В составе музея имеется зал для передвижных выставок, которые меняются примерно раз в месяц. Но именно сейчас в нем уже несколько месяцев действует уникальная персональная выставка Владимира Сергеевича Юркевича, которого земляки любовно зовут зарайским Левшой. Экспозиция юбилейная и приурочена к 70-летию автора.
Владимир Юркевич, судя по тому, что мы увидели на выставке, личность воистину уникальная. Это чрезвычайно талантливый художник-миниатюрист – и далеко не только художник, но и макетчик, резчик по дереву и ювелир. А точнее – самородок, самостоятельно освоивший более 20 профессий (базовые – шофер и электромонтер) и создающий потрясающие работы, не получив художественного образования.
Ювелирным работам мастера, видимо, будет посвящена какая-то другая экспозиция. Сейчас же Бахрушинский музей приглашает всех желающих на выставку "Утерянный город". Юркевич родился, вырос и живет в Зарайске и беззаветно любит свою малую родину. Поэтому уже несколько десятилетий он занимается воссозданием его исторического облика – ибо, каким бы сбереженным осколком Древней Руси ни выглядел городок на реке Осётр, все же изменения постигли его. В мечтах Юркевича – реконструировать в виде макетов весь город. На сегодня в миниатюре воссоздан весь центр и кремль. Владимир Сергеевич принципиально работает только с натуральным материалом. В основном это дерево разных пород, для декора используются ткани, позолота, камни.
Храм Вознесения Господня.
Зарайск основан задолго до монгольского нашествия на Русь, вероятнее всего, в XI веке, и упоминается в Никоновской и Ипатьевской летописях. Однако он не всегда носил современное имя. В исторических хрониках встречается свыше тридцати (!) вариантов наименований города, причем некоторые из них повторяются как в Древней Руси, так и в средневековье. Среди них Осётр, Красный, Новгородок-на-Осётре, Заразеск, Зараевск, Никола Заразской-на-Осётре, Никола-на-Осётре, Никола Заразский, Зорайск, Зараск, Заразской и собственно Зарайск. С XIX века у населенного пункта окончательно утвердилось современное название, о происхождении которого тоже выдвинуто несколько версий.
Самая красивая и романтичная из них, безусловно, связана с
княгиней Евпраксией, молодой женой рязанского князя Фёдора Юрьевича, которая в 1237 году, узнав о гибели мужа в Орде и боясь попасть в плен к татарам, наступавшим на город, бросилась с крыши терема (вариант – с колокольни), держа в объятиях маленького сына, и разбилась насмерть. Слово "заразить" в древнерусском языке значило именно "убить, поразить насмерть". Эта легенда вдохновляла многих писателей прошлого и настоящего, начиная с Василия Яна, на прекрасные художественные сочинения. Но с исторической точки зрения она сомнительна. В одной из летописей Зарайск зовется так уже в 1146 году, почти за сто лет до Батыева похода. Не говоря уже о том, что сама княгиня Евпраксия, ее муж и свекор – фигуры полулегендарные, существование которых документально не подтверждено. Однако Евпраксия является одним из "гениев места", и в зарайском кремле даже был установлен при царе и восстановлен в начале XXI века памятник рязанским князьям Феодору, Евпраксии и Иоанну. Он представляет собой постамент с тремя крестами. То есть, хотя жизнь несчастной княгини не признана историческим фактом, её гибель – безусловный художественный факт.
Памятник рязанским князьям.
По более прозаическим объяснениям, название города может происходить от древнерусского слова "зараз" – "обрыв берега реки"; от слова "ряса" (болото), так как до нового времени Зарайск принадлежал к Рязанской губернии и относительно губернского центра лежал за болотами, или "за рясками"; от слова "зараза" – непроходимый заповедный лес; и, наконец, от слова "зараза" в понимании "инфекция" – название места, где во время эпидемий хоронили покойников, перешло на весь город. Какое из этих толкований более справедливо, теперь уже никто не скажет. Но то, что Зарайск – город с многовековой, насыщенной и драматичной историей, несомненно.
До 1917 года в Зарайске обитало 10-12 тысяч человек, и на весь город было 16 церквей, не считая часовен. Народ тут жил богобоязненный и состоятельный – по преимуществу купцы. Если не каждый из них, то один из десяти считал необходимым поставить храм Божий. Потому на всех улицах дореволюционного Зарайска стояли церкви, а также часовенки. Но в богоборческое время часть храмов разрушили. Сегодня Владимир Юркевич находит архивные фото, чертежи, свидетельства очевидцев насчет исчезнувших храмов и восстанавливает их в макетах. Благодаря этому и местные уроженцы, и гости города могут воочию увидеть то, чего уже нет.
Труд Юркевича "Утерянный город" – самая настоящая историческая реконструкция, имеющая не только прикладное, но и научное значение. Экспозицией можно пользоваться и в исследовательских целях. На большом макете, изображающем центр города сто с гаком лет назад, все строения пронумерованы. По стенам развешаны дореволюционные фотографии тех же объектов, снабженные краткими историческими справками, с теми же номерами. Сверяя номера с макета с кадрами на стене, человек получает полное представление об исчезнувшем памятнике старины.
Так выглядят фото на выставке.
Отдельно реконструирована жемчужина города – Зарайский кремль. Ансамбль кремля, возведенного в XVI веке с оборонными целями и оправдавшего себя в начале XVII столетия, в Смутное время, когда воевода Дмитрий Пожарский одолел здесь отряд польских интервентов, о чем имеется мемориальная доска на воротах с площади его имени, сохранился полностью. У него осталось все: башни, стены и храмы. Конечно, стенам в Смутное время досталось. Они были сильно разрушены. Но в 1860-х годах, когда велась первая реставрация Зарайского кремля, местный уроженец Николай Ланин, купец, переехавший в Москву и разбогатевший, внёс значительный вклад в это благое дело. Он пожертвовал на благоустройство кремля 50 тысяч рублей серебром, практически единолично "финансировав" его. Благодаря щедрому дару Ланина в ходе четырехлетних работ была поправлена повреждённая кирпичная кладка, восстановлены цоколи и верхние части стен. На сегодня Зарайский кремль – единственный полностью сохранившийся в Московской области, да, пожалуй, и среди кремлей всей России один из наиболее цельных.
Макет Зарайского кремля.
Но при всем этом есть один нюанс, который наглядно показывает работа Юркевича. На макете кремля изображены центральный Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Никольский собор и рядом с ним колокольня, которой в реальности нет. А дело вот в чем.
Иоанно-Предтечинский храм в свое время был полностью деревянным, что не мешало ему выглядеть красиво и благолепно: с колоннадой, часами на колокольне и богатым внутренним убранством. Но деревянный корпус обветшал, и тогда городской голова Николай Ярцев обратился к братьям Бахрушиным, знаменитым зарайским уроженцам, промышленникам и меценатам, о которых будет еще отдельный рассказ. Градоначальник попросил прославленных благотворителей финансово помочь ремонту храма. Бахрушины к подобным просьбам относились ответственно. Они приехали в Зарайск сами и привезли архитекторов, которые осмотрели храм и вынесли вердикт: восстановлению он не подлежит. Восемь ветвей обширной семьи Бахрушиных "скинулись" на создание каменного Иоанно-Предтечинского храма, который и был построен в камне в 1901–1904 годах по проекту архитектора Константина Быковского – и стоит до сих пор. А деревянная колокольня прежнего собора еще какое-то время постояла рядом с каменным. Потом ее убрали, но художник на своем макете отобразил именно этот краткосрочный по шкале истории момент, когда новый каменный храм уже создан, а колокольня еще не разобрана.
Старый Иоанно-Предтечинский собор.
Старинный Никольский храм Зарайского кремля может похвастаться куда более продолжительной историей. Первоначально он был основан в начале XIII века, когда город, судя по всему, назывался Красным. Храм заложили в честь и во время принесения иконы Святителя Николая из города Корсуни в пределы Рязанского края. Известно, что в храме Николая Угодника был один из первых и самых крупных на Руси скрипториев – монахи переписывали здесь богослужебные книги и хроники. Современный облик Никольского собора относится к середине XVII века. Пятиглавый храм около 8 лет был на реставрации. На сегодня внешний облик его восстановлен, но внутренние работы еще толком не начались. Однако на панораме, изготовленной Юркевичем, его можно видеть уже полностью завершенным снаружи и внутри. Мастер нашел старинные черно-белые фотографии убранства храма и оформил макет в соответствии с ними, поместив каждую икону и паникадило на свое место. Таким образом, глядя на детище Юркевича, можно заглянуть в будущее.
Никольский собор.
Большинство храмов на макете города каменные. Оно и понятно: располагавшие средствами люди не мелочились на то, чтобы "потрафить" Всевышнему. Но в старом городе встречались и полностью деревянные храмы. Один изображен на макете, на его "окраине", что соответствует исторической дислокации. Церковь стояла на Егорьевской стороне за мостом через реку Осётр на месте современного Зареченского кладбища. Храм был сожжен, но Юркевич воспроизвел его по фотографии. Чтобы разглядеть точно воссозданные детали декора, вплоть до резьбы на оконных проемах, музейные работники предлагают взять лупу. Через увеличительное стекло видно: каждая балясинка с прорезью. Такая проработка деталей характерна для всех произведений Юркевича (что особенно заметно на его же гравюрах по дереву, где среди сотен лиц ни одно не похоже на другое), поэтому автора смело можно называть миниатюристом. Для воссоздания образца деревянного зодчества использовано более 10 пород дерева – дуб, бук, палисандр, вишня, слива и т.п. На колокольне "висит" не просто имитация колоколов – все они снабжены языком и веревочкой. Сделать такое – все равно что блоху подковать.
В числе других храмов, тоже восстановленных гением Юркевича в одну сотую реальной величины (соотношение указано на фотографиях), Богоявленская церковь, закрытая в 1931 году и разрушенная в 1938-м; храм Вознесения Господня, уничтоженный тогда же, на месте которого в 2000-х годах установлен поклонный крест; церковь железнодорожной станции Зарайска и многие другие "сооружения религиозного культа". Например, воспроизводя исторический центр города и собственно Бахрушинский музей, художник вызвал из небытия часовню Александра Невского, установленную на Троицкой площади в 1860-е годы в честь чудесного спасения жизни императора Александра II от одного из, увы, регулярных покушений на его жизнь. Часовню разрушили после 1917 год, а в конце 1950-х вообще постарались "стереть с лица земли", уничтожив даже следы её на прежнем месте. Сейчас практически там же установлен мемориал в честь Великой Победы и Вечный огонь. Макет узнаваемо передает центральную городскую площадь и Троицкий храм: не действующий, но и не разрушенный в безбожное время. Маленькая часовня Троицы Живоначальной близ большой Троицкой церкви сделана с открытой дверкой, за которой можно разглядеть образ Спасителя. Лики Юркевич не благословлен рисовать, их делают другие художники. Сам Владимир Сергеевич рассказывал необъяснимую историю. Над макетом деревянного храма он трудился семь лет, но никак не мог его завершить: все время происходили мелкие "аварии", то дверца выпадет, то купол отвалится. Он пошел в церковь и попросил благословления у батюшки на создание макета храма. Получил его – и сделал макет в течение четырех месяцев. Чудо Господне!
Богоявленская церковь.
Что касается "светских" объектов, они тоже нашли свое место на макете. Например, Московская застава, столбы и кордегардия которой были разобраны не в ХХ веке, как можно было подумать, а в конце позапрошлого столетия по прозаичной причине прихождения в негодность. Или водонапорная башня. Это не та башня, что возвышается в центре Зарайска и служит смотровой площадкой, а заодно и визитной карточкой города. Старая функциональная постройка входит к комплекс макета бывшей железнодорожной станции, выполненного по фото до 1917 года. В Зарайск приходит железная дорога, только с 1870 по 1969 год в городе существовал железнодорожный вокзал, принимавший пассажирские поезда, а ныне по ветке Луховицы-Зарайск следуют лишь грузовые составы. Летом 1877 года Федор Достоевский проехал через Зарайск в имение Даровое поклониться
местам своего детства и могиле отца. В 2017 году на бывшей станции установили памятный знак в честь 140-летия путешествия писателя. Достоевский сейчас – буквально "покровитель" Зарайска. Многие дома на центральных улицах украшены полотнищами с его изречениями (особенно разрушенные или находящиеся на реставрации здания, но не только они).
Юркевич изобразил зарайский вокзал в виде деревянного здания. Позже его сделали кирпичным, а потом благополучно сломали. Старая водонапорная башня предназначалась для того, чтобы заправлять горячей водой паровозы. В настоящее время от былой железнодорожной станции осталась только она: вокзальное здание и церковь сломали. Рядом с бывшей станцией находится корпус прядильно-ткацкой фабрики "Красный Восток" тоже дореволюционной постройки, возведенной в начале XX века швейцарскими специалистами, после революции национализированной. Этого производства на макете пока нет – возможно, оно в планах. Центральная водонапорная башня на макет не попала – она же существует "в натуре". Зато наличествует фантазийных очертаний дом с башенкой – дача Рёдерсов.
Немецкий промышленник Август Редерс в 1858 году основал в Зарайске перопуховый завод и мастерскую по пошиву туфель. В дальнейшем она стала целой обувной фабрикой. Рёдерс и его потомки были людьми состоятельными и просвещенными. Они построили дом и окружили его парком, разбитым по всем правилам и требованиям моды тогдашнего ландшафтного дизайна: в нем были зеленые участки и дорожки для прогулок, розарий, навесные мостики, скамейки, лестницы, и все это великолепие уступами спускалось к реке Осетр. Все горожане могли беспрепятственно войти в пруд и наслаждаться цивилизованным отдыхом. В черте парка было два пруда, в которых плавали черные лебеди, а также парочки на лодках. На макете воспроизведена дача Редерсов в стиле модерн, часть парка и один пруд. После национализации дача Рёдерсов не сразу прекратила существование. Из нее сделали здание культурного центра – библиотека, танцклуб, концертный зал, где пела сама Лидия Руславнова… Старожилы говорят, что еще после Великой Отечественной войны от этого здания стоял какой-то каркас, но к нашим дням от оригинального архитектурного эксперимента ничего не осталось. Теперь на месте дома и парка Рёдерсов – парк имени Кирова на улице Первомайской и памятник Сергею Мироновичу. Многие зарайцы
недовольны тем, что парк носит имя революционера, а не промышленника-мецената.
Дача Рёдерсов.
Так или иначе, но Зарайск стоит того, чтобы провести в нем день, а то и несколько. Помимо историко-архитектурного музея-заповедника "Зарайский кремль", в городе есть замечательный
музей скульптора Анны Голубкиной, лодочная станция, благоустроенные пляжи по реке Осётр и сыроварня с очень вкусными продуктами. И Бахрушинский театральный музей, где выставка "Утерянный город" возвратит современников в прошлое и сделает его живым и осязаемым.