Девять женщин Ольги Перетятько
28 февраля 2024
"Союзмультфильм" проведет мастер-классы и кинопоказы для участников Всемирного фестиваля молодежи
28 февраля 2024
В ожидании новых ярких имён оперных режиссёров
28 февраля 2024
"Природа любви" и ирония любви
28 февраля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

19 сентября 2023 19:58

Вязьма: город купцов, воинов и святых

Специально для "Ревизора.ru".

Торговая площадь Вязьмы. Все фото, кроме особо оговоренных, Е. Сафроновой.
Торговая площадь Вязьмы. Все фото, кроме особо оговоренных, Е. Сафроновой.

В конце августа 2023 года группа известных современных литераторов – членов Союза писателей Москвы в рамках акции "Литературный десант" посетила Вязьму в Смоленской области, о чем ранее рассказывал "Ревизор.ru". Литературные встречи завершились экскурсией по древнему русскому городу. Так мы и узнали, что Вязьма – город купцов, воинов и святых. Какие-то рассказы о ее богатейшей истории подтверждаются документально, какие-то – чистая молва. Но весь город – интереснейший туристический объект.

Седая древность

Начинается история Вязьмы в эпоху неолита. Стоянки древнейших людей оставили в этих краях множество каменных орудий, находки которых особенно часты в районе впадения речки Бебри в реку Вязьму. А в эпоху раннего железного века (начало I тысячелетия до н. э.) тут возникло городище, которое археологи склонны считать предшественником современной Вязьмы. В центре города, на Соборном холме, сохранилось еще одно археологическое городище. По мнению ученых, оно было детинцем древнерусской Вязьмы.


Соборный холм. 

Именно здесь, на Соборном холме, археологические раскопки принесли потрясающую находку: захоронение, откуда подняли дубовый гроб-конструктор, согласно дендрологическому анализу, изготовленный в 1299 году. Конструктором называют гроб, который собирается без единого гвоздя, с помощью скобок. В нем находились останки женщины, вероятно, знатной славянки из племени кривичей. Уникальный гроб передан в Вяземский краеведческий музей, и, как с гордостью подчеркивают экскурсоводы, ни в одном другом российском музее такого артефакта нет.  

Происхождение названия Вязьма имеет несколько версий. Наиболее правдоподобна та, что это финно-угорское наименование, оставшееся от "аборигенов", сложенное из двух корней: "весь" – "вода" и "маа" – земля. Наши отдаленные предки не фантазировали, а нарекали пространства по их основным, видимым глазу признакам. Эту местность назвали "мокрой землей". Вероятно, за ее болотистость. Так возник гидроним: река Вязьма. Река дала свое имя городу, что на заре Русского государства было обычным явлением.


Река Вязьма. 

Когда именно зародился город, прообраз нынешней Вязьмы, никто не может сказать с уверенностью. Согласно житию местночтимого святого Преподобного Аркадия Вяземского, Вязьма возникла в XI веке н.э. Но житие Преподобного Аркадия не исторический источник, учитывая, что затворник подвизался в Вязьме в XVI столетии, а житие его было составлено еще позже. Так что у Вязьмы нет даты основания – есть дата первого упоминания в летописи: 1239 год. Она установлена по житиям смоленских князей. Считается, что в тот год князь Андрей Владимирович по прозвищу Долгая рука из династии Смоленских Ростиславичей  получил в удел Вязьму. От него пошел род князей Вяземских. Впрочем, родословные князей тоже не сугубо достоверны, а других письменных свидетельств о зарождении Вязьмы нет. Так что, по скудным известным данным, Вязьма – ровесница рокового нашествия Батыя на Русь, которое и до этого болотистого края докатилось.


По болоту лучше всего передвигаться в лаптях, о чем, возможно, и напоминает этот забавный арт-объект. 

О первых веках существования Вязьмы немногое проглядывает сквозь толщу веков. После татаро-монгольских набегов город сумел восстановиться и окрепнуть. Так как он находился на западных рубежах земли Русской, к нему стал проявлять внимание могущественный литовский князь Витовт. В 1403 году его войска заняли Вязьму, а через год и Смоленск. В течение  XV столетия московские князья будут долго и безуспешно пытаться отбить этот город. В 1493 году московское войско во главе с князем Василием или Вассианом Патрикеевым и воеводой Даниилом Щеней заняло Вязьму, закрепив ее пребывание "за Москвой" специальным договором. Но на протяжении двух следующих веков Вязьма останется предметом споров между Москвой, Литвой и Речью Посполитой. Поэтому в городе поставили оборонное сооружение – деревянную крепость.

Тем не менее, XVI век был в целом благодатен для города. Экономически выгодное положение на торговом пути по реке Вязьме, связывающей бассейны Волги, Днепра и Оки, еще в средние века обусловило Вязьме торговый оборот, сделавший её к концу Российской империи купеческим городом богаче Смоленска. Финансовому расцвету Вязьмы способствовало и переселение сюда из Великого Новгорода представителей знатных фамилий Строгоновых, Калашниковых, Лютовых, Колесниковых, Ельчаниновых. В 1565 году царь Иван Грозный объявил Вязьму своим опричным владением. Земли под Вязьмой имели и такие аристократические роды, как Шуйские, Годуновы, Сабуровы и пр.


Центр современной Вязьмы. 

Ратное средневековье

Вязьму не миновали беды Смутного времени, выпавшего на начало XVII века. В течение нескольких лет город и его окрестности грабили польские отряды, например, войска гетмана Желтевского. В 1619 году Россия и Речь Посполитая заключили между собой Деулинское перемирие, по которому Вязьма отошла к Москве. Она оказалась пограничным городом. Это подвигло молодого царя Михаила Федоровича Романова начать в Вязьме строительство новой крепости с каменными башнями. От нее сохранилась Спасская башня – самое древнее сооружение города и один из визуальных символов Вязьмы. Мощная квадратная башня впечатляет.


Спасская башня. 

Крепость воздвигли на специально насыпанном валу. Ей выстроили шесть каменных башен, и три башни оставили деревянные. Пространство между ними занимала деревянная же стена под двускатной крышей, и в ней были проделаны потайные ходы. Площадь крепости составляла около полутора километров. Спасская – угловая башня – была возведена первой в 1630 году. Стены, расходясь от нее, охватывали и защищали основной исторический центр Вязьмы.

Вяземская крепость сыграла немаловажную роль в Смоленской войне 1632-34 годов (противостояние русской и польской сторон за владение Смоленском). Между Смоленском и Вязьмой были сосредоточены русские отряды под командованием Шеина и Измайлова, которые пытались Смоленск отвоевать, но безуспешно. Отряды отступили в Вязьму, поляки попытались взять штурмом Вяземскую крепость, но на сей раз сами потерпели неудачу. Годом позже близ Вязьмы был подписан Поляновский мир, придавший Вязьме статус крайнего русского западного города. Все её окрестности оставались за Речью Посполитой. Смоленск отвоевали только через 20 лет, в 1654 году.

С окончанием активных боевых действий Вязьма утратила оборонное и стратегическое значение. Крепость перестали подновлять, ее стены и башни начали разрушаться, что продолжалось десятилетиями. Полутора веками позже Наполеон, заняв Вязьму, приказал взорвать все ее стены и башни – единственной, которая устояла после этого варварства, оказалась Спасская башня. Тому, что она была самой крепкой в "венце" оборонного зодчества, способствует ее форма: куб, стоящий на усеченной пирамиде. Наиболее архитектурно интересен подошвенный ярус. В нем пробиты бойницы, выходящие на все стороны света. Устройство бойниц в подошвенном ярусе – редкость для русских крепостей; оно говорит о высокой квалификации создателей этой башни. Толщина стен Спасской башни у основания – до 6 метров. Толщина стен во втором ярусе – около 4 метров. Там тоже проделаны бойницы, как  для боевых целей, так и для освещения внутренних помещений. На высоте третьего яруса по башне проходит боевая галерея шириной примерно полтора метра, украшенная стрельницами, из которых тоже можно было разить противника. Галерея соединялась с круглой винтовой лестницей, проходившей по южной стене башни. Все это экскурсоводы рассказывают "на пальцах": проникновение внутрь Спасской башни строжайше запрещено. После Наполеона её еще раз взрывали фашисты. Божьим промыслом, вероятно, жемчужина средневекового оборонного зодчества устояла, но ее сводчатые перекрытия разрушены.  



Своеобразным памятником заключению Поляновского мира служит Троицкий собор – кафедральный собор Вязьмы. Он стоит на месте старого деревянного Никольского храма. В 1597-1598 годах царь Борис Годунов издал указ о строительстве нового храма взамен обветшавшего. И его перестроили, но по-прежнему из дерева. В 1610 году деревянный храм был разграблен поляками. Культовое сооружение восстановили только в 1635 году, после подписания мирного договора. Восстановление храма началось в том же году в день Святой Троицы. Храм переименовали в ее честь.

Троицкий собор перестраивался с момента закладки первого камня не раз. Все внешние повреждения (например, в 1812 году он тоже пострадал) влекли за собой архитектурные преобразования. Так что теперь облик храма чрезвычайно эклектичен, что добавляет ему привлекательности. Например, в его облике есть "кокошники", характерные для шатрового стиля, но запрещенные патриархом Никоном как символ человеческой гордыни.


Троицкий собор настолько велик, что "не умещается" в кадр. 

В соборе четыре придела. Никольский сохраняет древнейшее название храма и старинное крыльцо с "балдахином" и чугунные литые двери XIX века. Строго напротив Никольского – придел Сергия Радонежского. Наискосок придел во имя вяземских святых благоверных князей Иулиании и Симеона, о которых будет отдельный рассказ. Четвертый придел – Иверский. В 1765 году в этот храм купцы Калашниковы принесли список Иверской иконы Божией матери. Он особенно почитаем вязьмичами как чудотворный. В городе верят, что эта икона защитила город в пору "екатерининской" чумы 1770 года – болезнь охватила всю Россию, но в Вязьму не пришла. Здесь уместно сказать, что страшная зараза "посещала" Вязьму неоднократно и даже способствовала тому, что Вязьма недолгое время в середине XVII века была столицей Руси. Когда в октябре 1654 года в Москве разразилась эпидемия чумы, царь Алексей Михайлович, возвращаясь с войском из только что ставшего русским Смоленска, по настоянию бояр и приближенных, чтобы не въезжать в столицу, задержался в Вязьме. Она стала временной резиденцией царя и его приближенных, в город прибыла царская семья и патриарх Никон, отсюда осуществлялось управление государством. Это продолжалось с 21 октября 1654 года по 10 февраля 1655 года. Для обитания царя и свиты в Вязьме был построен деревянный дворец. Камень на его месте показывают туристам.

Иверская икона Богородицы выставлена в Троицком соборе, к ней открыт доступ. Но до нынешнего возобновления "благочестивой" жизни храм перенес поругание. В советские времена в нем устроили соляной склад. Испарения соли причинили много вреда постройке, особенно её внутренним росписям. Фрески XVII века погибли безвозвратно. Сохранившая доныне роспись сделана в позапрошлом веке, тогда же, когда построена и современная колокольня. Она сменила, должны быть, очень эффектную на вид трехъярусную шатровую колокольню XVII столетия, разбитую ударом молнии.


Детали иконостаса Екатерининской церкви. 

К слову, внутри собора сохраняются детали иконостаса кладбищенской Екатерининской церкви, так как та церковь сейчас закрыта и, увы, не реставрируется. Иконостас был выполнен в середине XVIII века из золоченого дерева в стиле барокко. Удалось спасти несколько деталей с завитушками, резными ангелочками и прочими умилительными приметами этого пышного стиля. В том же приделе, где выставляется "екатерининский" иконостас, находятся уникальные железные полы, плиты которых изготовлены примерно в то же время. Троицкий собор поражает воображение и снаружи, и изнутри.

На территории Соборного холма также размещается духовно-просветительский центр и жилище владыки Сергия, епископа Вяземского и Гагаринского.

Вяземские святые

В земле Вяземской просияло несколько святых. Очень трогательна легенда Святых благоверных князей Симеона и Иулиании, здешних покровителей семьи и брака.


Мозаичное изображение Иулиании и Симеона в Иоанно-Предтечинском монастыре. 

Как гласит житие святых, Иулиания родилась в конце XIV века в роду бояр Гостомысловых и рано осиротела, потеряв родителей из-за политических междоусобиц. Девочку воспитал брат отца Федор Данилович в духе христианском. Иулианию выдали замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича, тоже человека кроткого и боголюбивого. Супруги жили в мире и согласии и любви к Господу. Эта идиллия разыгрывалась на фоне притязаний литовских князей на Смоленск. Последним Смоленским князем был Юрий Святославович, потомок Владимира Мономаха. Он был правителем жестоким, властолюбивым, воинственным, но литовцы оказались сильнее и нашли предателей в окружении князя, многих настроившего против себя – так что Смоленск захватили враги. Юрий был вынужден бежать. Вскоре литовцы пришли и в Вязьму, и князь Симеон Вяземский с супругой Иулианией тоже оказались в изгнании.


"Дерево любви". Новобрачным в Вязьме покровительствуют Симеон и Иулиания. 

В 1406 году князья Юрий и Симеон попросили покровительства и защиты в Москве, и великий князь Василий принял их на службу и дал им на прокормление город Торжок "напополам". Князь Симеон всегда помнил о своем подчинении Юрию, вел себя с ним смиренно. Юрий не замедлил воспользоваться этим и начал нечестиво волочиться за Иулианией. Поскольку княгиня отвергала его намеки и соблазны, властитель пошел на хитрость. Он устроил пир в своем доме, куда пригласил Симеона и Иулианию, а во время хмельного застолья убил своего бывшего друга. И повелел слугам привести Иулианию к себе в спальню. Но даже и в таком ужасном положении княгиня отказала ему и пыталась вразумить. Дело дошло до банального насилия, Иулиания, защищаясь, схватила нож, но не убила, а лишь ранила Юрия и выбежала во двор. Юрий же приказал догнать княгиню, отрубить ей руки и ноги, убить её и мертвое тело бросить в прорубь, в реку Тверцу. Сам он после этого скрылся в Орде, но затем вернулся на Русь, удалился в один из монастырей и вскоре после того умер. Днем кончины супругов житие называет 21 декабря 1406 года. А их погубитель Юрий оставил этот свет в 1408 году.

Весной того же года были обнаружены нетленные  останки Иулиании: их выловил из реки Тверцы один крестьянин, который тяжело хворал. По преданию, он услышал голос мертвой женщины, которая повелела ему отправиться к протопопу и сказать ему, чтобы ее тело погребли его на правой стороне в соборной церкви Преображения Господня в Торжке. И крестьянин вмиг исцелился. Говорят, что в ходе перенесения мощей Иулиании в собор еще многие больные и немощные получили чудесное избавление от недугов. К гробнице Иулиании стекались паломники много последующих веков. В 1819 году под соборным храмом с правой стороны устроили и освятили в честь её часовню. В некоторых других российских храмах тоже были созданы приделы в память святой Иулиании. Но в ходе послереволюционной антирелигиозной кампании в 1919 году гробницу с мощами святой княгини Иулиании вскрыли и разорили. Мощи, вероятнее всего, выбросили в реку Тверцу. Так что сегодня они тоже считаются утраченными. Но Православная церковь чтит память святых благоверных князя Симеона и княгини Иулиании Вяземских 3 января, в день их мученической кончины, и еще несколько раз в году.


Горельеф вяземских князей. 

В Вязьме есть сразу два памятника защитникам супружеской любви и верности. На южном фасаде палат XVII-XVIII веков Иоанно-Предтеченского женского монастыря есть их мозаичное изображение, установленное в 2006 году. Есть у пары и более "светское" почитание. На краснокирпичном здании Таможенной заставы на Торговой площади находится металлический горельеф "Князь Симеон и княгиня Иулиания Вяземские" работы А. Мартиросова.

Другой почитаемый в Вязьме святой – преподобный Аркадий Вяземский. Судя по здешнему преданию, он совершил для Вязьмы такое же чудо, как святой Патрик – для Ирландии: избавил город и его окрестности от змей. Аркадий Вяземский молился, стоя на большом камне. Однажды во время моления он увидел, как женщина поит молоком из сосуда младенца, и из этого же сосуда пьет ползучий гад. Эта картина показалась святому настолько отвратительной, что он поклялся, что змей не будет ни в Вязьме, ни на сорок верст вокруг. Биологи не дадут соврать – змей можно встретить не ближе чем в сорока километрах от города. В лоне церкви Аркадий Вяземский прославлен как он затворник и пустынник, ученик преподобного Герасима Болдинского, молитель за род человеческий. По известным данным, умер преподобный в 1592 году. Возле Троицкого собора есть часовня в честь Аркадия Вяземского, а возле нее установлен валун в память его молитвенного подвига.

Герасим Болдинский (1489 —1554) — монах Русской православной церкви, прославленный основанием обителей. Так, он заложил Болдин монастырь под Дорогобужем, где преподобный и скончался в конце своих земных дней, и Жиздринский Троицкий монастырь. В 1535 году Герасим со своим учеником Симеоном пришёл в Вязьму, где основал Иоанно-Предтеченский монастырь.


Памятник Герасиму Болдинскому в Иоанно-Предтечинском монастыре. 

В Вязьме рассказывают так: по пути в город преподобный Герасим Болдинский усмирил разбойников, не дававших проходу честным людям. Вместе со своим учеником Симеоном они поставили келью на территории будущего монастыря, где и прожили 40 лет. К ним потянулись верующие. В 1542 году преподобный Герасим Болдинский отправил послание в Москву, прося разрешения на этом месте организовать обитель. Это ему дозволили. Возникший на сем месте  монастырь изначально был мужским. Сейчас он женский. На территории обители стоит памятник преподобному Герасиму Болдинскому. "Местное" житие Герасима Болдинского не совпадает с общепринятым во многих деталях, но главная заслуга инока перед городом, основание красивейшей обители, не подлежит сомнению.

Подлинная жемчужина монастыря – храм в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, в народе называемый Одигитрия (с греческого – путеводительница), был построен в вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре в Вязьме в XVII веке. Это один из немногих сохранившихся в нашей стране трёхшатровых храмов. Традиционно время постройки относили к 1635—1638 годам. Но великий архитектор и реставратор Пётр Дмитриевич Барановский, основатель музея в Коломенском, Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре и спаситель храма Василия Блаженного от уничтожения, считал иначе. По версии Барановского, храм был возведен в период после 1654 года. То есть ровно тогда, когда патриарх Никон наложил вето на строительство шатровых храмов (что не помешало ему, впрочем, в Новом Иерусалиме возвести роскошный шатровый Храм Гроба Господня). Барановскому можно верить. Он прожил беспримерно долгую жизнь, 92 года, и на ее протяжении много раз обращался к вяземскому архитектурному чуду. Еще в 1912 году Пётр Барановский произвёл обмеры и исследования храма, что позволило в 1960—1980-х годах провести консервацию, а затем реставрацию церкви, которая долгое время служила… корпусом спичечной фабрики. Реставрацией начинал руководить он лично. Петр Дмитриевич умер в 1984 году. В 2017-м году на здании церкви установлена памятная доска в честь Барановского. Храмы монастыря были возвращены Русской православной церкви весной 1989 года. В 2009 и 2012 годах Одигитрия заново освящена.


Церковь Одигитрии. 

"Возраст" Одигитрии – еще одна историческая загадка Вязьмы. Впрочем, туристов волнует не столько она, сколько мастерство безымянных для нас строителей, создавших такое совершенное произведение архитектурного искусства. Это один из венцов русского шатрового зодчества. Три шатра опираются на восьмигранные барабаны. Центральный – световой, остальные – "глухие", служат исключительно опорами куполам. Для строительства Одигитрии использовали 16 типов кирпичей разных форм и размеров. Благодаря этому декор смотрится особенно пышно. У церкви два придела: в честь Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца. Приделы украшены тремя уровнями кокошников, а в центр кокошников вставлены зеленые муравленые изразцы с различными священными и историческими сюжетами.

Наполеоновская кампания

Обзорная экскурсия начинается с площади Советской, исторически – Торговой или Базарной. Тут несколько веков подряд "правили бал" купцы. На главной площади происходили самые масштабные торги, что и отразилось в названии. Потому городская застройка Вязьмы, сложившаяся в течение XVIII – XIX веков, состояла из домов с торговыми лавочками – и храмов. Вяземские купцы щедро благодарили Бога за удачу в делах. За XVIII век в Вязьме было построено кирпичных церквей больше, чем за все предыдущие и последующие столетия. Но до нас дошло лишь несколько храмов. Помимо тех, что уже описаны, есть Спасо-Преображенская, Екатерининская, Введенская церкви, а также храмы во имя Рождества Богородицы и Рождества Христова.


Храм Спасо-Преображения. 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1782 году на месте обветшавшего одноименного храма на средства, собранные прихожанами. В 1785 году к её основному зданию пристроили массивную трапезную с двумя приделами: один в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и другой в честь Жен-мироносиц. В последнем с 1980 года располагается Вяземский краеведческий музей.


Церковь Рождества Богородицы, она же краеведческий музей. 

У церкви была массивная четырехъярусная колокольня, но в 1930 году ее разобрали на кирпичи. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы не постигла та же участь, вероятно, в силу ее уникальной "биографии". В 1912 году Юбилейный комитет в год празднования столетия Отечественной войны 1812 года признал Богородице-Рождественскую церковь храмом-памятником той славной кампании. У её стен состоялось Вяземское сражение 22 октября (3 ноября) 1813 года: схватка русских частей с отступающими из Москвы наполеоновскими полками. Со стороны французов в битве участвовало 37 с половиной тысяч человек. У русского командующего генерала от инфантерии М. А. Милорадовича было 24,5 тысяч человек. Но численный перевес противника не помешал русским одержать блестящую победу. Вяземское сражение считается переломным в ходе Отечественной войны 1812 года: после него французы больше не смогли организовать контрнаступление, и их отступление превратилось в беспорядочное бегство.


Картина Петера фон Гесса "Битва под Вязьмой". 

Бой выплеснулся прямо на Торговую площадь под стены Богородице-Рождественского храма. Кульминацию битвы запечатлел на полотне "Битва под Вязьмой" известный немецкий художник-баталист Петер фон Гесс, оригинал картины находится в Эрмитаже. На ней узнаваемо изображена Вязьма и этот самый храм. Всю Торговую площадь занимают французы, но слева по улице Московской, ныне улица Ленина, на площадь вступают ровные ряды Пярновского пехотного полка (назван по эстонскому городу Пярну). В результате завязавшегося боя к семи часам вечера французов выдавили не только с площади, но и из Вязьмы. Французы в том сражении потеряли 6 тысяч человек убитыми и ранеными, 2,5 тысячи попали в плен. Потери русской армии составили 1800 человек. На одном из домов Советской площади укреплен баннер с картиной Гесса "Битва под Вязьмой".



В 1912 году в Вязьме открыли памятник воинам Пярновского пехотного полка как главным вершителям победы в той баталии. Это был самый первый памятник, появившийся в Вязьме: колонна, на которой укреплен огромный бронзовый двуглавый орел с царскими коронами, а в центр колонны врезан куб с информацией о баталии и об установке памятника. После 1917 года металлические части памятника отправили на переплавку. Его восстановили только к 150-летию Наполеоновской кампании, в 1962 году. Причем восстановили не на том месте, где он стоял изначально, а вписали в ансамбль Богородице-Рождественской церкви. А то стоять бы императорским орлам рядом с памятником Ленину…


Вид на Советскую (Торговую) площадь с памятником Пярновскому полку. 

Возле здания Спасо-Преображенского храма, после революции преобразованного в Центральную районную библиотеку (теперь она занимает новое здание, где мы и встречались с читателями), в центре города, находится еще один монумент Отечественной войне 1812 года. Памятник создан по проекту художника Семенова: на каменной глыбе две головы орла, одна грозно смотрит на Запад, откуда явились французы, другая терзает поверженное французское знамя. Ниже расположен герб Вязьмы: он почти полностью повторяет герб Смоленска, пушка в поле – знак воинской истории, и сидящая на ней птица Феникс, символизирующая возрождение города. Только над этой композицией проходит титло – знак подчинения, признания главенства Смоленска. Под гербом изображение юбилейной медали 1812 года: на одной ее стороне год, а на другой – надпись "Не нам, не нам, а имени твоему". И еще ниже табличка с повествованием о сопротивлении Вязьмы Наполеону. Рядом с храмом находилась богадельня. В ее здании в советское время был литературный салон Вязьмы. Сегодня храм и относящиеся к нему объекты реставрируются.


Памятник 1812 году. 

Из области воспоминаний: на противоположной от краеведческого музея стороне Торговой площади располагалось здание, где в 1918 году был открыт драматический театр имени Луначарского. Он с успехом работал до начала Великой отечественной войны. Успели ли в нем поставить пьесу Луначарского "Бархат и лохмотья", не сообщается. В войну труппу эвакуировали из города, а здание сильно пострадало, отчего в 1950 году было окончательно разобрано. Но еще до этого, в 1948 году, при клубе железнодорожников станции Вязьма был открыт самодеятельный театр. В 1960 году он получил звание народного и в таком качестве работает по сей день. А на главной площади расположен современный культурный объект брежневской эпохи: ДК "Центральный".


Памятник Ленину перед ДК "Центральный".

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы окружает целый ряд арт-объектов. Это набережная реки Вязьмы, огибающая храм. Это памятник "Сердце матери", поставленный в 2012 году: силуэт сердца из черного гранита, на котором перечислены имена вязьмичей – участников локальных войн, вплоть до Сирии.


Памятник "Сердце матери". 

Совсем недавно пришлось дополнить его плитой у подножия, где перечислены имена участников СВО. Монумент изображает почерневшее от горя сердце матери, здесь же поблизости проходит Аллея памяти с именами героев боевых действий – местных уроженцев.


Аллея памяти. 

Это памятник Лаптю, не вполне отражающий исторические ремесла города (Вязьма славилась кожевенным делом, здесь делали кожаную обувь, за которой приезжали даже из Москвы, а лапти носили только на селе), но апеллирующий к богатому прошлому здешних мест. Это здание Таможенной заставы с горельефом Иулиании и Симеона, а рядом "Дерево любви". И, наконец, это остановка "Зонтик", подарок мэра города Александра Климанкова, поэта и музыканта, много внимания уделяющего развитию культуры, прекрасной половине населения города на 8 марта. Большинство арт-объектов установлено тоже с подачи Климанкова.


Остановка "Зонтик". 

В 2009 году Вязьма была признана Городом воинской славы наряду с Кронштадтом и Нарофоминском. Вязьма получила звание за все свои ратные заслуги: проявленные в Смутное время, в 1812 году и в Первую Мировую войну. Тогда Вязьма выполняла две основные функции: здесь собирались воинские части перед отправкой на фронт, а еще город стал огромным госпиталем. Все пустующие здания были отведены под лазареты. В теплое время близ вокзала ставились палатки и возводились бараки, где также размещали пострадавших на фронтах. Эта страница истории отражена в Сквере героев Первой мировой войны, который находится аккурат напротив вяземского железнодорожного вокзала. У памятного объекта прелюбопытная история. В 1916 году рядом с вокзалом был разбит сквер и установлен единственный в России памятник героям войны, которую тогда называли Второй Отечественной. Потом его снесли как наследие проклятого царизма. А в год столетия Первой Мировой сквер начали восстанавливать при поддержке Российского Военно-Исторического общества, и теперь это еще одна достопримечательность города.


Сквер в память Первой Мировой войны.

Подвиг генерала Ефремова

В Великую Отечественную войну Вязьма особенно отличилась. Всем памятна Вяземская оборонительная операция. В октябре 1941 года в окружение в районе Вязьмы попали пять советских армий. Они героически сопротивлялись, неся огромные потери. Экскурсоводы называют цифру около миллиона убитых, раненых и попавших в плен с советской стороны. Но при этом две недели Вяземской оборонительной операции позволили советским частям образовать вторую линию обороны под Можайском, в силу чего фашисты не взяли Москву, так что потери окупились сторицей.  


Кинотеатр "Победа". 

17 месяцев Вязьма находилась в оккупации. В 1942 году была предпринята попытка освободить город, занятый немцами, однако наступление советских войск на Вязьму привело к тому, что и эти дивизии оказались "в клещах". Именно тогда совершил свой подвиг генерал Ефремов.

Генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Ефремов командовал 33-й армией. Его подразделение  находилось в окружении под Вязьмой с февраля по апрель 1942 года, и к апрелю у советских солдат уже не осталось ни сил, ни боеприпасов. Но даже на тот тяжелейший период не пришлось ни единой массовой сдачи в плен.

Генерал Ефремов был ранен. Он мог эвакуироваться на специально присланном за ним самолете, однако отверг такую возможность. На самолете он отправил в тыл других раненых. Сам же военачальник принял свой последний бой 19 апреля 1942 года. Когда Ефремов понял, что плен неминуем, он выстрелил себе в висок. Тело его на следующий день нашли фашисты. 20 апреля у заброшенного храма в селе Слободка близ Вязьмы генерала Ефремова враги… захоронили с воинскими почестями. По легенде, один из немецких офицеров на его похоронах сказал: "Немецкие солдаты, воюйте за Германию так же, как генерал Ефремов за свою родину!". Это единственный случай в истории Великой Отечественной войны столь почтительного отношения гитлеровцев к трупу противника.

В 1952 году останки Ефремова были перенесены из Слободки на воинское захоронение на кладбище близ Екатерининской церкви. Но еще раньше посреди Вязьмы возник выразительный многофигурный памятник в его честь. Сейчас площадь, на которой находится памятник, тоже носит имя генерала Ефремова.


Площадь генерала Ефремова. 

Отступая из Вязьмы, фашисты провели 476 целенаправленных взрывов, полностью уничтожая промышленность и всю инфраструктуру города. То была самая успешная операция немецкой тактики "выжженной земли", названная "Бюффель" ("буйвол"). Вязьма оказалась разрушена до основания. В 1946 году в почти стертом с лица земли городе был поставлен памятник Ефремову. О создании этого монумента задумались еще в 1943 году, сразу после освобождения Вязьмы, которое произошло 12 марта 1943 года. Конкурс выиграл еще молодой скульптор Евгений Вучетич. Впереди у него были прославленные на весь мир гигантские скульптуры "Родины-матери" на Мамаевом кургане и "Воина-освободителя" в Берлине в Трептов-парке.  Но и в относительно ранней работе Вучетича чувствуется мощь его дарования.


Мемориальная композиция. 

Памятник представляет собой композицию из нескольких человек. В его центре – фигура раненого, поддерживаемого товарищами генерала Ефремова, который в предсмертном порыве указывает соратникам путь к отступлению. Рядом с ним гранатометчик готовится бросить последнюю гранату. С другой стороны памятника – фигура отстреливающегося автоматчика, которая подчеркивает, что группа наших воинов взята в кольцо врагов. И завершает композицию фигура смертельно раненого лейтенанта с пистолетом. Есть мнение, что в этом молодом офицере Вучетич отразил себя. Он некоторое время воевал в 33-й армии, с генералом Ефремовым не встречался, но вложил в эту фигуру свое почтительное отношение к полководцу и его армии.

За памятник генералу Ефремову Вучетич был удостоен Сталинской премии. И еще памятник примечателен тем, что он первый во всем Советском Союзе воздвигнут в честь событий Великой Отечественной войны. В 1996 генерал-лейтенанту Ефремову присвоили звание Героя России посмертно. В 2015 году у подножия памятника в Вязьме появился мемориал "Вечный огонь". Сложно поверить – но до того в Вязьме не было Вечного огня. Средства на создание мемориала выделили областной и местный бюджет, а также сделали пожертвования трудовые коллективы и даже жители города. Частичку огня привезли с Могилы неизвестного солдата в Москве, и его торжественно зажгли ветераны Великой Отечественной войны.


Знак Города воинской славы. 

После того, как Вязьма была признана  Городом воинской славы, в ней был установлен типовой знак этого звания, созданный по проекту известного современного скульптора Салавата Щербакова. Таких стел на сегодня в России 47, как и городов воинской славы. Вяземский памятник изготовлен с небольшими отклонениями от проекта:  на постаменте стела темного гранита с двуглавым орлом на вершине, а вокруг неё не четыре тумбы, а две крупные панели с барельефами по бокам, отражающими всю воинскую историю города.


Знак в честь сегодняшних защитников Отечества. 

Так что Вязьма – город, в облике которого сочетаются война и мир. Побывать здесь и прикоснуться к великой истории, безусловно, стоит.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Киров – Вятка – Хлынов. Памятливый город.
Горские легенды. Красиво и страшно. Продолжение.
Горские легенды: красиво и страшно

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть