"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

18 июля 2016 13:07

Дизайн - это не самовыражение

Победители конвейера проектов "Тавриды" Илья Полянских и Антон Балакин раскрыли "Ревизору" секреты своего будущего фильма об истории советского дизайна

© пресс-служба форума "Таврида"
© пресс-служба форума "Таврида"

Что такое дизайн, в чём его задача и какое место в его истории занимает Советский Союз? Студенты Уральского государственного архитектурно-художественного университета (УралГАХУ) и победители конвейера проектов Всероссийского молодёжного форума "Таврида" Илья Полянских и Антон Балакин точно знают ответ на этот вопрос. Уже в декабре они представят "пилотную" серию своего цикла документальных фильмов, посвящённых достижениям советских дизайнеров 60-90-х годов. А пока ребята раскрыли порталу Ревизор.ru основную цель проекта и секреты подготовки.

Ребята, поздравляю вас с победой! Расскажите более подробно о вашем проекте. Как вам, дизайнерам пришла в голову идея снимать кино?
 
Илья Полянских: Наша цель - создать серию документальных фильмов об истории советского дизайна на примере студии ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики - прим. редакции). Она была основана в 1962 году и те, кто её создавали, а затем развивали - это настоящие титаны промышленного дизайна. Например, основатель ВНИИТЭ Юрий Соловьёв проектировал яхту для самого Дуайта Эйзенхауэра - президента США. Он должен был приехать в СССР, и Хрущёв решил показать американскому президенту нашу страну с моря, поэтому распорядился построить специальную яхту.
 
Однако, к сожалению, молодое поколение дизайнеров ничего не знает об этих страницах истории. Ребята, которые сегодня идут учиться на дизайнеров, как правило закончили художественную школу. Они знают академическую живопись и рисунок, но не достаточно хорошо знакомы с историей и теорией, что приводит к фундаментальным проблемам. Даже после окончания вуза у ребят нет понимания, что такое настоящий дизайн и кто его отцы-основатели. Они выходят на работу и продолжают думать, что их задача - рисовать картинки и таким образом самовыражаться. Но дизайн - это не самовыражение.
 
А что же такое настоящий дизайн?
 
Илья Полянских: Сегодняшнее поколение считает, что дизайн - это что-то прикольное, креативное, весёлое, неглубокое и несерьёзное. И это проблема есть даже в крупных студиях. Но дизайн, как гласит одно из определений, - это решение проблемы. Ответ "мне так нравится", который сегодня можно часто слышать, когда дизайнер объясняет свою идею, - это не ответ. Ему не должно нравится. Он должен создать нечто, что будет отвечать на запрос заказчика.
 
Антон Балакин: В дизайне есть художественная сторона, и ребята из-за отсутствия теоретических знаний фокусируются на ней. Мы и сами были такими, когда пришли на первый курс. Но на самом деле в дизайне не так много творчества. Это прикладная наука, которая решает задачу, поставленную заказчиком. Представьте себе, что крупный бренд с многомиллионной аудитории делает запрос на разработку логотипа. Недостаточно просто прийти и сказать: "Смотрите, какая классная идея. Давайте запускать". Заказчик должен понимать, на что он выделяет деньги. Ему нужна концепция, основанная на серьёзном исследовании. А концепция рождается не только из художественных навыков, но и знания контекста.
 
Ваши фильмы будут рассказывать о деятельности советской студии ВНИИТЭ. Неужели в Советском Союзе действительно была такая сильная дизайнерская школа?
 
Антон Балакин: Ещё какая! Когда мы начали разрабатывать идею фильма, мы обратились к Юрию Владимировичу Назарову - президенту Союза дизайнеров России. Он рассказал, что в СССР была очень сильная исследовательская школа. На идеях советских дизайнеров основано большое количество и западных концепций. В 80-х годах наши активно занимались футурологическим дизайном - пытались предвидеть будущее. И именно этому сейчас учат в топовых зарубежных дизайнерских школах - создавать продукт не для нынешнего рынка, а мыслить о будущем.
 
Илья Полянских: Когда создавался ВНИИТЭ, в СССР не было строгого понятия дизайна. Поэтому структура работы студии носила междисциплинарный характер. В ней работали архитекторы, художники, социологи. И поэтому исследования были такими объёмными и качественными. ВНИИТЭ занимался цветоведением, эргономикой, композиционным проектированием, и все это в сумме дало результат, который стал лучшим в мире.
 
Как же тогда получилось, что об этом мало известно широкой аудитории?
 
Илья Полянских: В Советской Союзе у дизайнеров не было желания выпендриваться. Они работали на страну. Это были, а те, кто ещё жив, продолжают оставаться очень скромными, искренними, чистыми людьми. Они делали фантастические вещи, но никогда не хвастались этим. Поэтому до сих пор о них толком ничего не известно широкой аудитории, нет ни одного фильма и мало кто вообще знает об их достижениях.
 
Антон Балакин: Во многом это было связано с самой системой, которой сегодня, в эпоху тотального капитализма, уже нет. Тогда люди получали государственные зарплаты и решали особые задачи. А сегодня дизайнер работает на себя. У него будут заказы только, если он известен, о нем говорят и пишут. Иногда дизайнер на самом деле не является настоящим профессионалом, но он раскручен, и поэтому к нему идут за заказами.
 
На чём будет построен сценарий "дизайнерского сериала"?
 
Антон Балакин: Цикл будет состоять из шести документальных фильмов. В них будут интервью, а также описания и анализ объектов, которые создавались ВНИИТЭ. С одной стороны, мы хотим воспеть дизайнеров студии и отдать им дань уважения. С другой стороны - на реальных примерах рассказать об особенностях их подходов.
 
Илья Полянских: "Пилотная" серия будет посвящена уральскому филиалу ВНИИТЭ, потому что мы учимся в Уральском государственном архитектурно-художественном университете и наши преподаватели являются представителями этого филиала. Многие из них уже уходят на пенсию, и мы хотим сохранить их знания и опыт для будущих поколений.
 
И когда нам ждать первую серию?
 
Антон Балакин: Сейчас мы начнём отбирать материал, создавать списки интервьюеров, искать по архивам информацию об объектах. Планируем связаться с Московским музеем дизайна. Потом начнём писать сценарий и раскадровку. Презентация первой серии состоится 15 декабря этого года в Уральском центре развития дизайна. Кстати, здесь на "Тавриде" к нам уже подходили ребята и высказывали желание принять участие в проекте. Вчера, например, ко мне подошла девушка - начинающий режиссёр, и мы договорились, что она будет нас консультировать.
 
А где ваш фильм можно будет увидеть?
 
Антон Балакин: Я думаю, что мы начнём с социальных сетей и канала на Ютубе. Выложим фильм там. В Екатеринбурге очень много дизайнерских сообществ, и мы рассчитываем на их поддержку.
 
Илья Полянских: Также мы планируем презентовать фильм на дизайнерских конференциях и форумах, рекомендовать его к просмотру на младших курсах профильных вузов. И конечно, надеемся, что нашей работой заинтересуются федеральные каналы. Вообще дизайнер - это авантюрист. Мы можем заниматься всем, решить любую проблему через дизайнерский подход. Есть истории, о которых надо рассказывать пока живы свидетели событий. Такую нужную молодым дизайнерам историю мы и хотим рассказать в наших фильмах.

Полный список победителей конвейера проектов смены "Молодых архитекторов, урбанистов и дизайнеров"
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Фестиваль REPBAZAFOLK станет трамплином для многих".
"Еще", "Шам", "Колобок", REPBAZAFOLK и путевка в жизнь
Группа "Северный крест": "Музыка как жизнь. Она не бывает только из чёрного и белого".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть