Газета "Обозрение кинемо-театров Санкт-Петербурга"
Мы предлагаем вниманию читателей страницу газеты "Обозрение кинемо-театров Санкт-Петербурга" от января 1916 года. Из номера газеты можно узнать о выпуске в 1915 году ленты "Олеся" по повести Куприна. В разделе "Кинолистки" рассказывается:
"Почти все кинематографические фабрики к началу зимнего сезона объявили инсценировку произведений наших наиболее популярных писателей. Здесь встречались имена Андреева, Горького, Куприна, Мамина-Сибиряка, Чехова, Немировича-Данченко, Чирикова, Сологуба и других.
Но вот прошла половина сезона, но обещанные ленты все не выпускались. И первая весточка этих фильмов появилась только к новому году. Мы имеем картину "Олеся", представляющей собой инсценировку красивой повести Куприна. Лента включена в новую программу кинематоргафов "Аре" и "Мажестик" (известные кинотеатры Москвы и Санкт-Петербурга - прим. автора)
Повесть Куприна представляет великолепный материал для инсценировки на экране. Сказка про лесную колдунью дает много красивых занимательных штрихов. Легенды, суеверия - все это экран хорошо воспринимает. А зритель переживает эту трагическую лесную сказку. Живописные пейзажи дополнят общее впечатление".
Картину выпустила киностудия "Г. Либкин". Режиссером был Николай Арбатов, а в главной роли снялась Таиса Липовская. К сожалению, фильм "Олеся" 1915 года не сохранился.
В это же время жителям города была представлена новогодняя программа в кинотеатре "Кристалл-Палас". В ней автор отметил картины "Великосветский вор", где "на экране изображен быт кордебалета", и "Пляска Саломеи" с комиком Рудольфи.
Дом М.В. Воейковой на Невском проспекте. Фото: © citywalls.ru/ Карл Булла"Кристалл-Палас" - старейший кинотеатр, построенный в 1909-1910 году. Он назван в честь "Хрустального дворца", возведенного в Лондоне в 1851 году. Кинозал работал до 2012 год - тогда его закрыли на реконструкцию.
А кинотеатр "Рампа" демонстрировал в то же время драму "На окраинах Москвы" о "жизни первопристольной столицы"
режиссера Якова Протазанова с участием артистов
Петра Бакшеева и
Веры Орловой. Именно этот фильм выдающегося российского и советского режиссера не сохранился. Но многим известны другие его фильмы, дошедшие до наших дней, среди которых, "Отец Сергий" (1918 г.), "Аэлита" (1924 г.), "Процесс о трех миллионах" (1926 г.), "Человек из ресторана" (1927 г.), "Дон Диего и Пелагея" (1927 г.), "Бесприданница" (1936 г.)
В той же газете можно прочитать, что "воспитателей" в 1916 году волновала доступность киносеансов для учащихся низших (начальных) и средних учебных заведений. В обществе поднимался вопрос о специальных киносеансах для учащихся, и даже об учреждении "педагогического" кинотеатра. Владельцам же кинозалов такие киносеансы были невыгодны, но автор говорит о положительном опыте появления "педагогических кинематоргафов" в "некоторых местностях" и возможности их учреждения.