой коммерциализации. Но тогда, сказали нам, власти щедрый дар не хотели принимать… Прошло семь лет, Дом творчества существует, вот его группа ВКонтакте: https://vk.com/krasvsvysockyy  . Надеюсь, треволнения давно в прошлом.  


Михаил Сердюков. Фото из открытых источников. 

В краснодарском Доме творчества Владимира Высоцкого – 20 (!) залов. Экспозиция половины из них имеет непосредственное отношение к Владимиру Семёновичу. Первый зал вмещает "генеалогическое древо" поэта: фото его родителей, дедушек и бабушек с обеих сторон и информацию об этих предках. Сведения эти многим поклонникам поэта незнакомы. В Доме творчества представлены портреты трёх поколений Высоцких. По ним заметно, что Владимир лицом похож на своего дедушку по матери, Максима Серёгина. Этот крестьянин Тульской губернии еще до революции перебрался в Москву "на заработки" и осел тут. Мать поэта, Нина Максимовна, родилась в столице. По отцовской линии корни Высоцкого – из Киева, из семьи образованных евреев, получивших светское, а не правоверное "талмудическое" воспитание.  Зацикленные на бытовом антисемитизме граждане любят повторять, что Высоцкий – еврей. Но он, во-первых, по маме русский, то есть в глазах правоверных иудеев – "не свой". А во-вторых, в жизни отцовской линии рода, как и семьи самого Высоцкого, не было ничего специфически "местечкового". Владимир Семенович – явно "продукт" и выразитель другой культуры: советского человека.  


Максим Серегин. 

Второй и последующие залы отведены под жизнь самого героя. Один зал охватывает его детские годы. Немного странно – однако было время, когда Володя, ещё не всенародно любимый артист и не "хулиганистый" поэт, ходил в школу в Германии, где жил с отцом Семёном Владимировичем и его второй женой Евгенией Степановной, отдыхал на даче и в пионерском лагере, писал письма маме и первые школьные сочинения. С третьего зала реконструируется творческий мир Владимира Высоцкого. Здесь собраны, кажется, все существующие прижизненные фотографии барда. По легенде, глядя на ту, где запечатлен Высоцкий с пачкой сигарет в кулаке, Виктор Цой задумал песню: "И если есть в кармане пачка сигарет, значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день".


Первое фото Владимира Высоцкого. Сделано 25 июля 1938 года. Спустя 42 года в этот же день его не станет. 

Многие материалы экспозиции связаны не только с самим поэтом, но и с его друзьями, родными, соседями, коллегами – всеми, кто составлял его окружение, так или иначе повлиял на него и отразился в стихах и песнях. Отдельный фрагмент экспозиции посвящён Леониду Мончинскому, который в 70-х годах работал старателем в Иркутской области в артели Вадима Туманова. Туманов, осуждённый, отбывавший наказание на Колыме, прославился как один из первых советских бизнесменов, основатель успешной золотодобывающей артели "Печора" (предприятие в середине 1980-х закрыли интригами аж на уровне Политбюро, утверждает Википедия; по ее же данным, Вадим Туманов сейчас жив, ему 95 лет).

Владимир Высоцкий познакомился с этими людьми, когда давал концерты для золотодобытчиков. Для него не было секретом, что многие работники старательских артелей – бывшие зэки. Леонид Мончинский владел квартирой в Иркутске. С ее балкона Высоцкий в 1976 году дал импровизированный концерт, а спустя двадцать лет на доме укрепили мемориальную доску в честь этого события. Высоцкий же предложил Мончинскому, по образованию журналисту, написать роман о старателях. По словам Мончинского, путь зэка к другой жизни, на той же Колыме, но в статусе свободного человека, выглядел в глазах Высоцкого своеобразным воскресением. Вот об этом Владимир Семенович и задумал книгу. Так родился замысел романа "Чёрная свеча". Над ним соавторы работали около трёх лет с перерывами. Высоцкого не стало, когда была готова первая часть – "Побег". Мончинский продолжил писать самостоятельно. В то время книге не повезло. Рецензенты, кому Мончинский имел смелость показывать роман, в первую очередь, ещё не читая, сравнивали его с Шаламовым или Солженицыным и говорили, что, мол, это "уже было". Да и "зэковская" тема тогда ещё не столь часто поднималась в литературе, сравнение напрашивалось в первую очередь с Солженицыным, уже изгнанным из СССР, и текстом заинтересовались понятно где. Так что Леонид хлебнул с ним горя… Книга вышла в новое время и снискала множество похвал. На деле, это не столько "лагерная проза", как у помянутых выше корифеев жанра, сколько динамичный и жесткий приключенческий роман на эксклюзивном материале. Более всего Леонид Мончинский сожалел, что Высоцкий уже не услышал славословия в адрес их совместного детища.


Зал ГУЛАГа. 

К слову о лагерях… Тема советских тюрем не была чуждой Владимиру Высоцкому, она красной нитью проходит через его наследие. Ранние песни, стилизованные под блатной фольклор, полны образами из криминального мира. Став более зрелым автором, бард обратился и к ГУЛАГу. Для Высоцкого эта система была естественной составляющей жизни. Ведь, как он писал в одной из своих лучших песен, "Балладе о детстве", он родился "в те времена укромные, теперь почти былинные, когда срока огромные брели в этапы длинные", первый раз получив свободу "по указу от тридцать восьмого". Поэт даже пребывание во чреве матери сравнивает с тюрьмой: "Первый срок отбывал я в утробе – ничего там хорошего нет". Поэтому в Доме творчества есть зал, посвящённый ГУЛАГу. Его центр – пугающая композиция: огромная настенная карта, где отмечены все "исправительно-трудовые учреждения" страны, под ней на полу куча булыжников, прислонённая к ней кирка, пара ржавых наручников и портрет того, чей профиль зэка накалывали "на левой груди". Это очень наглядно…

Рядом с "памятником ГУЛАГу" – портрет благообразной пожилой женщины – Гиси Моисеевны. Я полагала, это не более чем персонаж "Баллады о детстве":

"И било солнце в три луча,
Сквозь дыры крыш просеяно,
На Евдоким Кириллыча
И Гисю Моисеевну.
Она ему: - Как сыновья?
- Да без вести пропавшие.
Эх, Гиська, мы одна семья –
Вы тоже пострадавшие.
Вы тоже пострадавшие,
А значит, обрусевшие.
Мои – без вести павшие,
Твои – безвинно севшие".


Гися Моисеевна. 

Оказывается, Гися Моисеевна Яковлева реально существовала и была соседкой Володи и его мамы в доме "по Первой Мещанской в конце" (теперь – проспект Мира). Есть даже данные, что её сын Миша – прототип Мишки Шифмана из одноименной песни Высоцкого. Помните, Мишка Шифман агитировал героя-рассказчика эмигрировать с ним в Израиль, но сам получил отказ в выезде… за пятую графу?..  Владимир Семенович отнюдь не всех своих героев выдумывал и "реконструировал". Многие жили рядом с ним и стали бессмертными благодаря песням. 


Высоцкий с друзьями. 

Но самое большое открытие поджидало нас в зале "Владимир Высоцкий и Кубань", содержание которого отвечает на естественный вопрос большинства посетителей, особенно иногородних: какая связь у барда с Краснодарским краем? Центральные действующие лица этой экспозиции – дядя, брат отца поэта, Алексей Владимирович Высоцкий, и его жена Александра Ивановна Высоцкая, урождённая Таран.

Алексей Высоцкий – журналист, прошедший войну, писатель, автор четырёх документальных книг о Великой Отечественной войне: "И пусть наступит утро" (об обороне Одессы и Севастополя), "Дороги огненной земли" (о керченском десанте), "Горсть земли" (об обороне Одессы), "Горный цветок" (о борьбе советских пограничников с бандеровцами после войны). Также Алексей Высоцкий организовал студию документальных фильмов при Министерстве речного флота РСФСР, где снял несколько короткометражных "документалок" об участниках Великой Отечественной войны. Между прочим, среди них была лента о Михаиле Девятаеве, снятая задолго до художественного проекта Тимура Бекмамбетова – Сергея Трофимова.  
Жена Алексея Владимировича, Александра Ивановна, кубанская казачка из Тамани, поступила в дивизион, которым тот командовал, военфельдшером. Молодые люди расписались на фронте. При обороне Сталинграда полк Алексея Высоцкого прикрывал наши отходившие части, и Александре… снарядом оторвало левую руку. Она очнулась в госпитале. Тем временем муж получил на неё похоронку. Но он не верил в смерть любимой, искал ее – и нашел незадолго до конца войны, когда она жила у знакомых в Ростове-на-Дону. Алексей тут же забрал Александру опять на фронт заведующей полковой аптекой. Они вместе встретили День Победы в Берлине. На Кубани чтут память Алексея и Александры Высоцких, героев Великой Отечественной войны. В рамках проекта "Аллея российской славы" были сделаны бюсты боевой четы. Деньги на их изготовление и установку охотно собрали жители Краснодарского края. Бюсты установили в посёлке Волна Темрюкского района, недалеко от Тамани, родины Александры.


Бюсты Высоцких. 

Дядя был одним из самых близких людей для Владимира. В 50-е годы Алексей Высоцкий служил в Закарпатье, в Мукачеве, и юный Володя каждое лето проводил у дяди с тётей. Между прочим, это он, кадровый офицер и советский писатель, в 1962 году помог племяннику сделать первые профессиональные магнитофонные записи в Доме техники Министерства речного флота РСФСР. По мотивам очерка Алексея Высоцкого "Бриллиантовая двойка" о дважды Герое Советского Союза лётчике Скоморохове Владимир написал "Песню о погибшем лётчике". Когда в 1977 году Алексей Владимирович ушёл из жизни, Владимир Высоцкий на одном из концертов сказал: "Умер мой дядька, мой единственный родственник". Известно: родной отец говорил о певце: "Я с этим антисоветчиком ничего общего иметь не хочу", – а дядя помогал ему записывать его "антисоветские" песни.

Дочь Алексея и Александры Высоцких Ирэна – добрый друг Дома творчества. Она подарила ему ценные экспонаты: картину, висевшую в доме Высоцких в Мукачеве, стол из их московской квартиры, часть немецкого сервиза, два автографа Владимира (на буклете и пластинке "Алиса в стране чудес"). Многие музейные предметы – подарки близких Высоцкому людей. Так, посмертную маску поэта преподнёс бывший директор театра на Таганке Николай Лукьянович Дупак.

По заказу Дома творчества Высоцкого телекомпания "Звезда Кубани" смонтировала несколько документальных фильмов: о самом Высоцком, о его дяде и тёте и об открытии Дома творчества. Они тоже стали достоянием культурного центра. Еще музей выкупил почти весь тираж книги "Короткое счастье на всю жизнь". Это воспоминания первой жены Изы Высоцкой (в девичестве Мешковой, потом Жуковой, в старости единственной из трёх жен, носившей фамилию поэта). Я ее приобрела. Невероятно трогательный рассказ, раскрывающий Высоцкого с непривычной "интимной" стороны. Жить с ним было нелегко, и со свекровью Иза сильно не ладила, но, похоже, любила мужа до самой смерти, а ушла она от нас в 2018 году.

Надо сказать напоследок, что экспозиция Дома творчества посвящена не одному Владимиру Высоцкому. Еще десять залов отведены истории русской славы: Отечественной войне 1812 года, Героям Великой Отечественной войны и пионерам-героям, уроженцам Кубани. Это те люди, кому Высоцкий посвятил бы песни.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ОБЩЕСТВО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 3.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости общества ВСЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть