Баттл прошлой смены запомнился многим: молодые архитекторы до хрипоты спорили за чем будущее: сохранением наследия или современными технологиями? Художники и скульпторы тоже не подкачали. На сцену вышла тяжёлая артиллерия: председатель правления Союза художников России Андрей Ковальчук, ректор МГАХИ им. В. И. Сурикова Анатолий Любавин, народный художник России Сергей Гавриляченко, глава Фонда современного искусства Иван Демидов, художник-монументалист Иван Лубенников, молодой художник и искусствовед Егор Кошелев. Модерировала дискуссию заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного комплекса РОСИЗО Вера Лагутенкова.
Одна команда участников взялась отстаивать право искусства быть современным, не вцепляясь в старые традиции; вторая – напомнить, что без прошлого нет будущего.
Классиком надо ещё стать!
Молодые люди из Тулы, Сочи, Москвы, Екатеринбурга, Калининграда и других городов высказывались по три минуты. Категоричность граничила с эпатажем:
"Я не люблю, когда меня обманывают, когда представляют как новаторство вторичные, третичные идеи. Классика – это то, что и есть искусство. Вы поймёте, что мы правы!".
"А вы кто, Господь Бог, чтобы рассуждать о том, что такое истинное искусство? Современное искусство – то, что творится в наше время. Когда я вижу современные работы, я плачу. Это моя история, это моё искусство!".
Искры из ширинки
Камнем преткновения стало современное искусство, вызывающее отвращение на грани с физиологическим:
"Современное искусство несёт низменные проявления, а классическое – возвышенные. Эстетические чувства должны быть на высоте, а не опускаться до низа", - яростно отстаивали сторонники классики.
"Да? А вы не думаете, что если мы нечто называем храмом, то получается, что мы жрецы, носители одной устоявшейся истины и не допускаем других мнений? Это опасно и ведёт к тоталитаризму".
Наконец обстановка накалилась до предела:
"Цель искусства – вызвать отклик, и нет разницы, нарисованы ли там берёзки или три красных пятна. Если ёкнуло – значит, вы своего добились. Признайте уже, что есть современное искусство, которое ведёт к вечному, которое показывает путь к Богу и которое требует огромного труда!"
"Что такое современное искусство? Псевдо арт-личности, псевдоноваторские идеи, которые не несут ничего, но выставляются как серьёзные произведения. Современное искусство теряет ориентиры, индивидуальность, пол!"
Лепят все!
Тут на арену вышли эксперты. Иван Демидов не смог молчать:
"Каждое поколение должно найти свой язык, у каждого должна быть своя война и своя победа! Нужно не сохранять традицию, а развивать ее! Ищите, ищите свой язык, это, по крайней мере, будет интереснее, чем повторять то, что мы видели".
Сергей Гавриляченко в ответ процитировал "Очарованного странника" Лескова: "Идёт захват классической эстетики. Противостояние между классикой и современным искусством очевидно. А вы смотрите: искусство оскотинивает или нет? Берёзка оскотинит вряд ли!". Под конец речи эксперт не выдержал и запел, чем явил яркий пример перформанса.
"Всё искусство когда-то было современным! – возопил Егор Кошелев на весь зал в ответ. – Оно встречало сопротивление со стороны окружения, что диктуется страхом потери власти. Подумайте о себе! Разные ветви искусства создают более обширную картину реальности, они оттеняют друг друга, они должны быть рядом. И если мы в огромном спектре современного искусства видим лишь голых женщин и грязь, то это наша проблема! Если мы видим лишь это, то те художники, которые это предъявляют, оказываются правы! Будьте цельными, просвещёнными людьми, и современное искусство станет для вас родным домом!"
"Я думаю, что современное и классическое искусство ещё долго будут рядом, - примирил спорщиков Андрей Ковальчук. – Надеюсь, что в нашем арт-пространстве мы сможем создать проекты, которые будут способны показать глубину традиции и лучшие вещи из современного искусства".