"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

9 ноября 2018 19:43

"Пламенеющая готика" над рязанской равниной

Храм села Пет - архитектурное чудо в глубинке Рязанской области

Все фото в статье - Е. Сафронова, июль 2018 года
Все фото в статье - Е. Сафронова, июль 2018 года

Почти посередине региональной дороги, соединяющей города Сасово и Касимов, возле одного из поворотов стоит щит, гласящий, что в 8 километрах отсюда располагается одна из достопримечательностей Рязанской области: церковь Введения во храм пресвятой Богородицы села Пет. Чуть проедешь за поворот – и храм уже виден. Его необычные купола, похожие на языки пламени, заметно возвышаются над окружающей равниной.

По справедливости, этой церкви стоило бы быть достопримечательностью не местного, а всероссийского значения. Уж больно причудлив ее архитектурный облик – словно в нем отразилась история строительства храма, тоже довольно необычная.


Каменный храм в Пёте был возведен в 1913 году, незадолго до Октябрьской революции. Местное предание связывает его появление с именем здешнего купца Портнова. Якобы он попросил у здешнего священника благословения на удачную сделку в самой столице – продажу крахмала собственного производства. Взамен же дал обет построить каменный храм, если дело выгорит. По-видимому, оно выгорело, и строительство началось. Устойчиво мнение, что на одной из фресок в новом храме был изображен благодетель Портнов. Но сегодня фрески разглядеть невозможно.  


Молва называет и другое имя: крестьянина Никанора Гаврикова, подрядчика на строительстве Введенской церкви. Он умер, пока продолжалась стройка, и дело возобновил его сын, но не сразу. Трудно сказать, так ли было. Возможно, легенда о нескольких строителях просто пытается объяснить экзотичный вид храма. Сегодня рязанские краеведы обращаются к истории села Пет и его уникального храма. Будем надеяться, что когда-то белых пятен в ней не останется.
 
Аналогов Введенской церкви в Рязанской области нет. Но если посмотреть шире, сравнения найдутся. Храм выстроен в весьма популярном в Санкт-Петербурге стиле "северного модерна". Этот архитектурный стиль особенно развит в скандинавских странах и оказал влияние на облик многих построек российской северной столицы. Архитекторы, работающие в этой эстетике,  использовали свободную композицию целого и его частей, повторяли в формах зданий мотивы средневековой архитектуры, особенно любили выразительные силуэты островерхих крыш и башен. Купола петского храма напоминают о европейской "пламенеющей готике", и, как ни странно, органично вписываются в природное окружение.


Много зданий с подобными очертаниями и в украинском Харькове. Их строил инженер Александр Молокин, который и был проектировщиком петской церкви. Об этом стало известно только в 2012 году, когда в госархиве Тамбовской области одна исследовательница нашла проект храма села Пет, сделанный рукой архитектора, и пояснительную записку к нему.
 
Александр Молокин был сыном художника Георгия Молокина, выходца из крестьян Тверской губернии, родился в Вильне (ныне Вильнюсе) в 1880 году. В 1910 году окончил Петербургский институт гражданских инженеров. Умер Александр Молокин в 1951 году в Харькове, будучи преподавателем инженерно-строительного института, заведующим кафедрой архитектуры,  академиком Академии архитектуры СССР. За свою долгую жизнь Молокин спроектировал множество гражданских и общественных зданий, многие из них объявлены памятниками архитектуры. И всего один храм – петский. Как на архитектора вышли жители рязанской глубинки, пока неясно.


Инженер Александр Молокин 

Эксклюзивность храма не только в очертаниях, но и в том, что в нем было проведено калориферное отопление (разогретым воздухом) из подвала по трубам в стенах. Для начала ХХ века – редкость необычайная. Зато церковь была светлой и теплой. Освещали ее высокие витражные окна. В местных легендах фигурирует также хрустальное паникадило редкой красоты, подвешенное к потолку храма.
Говорят, что до середины 1930-х годов в церкви шли службы. Но перед Великой Отечественной войной храм закрыли.


Введенскую церковь превратили в колхозный склад в 1960-е годы. Вроде бы и не так давно, но этих лет хватило, чтобы уникальное строение пришло в запустение и стало разрушаться. Колхоз "помог" этому: ворота сбили, а крыльца засыпали, чтобы грузовики заезжали внутрь. Внутренность храма заняли деревянными перегородками в несколько этажей для хранения запасов зерна и овощей. Рядом с эдакой благодатью поселились тучи крыс – и прогрызли целые "тоннели". Ходы, проделанные грызунами в деревянных перекрытиях, видны до сих пор, хотя уже давно здесь нет колхозных закромов.



На причудливой крыше храма выросли деревца, завершая его эклектичный облик, а по стенам пошли трещины. Верхушка колокольни покосилась, как Пизанская башня, и могла бы рухнуть. К счастью, этого не произошло. Может быть, господь упас, а может быть, дореволюционные строители постарались на славу.



Мы посетили Введенский храм летом 2018 года, в счастливую для него пору: храм начали восстанавливать. Летом в нем работали реставраторы-волонтеры из Москвы. Реконструкционные работы уже дошли до крыши. Все купола, подобные языкам пламени, вскоре вознесутся к небесам.


Занимается реконструкцией государство, а непосредственно организует работы церковная община. Общину организовали уже в новом веке по совету некоего депутата. Он предложил создать общину и завести расчетный счет, куда поступали бы средства на восстановление храма. Обещал и сам помочь материально, но увы… Помогла Православная церковь. Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий провел в помещении храма несколько служб, возвратив его к духовной жизни.

Каркасы для будущих куполов
 
Староста церковной общины Лидия Андреевна, сама из Москвы, уже несколько лет почти безвыездно живет в Пете. Служение тем или тому, кому нужна помощь – жизненная стезя Лидии Андреевны. Она рассказала нам, что много лет ухаживала за больными родственниками, а теперь помогает восстанавливать церковь.


Лидия Андреевна провела нас на колокольню, и за время "экскурсии" мы воочию убедились, что проделана огромная работа, благодаря которой храм буквально "ожил". Отдельные моменты этой работы запечатлели для истории, импровизированная фотовыставка встречает приходящих в храм в качестве неназойливого намека. Вот только фрески восстановить в историческом виде вряд ли возможно… Но, как говорится, из двух зол стоит выбирать меньшее.


Чтобы сделать храм пригодным для богослужений, расчистить его интерьеры, общине пришлось потрудиться. Начинали благое дело две пожилые женщины, Лидия Андреевна и ее соседка. Своим примером они вдохновили односельчан. Да и пожертвования начали поступать – и от частных лиц, и от благотворительных фондов. Сегодня в храме не так роскошно, как до революции, но благолепно, службы проходят регулярно и колокола уже благовестят. 

Глядя на возрождающийся храм села Пет, невольно задумываешься: что большее чудо - сохранившиеся исторические контуры редкого храма, или такие вот неравнодушные и деятельные люди, истинные подвижники?

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Пламенеющая готика" над рязанской равниной
Камбоджа. Ангкор-Ват
Путешествие по Минску

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть