Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

7 декабря 2017 22:43

Светлана Михаленко: “В планах столько красоты, что дух захватывает!"

В Московском “Театре Луны” ни на минуту не прекращается работа – грядет премьера. В гостях у "Ревизора" – дизайнер костюмов

Фото предоставлено Светланой Михаленко
Фото предоставлено Светланой Михаленко

Художественный руководитель театра Сергей Проханов готовит к выпуску свой новый спектакль “Матри-Архат”.

Увлекательная история, в которой реальность соседствует с миром фантазий и сновидений. Так случилось, что мужчины и женщины оказались по разные стороны. В основе режиссерского замысла две составляющие мира – мужской остров и женский. Что ждет зрителей на “лунной” сцене, каким предстанут перед ними герои-”островитяне”? Свой ответ на этот вопрос есть у Светланы Михаленко, которая работает над созданием сценических костюмов.
 
Светлана Михаленко. Мужской остров – это заброшенный гарнизон, оставшийся без женского влияния. Мне показалось, что полярных условиях в отсутствии женщин вряд ли можно найти тепло и уют, поэтому получается такой “хлорированный” пейзаж: серо, блёкло, холодно. Поэтому первый вариант эскизов костюмов, который я предложила Сергею Борисовичу, был весьма радикален: стёганые брезентовые комбинезоны, тулупы и валенки. Из материалов - ватин, металл, бетон. Однако Сергей Борисович Проханов меня скорректировал, обратив внимание, что мужчины, конечно, живут в отрыве от цивилизации, но, это действующая армия. Так появилась форменная одежда, которая на первый взгляд практически у всех одинаковая, но при этом визуально отражает характер каждого героя. Например, если мы говорим про Остапа, то в его костюме есть намёк на канонический образ великого комбинатора, а если про Полковника, который главный на мужском острове, в его костюме есть элементы, подчеркивающие звание: высокие офицерские сапоги, шинель…  
 
Можно предположить, что у прекрасной половины человечества островная жизнь будет принципиально иной?
 
Светлана Михаленко. На женской половине мира кипит жизнь, светит солнце, природа переливается яркими красками, словом, рай на земле. В настоящий момент мы ещё в художественном поиске: идёт обсуждение, какой одежде отдать предпочтение. Если в приоритете будет образ прекрасных дикарок-амазонок, то в костюмах появляется этника и природные фактуры – кожаные и меховые элементы, солома.  Ну, а если это некая проекция ведической секты, представительницы которой уединилась на острове для медитации, то в этом случае будут белые натуральные фактуры: лён, марлевые сетки, тонкий хлопок. Не исключена компиляция двух образов для определенных сюжетных событий. К тому же Сергей Борисович хочет провести параллель, отождествляя остров “Матри” с Украиной, а остров “Архат” - с Россией. Ведь неспособность к диалогу не только может привести к ссоре между мужчинами и женщинами, но и между целыми государствами. И в этом случае в женских костюмах возникают цветочные элементы, которые визуально отсылают нас к украинскому национальному костюму.
 
Фото предоставлены Светланой Михаленко

Одно дело, когда всё существует в воображении художника и совсем другое, когда эскиз обретает материальное воплощение и начинает взаимодействовать с человеком. Насколько для вас, как для модельера, сложен переход от замысла к реальности?
 
Светлана Михаленко. У меня в итоге всегда получается лучше, чем было задумано, потому что я - коммерческий дизайнер, а не иллюстратор, и заточена именно на воплощение образа, а не на его изображение. То ли я рисую хуже, чем придумываю, то ли придумываю лучше, чем рисую, но результат всякий раз превосходит эскизы. Поэтому если неплохо на бумаге, в реальности точно будет значительно лучше.
 
К сценическому костюму предъявляются особые требования, ведь у него более сложная функциональная нагрузка по сравнению с ординарной одеждой…
 
Светлана Михаленко. Разумеется. Поэтому мы предполагаем присутствие специальных танцевальных материалов с высокой степенью растяжимости - до 300-400 процентов, чтобы актёры не испытывали дискомфорт в работе, чтобы ощущали костюм как вторую кожу. Также в театральном искусстве, как и в любом другом, необходимо учитывать и специфическое освещение. Константин Розанов, художник-постановщик спектакля, обратил мое внимание, что я выбираю нюансные цвета…
 
Например, все оттенки серого?
 
Светлана Михаленко. Да. Серого или бежевого. Но свет все “смешает”, скроет нюансы. Так что определенные коррективы на счет контрастности костюмов я внесу обязательно. В этом вопросе я склонна доверять Косте, потому что он матёрый театральный волк по сравнению со мной (смеётся).
 
Каждый костюм, в том числе и по цветовой гамме – это ещё характер и настроение персонажа?
 
Светлана Михаленко. Конечно! Однако помимо характера персонажа необходимо учитывать также фактуру актёра, его оттенок кожи, цвет волос, мимику, характер движения. Все эти показатели я учитываю, работая над костюмом, потому что убеждена: актеру (а особенно – актрисе) должно быть комфортно и приятно “носить” цвет, силуэт, образ. На мой взгляд, только в этом случае, получив отдачу от режиссера, художников, актера, персонаж раскрывается максимально.
 
Фото предоставлены Светланой Михаленко

А с чего вообще всё началось?
 
Светлана Михаленко. У меня два высших российских образования – я дизайнер и… инженер. Сначала окончила ТюмГНГУ, а позже получила дизайнерское образование в СФГА. Когда мне было 22 года, решила поехать во Флоренцию в International Institute of Fashion Design and Marketing “Polimoda”. В то время была деканом Линда Лоппа, которая открыла миру “антверпенскую шестерку”, Рафа Симонса, Мартина Марджелу… Я надеялась после летней программы остаться на мастерский курс, закончить институт и пойти работать дизайнером в какую-нибудь маленькую итальянскую компанию, чтобы дорасти до главного дизайнера в какой-нибудь большой. Но, как известно человек предполагает… Когда показала комиссии свои работы, глава департамента Моды Патрик де Мунк сказал: “Снимаю шляпу. Большему чем ты умеешь, “Polimoda” тебя не научит. Езжай в Россию и открывай свою марку”. Я, естественно, как нормальный советский человек, от шикарного комплимента расстроилась, ведь это означало продолжение поиска нового вектора в жизни.
 
И новый вектор привел вас в Московский “Театр Луны”. Как это случилось?
 
Светлана Михаленко. Сергей Борисович “нашёл” меня на МКММ - Московском международном конкурсе молодых модельеров, в котором он был председателем жюри.
 
В финале конкурса участникам было дано такое задание: создать два образа, один из которых представлял бы образ повелителя мира: управленца, теневой силы, контролирующей мировой порядок, а второй – жреца: силы, ему противостоящей. То есть показать, что всегда есть два персонажа: тот, кто управляет и тот, кто подчиняется. Поразмыслив, я решила, что все не так однозначно, что мир полярен, и что даже тот, кто привык управлять и подавлять, совершенно точно позволяет кому-то управлять им. Системе, собственным страстям или малюсеньким кудрявым дочкам – это уже другой вопрос. Поэтому, два образа я объединила в один и предложила на конкурс костюм марионетки, у которой под юбкой размещался театр марионеток –  получалось, что моделью управляют, но при этом управляет и она сама. Долго не могла додуматься, как заставить всю систему работать – ключ подсмотрела в Театре Марионеток Резо Габриадзе, а перед самым концертом зашила в куклы железные монеты – чтобы марионетки активнее возвращались на места. Номер в исполнении Ольги Карпуховой и постановке Анны Дельцовой получился лёгким и радостным, не смотря на то, что трактовал довольно серьёзную тему. Наш посыл заключался в том, что не стоит слишком ожесточенно противостоять миру, выясняя кто там им управляет, а надо всего-то знать и делать своё дело, быть гибким и умным, и тогда будет внутреннее счастье. Проханов меня заметил и пригласил в театр. Для меня это была большая честь, и я с удовольствием принялась за работу: уже через месяц я принесла художественному руководителю первые эскизы, всю эту историю с “хлорированным” севером, с островными цветами и фактурами. Сергею Борисовичу идея пришлась по вкусу, и мы потихоньку начали работать. И, по-моему, получается хорошо.
 
У Вас уже был театральный опыт?
 
Светлана Михаленко. Да, я начинала карьеру в Сургутском музыкально-драматическом театре.
 
Волнуетесь?
 
Светлана Михаленко. Волнения нет, но есть свойственная мне ответственность: важно не подвести, почувствовать именно то, что ожидает увидеть Проханов. Важно со всех сторон раскрыть персонажи и тему спектакля. Сергей Борисович делает это со своей, мы с Константином Розановым - со своей, актеры - со своей, но необходимо, чтобы все мы говорили об одном. И здесь я, как и остальные, сосредоточена на том, чтобы чётко понять, что хочет Сергей Борисович, и сделать так, как видит он.
 
Вы - дизайнер одежды, художник по костюму в театре, модный эксперт на ТВ, лауреат премии Carlin International Group, а сегодня ещё и автор собственной марки одежды…
 
Светлана Михаленко. Для меня наступающий 2018 год обещает быть особенным. Выйдет “мой” первый крупный спектакль, и откроется первый именной московский магазин. В планах столько красоты, что дух захватывает!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть