VI Фестиваль искусств им. П.И. Чайковского в Клину: "Неизвестный Чайковский"
13 августа 2020
О фестивале актуального искусства MOST в Калуге
13 августа 2020
Ялта - город счастья
12 августа 2020
Код Виктора Пелевина
11 августа 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Карло Гольдони. Венеция без масок

Великий комедиограф, реформатор европейского театра бережно превращал застывшие картонные черты в живые человеческие лица.

Фото: Coopculture.it
Фото: Coopculture.it

Карло Гольдони написал 226 пьес. Это букет из красивейших театральных цветов Средиземноморья, времён античности и эпохи Просвещения.

Карло Гольдони и Гоцци. Соперники, кумиры публики, рыцари итальянской драматургии. Историю их вражды на поле Венецианских театральных подмостков, следует понимать в сугубо эстетических категориях.
 
Их конфликт отдаёт хрестоматийным определением: один новатор, другой консерватор…
Дель Арте (комедия масок, итальянский площадной уличный театр) не просто хаотичная пляска масок, насыщенная вольными импровизациями и спонтанным варьируемым текстом. С древних времён — это смесь карнавала и мистерии. Грубой сатиры и песенно - танцевальной стихии, смешанной с первобытным страхом, сладострастием и романтизмом.

Фото: 24smi.org
 
Гоцци очень хорошо чувствовал эту синтетическую структуру, и сложил элементы национальной итальянской традиции в собственный узор сказки. Смешной, страшной, исполненной загадок и фантастики.
 
Труппа комика Антонио Сакки и драматурга Гоцци не промахнулась. Публика хотела увлекательных, загадочных, занимательных, экзотических историй. 

Фото: 24smi.org

Восемнадцатый век — закат пышной, роскошной, могущественной Венецианской республики. В такие времена зритель желает развлечений, забытья, бесконечного праздничного пылкого обмана.
 И тут появляется наш герой с "демократическими" идеями Вольтера и Руссо.


Фото: 29palms.ru

Карло Гольдони хочет разгримировать привычные маски Панталоне, Бригеллы, Коломбины. Заменить их человеческими лицами. Характерами живых, узнаваемых персонажей. Более десяти лет длился поединок. Победила носатая карнавальная маска. Таинственная, сказочная, страшноватая птица оказалась нужней весёлого, смешного, но ...обычного человечка.
 
Да, Гольдони проиграл мировоззренческий, театральный, философский поединок  Гоцци и удалился в Париж , город передовых идей и грациозных салонов.
 
Там  встретил признание, королевскую пенсию. Но он скучал по своей Венеции! Его "Мемуары" печальны. Там автор скромничает по поводу себя. Гоцци же шипит как змея на поверженного оппонента в своих "Бесполезных мемуарах".
Фото: Litfund.ru
 
Грусть Гольдони слышится между смиренных и несколько нравоучительных строк его последней "прозаической" автобиографической книги. Ушедшая трудная, авантюрная молодость, трезвость зрелости, овитая нескончаемыми трудами и славой. Старость, подслащённая королевскими милостями, на чужбине…
 
Но Венеция, итальянский, мировой театр не забыли, не потеряли своего автора. Его Мирандолины и Труффальдины, почитай каждый день выходят на сцену какого-нибудь, театра по всему миру!

Фото: Woman.ru 
  
Карло Гольдони, конечно, родился в Венеции! 25 февраля 1707 года. В венецианской интеллигентной, благополучной семье. Отец, Джулио Гольдони, известный в городе, врач, с обширной практикой, мог себе позволить невинное увлечение театром. Отдав распорядительной супруге бразды правления домашним   хозяйством, он пристрастил сына к сцене.
 
Дед, Карло Алессандро, в доме которого проходило детство впечатлительного ребёнка, поощрял занятную игрушку.

Фото: Zen.yandex.ru

Неизвестно, отец или дед подарили 4-х летнему Карло "настольный" марионеточный театрик. И малыш самозабвенно баловался с игрушечными человечками.
 
Забавно, что Гольдони, в зрелости, умудрённый традиционным театральным опытом театра масок, боролся с "марионеточным" существованием актёров на сцене.
 
Театральная страсть поглотила его, а рациональная половина личности привела в венецианскую среднюю школу, затем, соответственно, в иезуитские коллегии в Перудже и Римини.
 
Фото: Yandex.com

С 1723 по 1731 года зубрил тонкости правоведения. Защитил докторскую диссертацию. Получил диплом юриста, приобрёл приличную адвокатскую практику. Но бес Мельпомены не отставал от него в путешествии по гладкой карьерной лестнице. Был казус - его отчислили из одной коллегии за ёрнические сатиры на профессоров. Оно и понятно: сорвался, ведь каждую свободную минуту писал. Или читал. В просвещённой Италии он находил учителей. Плавта, Теренция, Менандра, а главное, Мольера! Впоследствии, его справедливо, упрекали в следовании французским канонам комедии.
 
Ходил на представления гастролирующих трупп. Писал и пристраивал свои первые драматургические опыты по местным театрам. Дебютировал как актёр, причём в женской роли! С труппой "Имера" из Вероны, он приехал в родной город на гастроли в 1734 году, и, если не покорил Венецию, то заставил всерьёз заговорить о себе как о драматурге.
 
Фото: Twitter.com
 
Хорошо принимаемые ранние пьесы: "Расточитель", "Банкрот", "Отменная женщина", уже несут в себе зародыш новой итальянской драматургии.  Но это не удовлетворяет уже сложившегося мастера. Новые театральные опыты, прежде всего в построении пьесы и приёмах актёрской игры изложены в программной на тот период пьесе "Комический театр". Позже он вернётся к своим теоретическим выкладкам в "Мемуарах".
 
Его интересовала театральность комизма, заложенная в изобретении конфликтов характеров. Предтеча реалистического, натурального подхода к воплощению смешного. Даже маску Панталоне, забавного, придурковатого старикана он оживляет, и перед зрителем предстаёт умный живой шут, со своей биографией. Стремление Гольдони уйти от буффонады приём не формальный. Он хочет преобразовать сам театр, изгнать из него ненужную грубость, беспардонное перевирание текста, неоправданные логикой характера и повествования, произвольные мизансцены.
 
Фото: Muzteatr27.ru

С труппой Медебака, уже обосновавшись в Венеции, забросив юриспруденцию, он ставит свои "зрелые" комедии: "Хитрая вдова" (1748 год), "Честная девушка" (1749год). В этот, самый плодотворный и удачливый период (с 1748 по 1753 годы), мастер задаривает взыскательную публику такими шедеврами жанра, как "Лгун", "Феодал", "Истинный друг", Честный авантюрист", "Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы").
 
16 комедий написаны им за два года. Но более выгодный контракт соблазняет его уйти от Медебака к труппе братьев Вендрамин. И в театре "Сан-Лука" он более десяти лет продолжает писать и ставить пьесы. Драматург пробует себя и в затверженных, и в экзотических сюжета, в трагикомедии, но к 60- м годам возвращается к излюбленной стезе народной комедии. Комедии нравов , характеров… Он, сам того не подозревая, торит дорогу театру психологическому, пришедшему уже в 20-ом веке.

 Фото: Live-and-learn.ru

Комедия "дель арте", во всём своём театральном оперении карнавала, нужна ему как отправная точка, трамплин для прыжка в познание сокровенных свойств человеческой натуры. Вот за что его не жаловали приверженцы традиции!
 
В шестидесятых годах галантного, авантюрного восемнадцатого века, в своих комедиях он переходит от едкой насмешки и саморазоблачающего юмора к спокойной иронии.
 
Но венецианская капризная, переимчивая публика "устаёт" от психологических, "демократических" перипетий его пьес. В сущности, Гоцци победил. Венеция выбрала маску. Миф, а не логос. Карнавал, а не салон.
 
В 1761 году Гольдони ставит своё метафорическое прощание со своей великой Родиной. Но он не уходит в небытие! Его ждёт другой великий город Европы - Париж.

Фото: LiveIntern

И Париж, при всей экзотичности, город либеральных потрясений, встречает венецианца ласково. Он преподаёт итальянский язык королевским детям, пишет либретто для оперы. Даже пишет новую редакцию своей старой пьесы "Тодеро — ворчун". На французском языке. Его обновлённый "Ворчун-благодетель" имеет успех у парижского зрителя.
 
Но это уже не тот фейерверк оваций и восторга, который мастер пережил во времена венецианской славы. Драматург умён. Понимает, что его век заканчивается.
 
Он пишет свои "Мемуары" как добропорядочный классик-просветитель. Не выпячивая себя, а пытаясь рассказать посредством автобиографии о тайнах театра, чудесах актёрского мастерства, прелестях разных итальянских театров, и конечно, о самой благодатной Венеции.

Фото: Club.foto.ru

Королевской пенсии хватило для спокойной смерти в Париже (по иным сведениям, в Версале), 6 февраля 1793 года.
  
Он не был ярким просветителем, фанатиком "сокрушения основ". Он не был меланхолическим мечтателем, не стремился стать Властителем дум.
Вдохновлялся неуловимым "духом" театра, величественным и жалким, притягательным и отталкивающим, живительным и смертельным.
 
Познав успехи и провалы, Карло Гольдони встретил смерть, как и следует драматургу, спокойно, давно примирившись с тем, что каждый спектакль имеет свой финал.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Онлайн-интенсив о съёмке ивентов и событий стартует в эту субботу
О фестивале актуального искусства MOST в Калуге
VI Фестиваль искусств им. П.И. Чайковского в Клину: "Неизвестный Чайковский"

В Москве

"Непокорные": в Рязани представят творчество участников знаменитой "бульдозерной выставки"
Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть