Древний Псковский кремль омолаживается
17 июля 2019
В Пскове реконструируют древнейший "бизнес-центр" – Дом Постникова
16 июля 2019
"Творческий отчет" Санкт-Петербургского государственного академического театра Комедии им Н.П. Акимова на московской сцене
16 июля 2019
Чужих детей не бывает
16 июля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

19 июля 2016 15:18

Искусство размером с чемодан

Гостем третьей смены форума "Таврида" стал независимый куратор и арт-критик Антонио Джеуза

© официальный сайт форума "Таврида"
© официальный сайт форума "Таврида"

Гостем очередного образовательного дня смены молодых художников, скульпторов и искусствоведов форума "Таврида" стал независимый куратор и арт-критик Антонио Джеуза. Вместе с участниками форума он взглянул на историю "контемпорари" искусства нашей страны. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте форума.

"История современного искусства в России начинается с попытки создать оформленную сигнальную систему между творческим образом, произведением художника и самим зрителем, то есть “потребителем” арта", — отметил Джеуза.

Характерной чертой "современного" искусства нашей страны до начала 90-х гг. являлась его "подпольность", отсутствие официальных каналов распространения. "Жизнь была возможна только в подполье, в мастерских или среди друзей, ни о каких выставках или экспозициях не могло быть и речи. Всё это было под запретом, авангардисты, тут можно вспомнить знаменитый визит Никиты Хрущёва в "Манеж" на выставку студии "Новая реальность", нонконформисты существовали сами в себе, отстранившись не только идеологически, но и финансово, не подчиняясь законам набирающего обороты рынка", — подчеркнул критик.

Современное искусство параллельно развивалось в рамках двух направлений — московского и ленинградского обществ. "Одно из ключевых различий московского нонконформизма от нонконформизма ленинградского заключается в том, что в столице художники жили и общались, обменивались идеями и мнениями с поэтами, а в Ленинграде — с музыкантами", — рассказывал Джеуза.

"Молодые художники того времени срабатывались вместе, вместе и жили. Они были пропитаны коллективным духом, духом свободы творчества, таким же, какой и сейчас есть среди вас на "Тавриде", — подчеркнул куратор.

Переломным моментом в истории современного искусства России стала "Бульдозерная выставка", организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года на окраине столицы в Беляеве. "Это действительно стало событием, так как этой выставкой сами художники хотели вызвать своего зрителя на диалог, выйти из своего подполья и заявить о себе миру. Это стало началом перемен, которые привели к официально разрешённым со стороны властей выставкам в домах культуры и творчества, в том числе — в Ленинграде", — резюмировал Джеуза.

"Газа — Невская культура", получившая своё прозвище от названий домов культуры в Ленинграде, где выставлялись нонконформистские художники, затем Московский концептуализм Сретенского бульвара — Пивоваров, Булатов, Кабаков, российский поп-арт — Рогинский, Чернышёв, Турецкий, соц-арт Комара и Меламеда, группа "Коллективные действия", участники вместе с лектором разбирали ключевые этапы развития искусства, дойдя вплоть до 1988 года — легендарного аукциона русского искусства Sotheby’s. "”Другое” искусство того времени закончилось на ставке в £242 тыс. на аукционе в Москве. Именно тогда изменились правила игры и рынок, до сих пор державшийся в стороне от творчества этих людей, занял свою нишу", — отметил критик.

В конце выступления Джеуза обратил внимание участников "Тавриды" на одну характерную черту современного искусства нашей страны того времени. "Вы могли заметить, в процессе презентации я показывал вам на экранах примеры работ художников того времени, и очень многие из них, абсолютное большинство было написано на листах бумаги формата А4, максимум — А3. Это делалось специально, чтобы можно было быстро прятать или убирать в чемодан свои работы, скрывая их от лишних глаз", — напомнил гость площадки.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Древний Псковский кремль омолаживается
"Творческий отчет" Санкт-Петербургского государственного академического театра Комедии им Н.П. Акимова на московской сцене
Чужих детей не бывает

В Москве

Визуальные искусства вновь соединились в "Орлёнке"
Чисто шотландские убийства
О ремеслах на колесах. Уникальная выставка старинных велосипедов из Италии в Москве
Новости
ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть