© официальный сайт форума "Таврида"
"История современного искусства в России начинается с попытки создать оформленную сигнальную систему между творческим образом, произведением художника и самим зрителем, то есть “потребителем” арта", — отметил Джеуза.
Характерной чертой "современного" искусства нашей страны до начала 90-х гг. являлась его "подпольность", отсутствие официальных каналов распространения. "Жизнь была возможна только в подполье, в мастерских или среди друзей, ни о каких выставках или экспозициях не могло быть и речи. Всё это было под запретом, авангардисты, тут можно вспомнить знаменитый визит Никиты Хрущёва в "Манеж" на выставку студии "Новая реальность", нонконформисты существовали сами в себе, отстранившись не только идеологически, но и финансово, не подчиняясь законам набирающего обороты рынка", — подчеркнул критик.
Современное искусство параллельно развивалось в рамках двух направлений — московского и ленинградского обществ. "Одно из ключевых различий московского нонконформизма от нонконформизма ленинградского заключается в том, что в столице художники жили и общались, обменивались идеями и мнениями с поэтами, а в Ленинграде — с музыкантами", — рассказывал Джеуза.
"Молодые художники того времени срабатывались вместе, вместе и жили. Они были пропитаны коллективным духом, духом свободы творчества, таким же, какой и сейчас есть среди вас на "Тавриде", — подчеркнул куратор.
Переломным моментом в истории современного искусства России стала "Бульдозерная выставка", организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года на окраине столицы в Беляеве. "Это действительно стало событием, так как этой выставкой сами художники хотели вызвать своего зрителя на диалог, выйти из своего подполья и заявить о себе миру. Это стало началом перемен, которые привели к официально разрешённым со стороны властей выставкам в домах культуры и творчества, в том числе — в Ленинграде", — резюмировал Джеуза.
"Газа — Невская культура", получившая своё прозвище от названий домов культуры в Ленинграде, где выставлялись нонконформистские художники, затем Московский концептуализм Сретенского бульвара — Пивоваров, Булатов, Кабаков, российский поп-арт — Рогинский, Чернышёв, Турецкий, соц-арт Комара и Меламеда, группа "Коллективные действия", участники вместе с лектором разбирали ключевые этапы развития искусства, дойдя вплоть до 1988 года — легендарного аукциона русского искусства Sotheby’s. "”Другое” искусство того времени закончилось на ставке в £242 тыс. на аукционе в Москве. Именно тогда изменились правила игры и рынок, до сих пор державшийся в стороне от творчества этих людей, занял свою нишу", — отметил критик.
В конце выступления Джеуза обратил внимание участников "Тавриды" на одну характерную черту современного искусства нашей страны того времени. "Вы могли заметить, в процессе презентации я показывал вам на экранах примеры работ художников того времени, и очень многие из них, абсолютное большинство было написано на листах бумаги формата А4, максимум — А3. Это делалось специально, чтобы можно было быстро прятать или убирать в чемодан свои работы, скрывая их от лишних глаз", — напомнил гость площадки.